Гексоген для Горби

Автор: Maks Апр 16, 2022

В 1980-х годах на советские железные дороги обрушилась волна страшных, кровавых катастроф. С началом горбачевской перестройки аварии следовали одна за одной. А в 1988 году произошло и вовсе неслыханное ЧП — в Арзамасе взлетел на воздух целый поезд с гексогеном…

Железнодорожный состав вез взрывчатку для советской горной промышленности. В вагонах было 30 тонн гексогена, а также аммонал, октоген, тротил (всего 120 тонн взрывчатых веществ). Утром 4 июня 1988 года в 9:32, когда состав проезжал через город Арзамас, вся эта смертоносная масса взрывчатки внезапно детонировала.

Чудовищный взрыв полностью уничтожил прилегающие кварталы. По официальным данным, был разрушен 151 дом, погиб 91 человек, еще около 1500 получили ранения разной степени тяжести. Но сухая статистика не может выразить того, что простые арзамасцы видели своими глазами.

Палец фельдшера

На железнодорожном переезде, где произошел взрыв, стояли автомобили — они пропускали состав. Всего было 12 машин — включая скорую помощь и пассажирский автобус. Почти все, кто был в этих машинах, — погибли. Людей в буквальном смысле разорвало на мелкие кусочки. От бригады скорой помощи остался только палец фельдшера с обручальным кольцом. А еще очевидцы запомнили запах — сладковатый запах горелого человеческого мяса.

Город был полностью парализован — на перевозку убитых и раненых бросили все пассажирские автобусы. В больнице не хватало мест для трупов — их складывали друг на друга в коридоре. Но еще больше, чем трупов, было мешков с фрагментами человеческих тел. Милиционеры и солдаты, пригнанные на пепелище, собирали останки погибших голыми руками: перчаток им не выдали.

Подобные «картины из ада» можно приводить еще очень долго. Но, помимо трагической, в этом арзамасском взрыве есть и загадочная сторона. Люди задавались вопросом: а точно ли это был несчастный случай? И нет ли какого-то иного объяснения произошедшей катастрофы?

Да и что могли думать люди, если даже официальное объяснение очень сильно «хромало». Следствие так и не смогло дать убедительного ответа — как стала возможна детонация опасного груза? В итоге в качестве причины катастрофы указали следующее: якобы какая-то металлическая деталь внутри вагона отвалилась и ударила по рассыпанному на полу порошку взрывчатого вещества, что и вызвало детонацию.

Был второй поезд?

Остатки поезда после взрыва в АрзамасеВозник устойчивый слух, будто в момент взрыва рядом, на станции, стоял еще один поезд — секретный. Он ехал из Арзамаса-16 — кузницы советского атомного оружия. И вез этот второй поезд ни много ни мало ядерные боеголовки для советских ракет! Именно этот «атомный поезд» и был №1 главной мишенью диверсантов.

Взрыв должен был произойти, когда поезда будут находиться рядом друг с другом. Но по счастливой случайности (или по традиционной советской безалаберности) состав с боеголовками задержался на несколько минут. Задержка спасла Арзамас от участи «второго Чернобыля».

Свидетели рассказывали, что сразу после взрыва в город прилетело несколько армейских вертолетов. Оттуда вышли генералы. Увидели, что секретный состав не взорван, — и улетели. Сам секретный поезд после этого сразу же отогнали в обратном направлении.

Не все поддержали версию «секретного поезда». Взрыв в Арзамасе, по их мнению, мог быть связан вовсе не с атакой на советский атомный щит, а с атакой на психику граждан СССР!

Словно кто-то хотел внушить жителям СССР: смотрите, правящий режим не справляется со своими основными функциями! Он не может вас накормить и не может вас защитить. Тогда зачем же нужен такой режим?

Перестройка любой ценой?

Неужели арзамасская и многие другие катастрофы были спровоцированы намеренно — чтобы побудить граждан активнее поддерживать горбачевскую перестройку?

Многие современники тех событий полагали, что так и есть. Правда, это понимание к ним пришло спустя несколько лет — когда стали видны результаты той самой перестройки: развал Советского Союза, разрушение советской военной мощи, полный крах экономики.

Нижегородский губернатор (а в 1988 году — первый секретарь Горьковского обкома КПСС) Геннадий Ходырев утверждал: «Кому-то было выгодно сформировать у населения страны уверенность в неспособности власти тех лет управлять государством, обеспечивать безопасность граждан. Утонул теплоход «Нахимов», взорвалась Чернобыльская АЭС, взрыв в Арзамасе. И нигде не нашли виновных».

Руководитель КГБ по Горьковской области Леонид Виноградский вспоминал, что основной версией у чекистов была «диверсия для нанесения урона государству».

Иван Скляров (в