Фестиваль за железным занавесом

Автор: Maks Мар 6, 2019

60 лет назад, 3 августа 1959 года, в столице СССР открылся I Московский международный кинофестиваль. Подобное мероприятие в СССР было просто необходимо: власть жаждала показать миру — мы тоже не лыком шиты.

I Московский кинофестиваль стартовал в 1959 году. Но еще в 1935 году при Сталине в Москве провели фестиваль, которому происвоили №1. Правда, устроители фестиваля 1959 года постарались о нем забыть и начали историю с чистого листа.

Отличная программа

И наверное, зря. Ведь еще в в 1934 году программу, представленную СССР в Венеции, наградили «Кубком Муссолини» (предшественник «Золотого льва»). И на Московском фестивале 1935 года тоже было немало достойных фильмов.

Председателем жюри тогда выступил сам Сергей Эйзенштейн. Картины прислали из 19 стран. Конкурсную программу фестиваля открывал фильм «Чапаев», он и получил первый приз. Награды также удостоилась картина Александра Птушко «Новый Гулливер», которая была высоко оценена Чарли Чаплином.

Переводчик с французского Александр Брагинский так вспоминал о самом первом советском кинофестивале: «Я был тогда мальчишкой и бегал туда, задрав хвост, каждый день. Я жил на Петровке, так что бежать было недалеко. Попасть внутрь не было проблемой — тогда всех пускали. И я не скажу, что зал был битком, нет. Все-таки фестиваль был какой-то неожиданной вещью для Москвы, такого еще не было никогда, и люди не были к этому подготовлены. Да, тот фестиваль был очень хороший. И жюри очень интересное, Сергей Эйзенштейн его возглавлял. Показывали много хороших фильмов. Например, «Частную жизнь Генриха VIII» Александра Корды и «Последнего миллиардера» Рене Клера. А еще были немцы интересные и итальянцы, разумеется. Ладный был фестиваль!»

Второй под названием «первый»

Иосиф Сталин прикрыл первый советский кинофестиваль в том же 1935 году — назревала Вторая мировая война, было не до кино. Следующий фестиваль открыли в Москве лишь через 24 года, в 1959-м. Это была затея режиссера театра и кино Сергея Юткевича. А дело было так.

В 1946 году Сергей Иосифович в составе советской делегации попал на I международный Каннский фестиваль со своей картиной «Здравствуй, Москва!». Приза он не получил, зато воодушевился идеей проводить подобный фестиваль в СССР с приглашением зарубежных кинозвезд. В следующий раз советские кинематографисты оказались на Каннском фестивале в 1954 году. И там Сергей Юткевич буквально блистал, общаясь с Жаном Кокто, Жан-Полем Сартром, Анри Матиссом, Пабло Пикассо и вообще чувствовал себя в родной стихии. В очередной раз он побывал в Каннах в 1956 году. А уже через три года в Москве открылся отечественный кинофестиваль, поддержанный секретарем ЦК, будущим министром культуры Екатериной Фурцевой.

Председателем жюри первого ММКФ, который, кстати, проходил под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами», стал режиссер Сергей Герасимов. Именно на его курсе во ВГИКе учился Сергей Бондарчук, фильм которого — «Судьба человека» — стал победителем Московского кинофестиваля в 1959 году. Бондарчуку было явно мало одного актерства — с самого начала он мечтал о режиссуре.

Драматичная история жизни Андрея Соколова из фильма «Судьба человека» конкурировала на первом ММКФ с фильмами из Италии, Франции, Индии, Китая, США, Бразилии, Ирака, Пакистана — всего из 25 стран, но обогнать ее в борьбе за Гран-при, а затем и за зрительскую любовь не смог никто.

Забегая вперед, скажем, что спустя шесть лет после своего режиссерского дебюта Сергей Бондарчук получил еще один главный приз Московского кинофестиваля — за свою масштабную сагу «Война и мир». Тем не менее дебютная работа Бондарчука, что бывает не слишком часто, осталась, пожалуй, его самой пронзительной картиной.

На кинофестивале зрители могли увидеть такие фильмы, как «Дневник Анны Франк» американского режиссера Джорджа Стивенса, «Индия» Роберто Росселини, «Красная черта» Матти Кассилы, «Крик с улиц» Льюиса Гилберта, «Мы — вундеркинды» режиссера из ФРГ Курта Хофмана и многие другие. Вообще, по словам историка кино и отборщика ММКФ Владимира Дмитриева, «отбор был довольно строгий, боялись выбрать не соответствующее тому, что должен видеть советский зритель».

Александр Брагинский, который на этом фестивале был уже не маленьким зрителем, а работал переводчиком, вспоминал: «Фестиваль 1959 года — это было нечто! Все происходило в гостинице «Москва». «Москва» была штабом — там были все службы, все начиналось оттуда. И очень активно, конечно, работало Бюро пропаганды, которое преимущественно занималось тем, что развозило гостей по различным кинотеатрам. Перед началом фильма гости выходили на сцену, а кто-то из нас представлял их: «К вам приехали ведущие актеры и режиссер фильма, который вы сейчас будете смотреть и получать большое удовольствие». Все хлопали, гости кланялись, и вся наша делегация удалялась в соседнюю комнатку, где нас очень хорошо угощали».

Юрий Гагарин и Джина ЛоллобриджитаПо словам Брагинского, все было необычайно трогательно. К примеру, происходили бесконечные накладки: то не привезли картину в кинотеатр, то не пришел переводчик переводить картину, то еще что-нибудь. Однако эти накладки не сердили гостей. Они с пониманием говорили: «Ну и что, вы же только учитесь, как проводить кинофестиваль».

Кинокритик, отборщик ММКФ Евгения Тирдатова также считает, что «первый фестиваль был мощный, один из лучших в советское время, все хотели приехать и посмотреть, что происходит за железным занавесом».

И конечно, для советских зрителей это в самом деле был глоток свежего воздуха, ведь они получили возможность увидеть французские, итальянские, американские и другие, не только отечественные, фильмы.

Звездные гости

На I Московский кинофестиваль прибыла в качестве гостьи французская актриса русского происхождения Марина Влади, которая за три года до этого, в 1956-м, снялась в фильме «Колдунья», картине, околдовавшей всех советских мужчин. Ее муж Робер Оссейн был даже уязвлен тем, как все узнают и восхищаются его женой, на него же почти не обращают внимания: до его триумфа в «Анжелике — маркизе ангелов» оставалось еще несколько лет. На этом фестивале, кстати, был представлен французский фильм «Приговор» с Мариной Влади.

В 1961 году гостьей II Московского кинофестиваля стала блистательная Элизабет Тейлор, которая прибыла вместе с мужем Эдди Фишером. Голливудская дива не только принимала участие в фестивальных торжествах, но и охотно гуляла по Красной площади.

В этом же году фестиваль посетила другая кинозвезда — Джина Лоллобриджида. На фестивале Джина пообщалась с Юрием Гагариным, который на тот момент уже слетал в космос.

Их обоих много и с удовольствием снимали советские фотокорреспонденты. Джина и сама сделала фотопортрет первого космонавта, на оборотной стороне которого он написал актрисе: «Я был в небе и видел очень много звезд, но ты — самая красивая звезда в мире».

Спустя два года Москву посетила еще одна легенда — французский актер Жан Маре. Тогда почти все отечественные актрисы пытались привлечь внимание кинозвезды с таким мужественным лицом, еще не зная, что женщинами он… совсем не интересовался.

В трудные перестроечные годы Московский международный кинофестиваль чуть было не прекратил свое существование, но потом у него открылось новое дыхание. По словам Евгении Тирдатовой, «с 1995 года началась новая история фестиваля, и престиж, который был в советское время, мы медленно, мучительно зарабатываем…»

Алина ДАНИЛОВА

Важная встреча

Марине Влади настолько понравилось в Москве, что в 1965 году она стала членом жюри Московского фестиваля. А в 1967-м, приехав на очередное киномероприятие, Влади познакомилась с Владимиром Высоцким. Эта встреча навсегда изменила жизнь обоих актеров.



,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,198 сек. Потребление памяти:8.41 mb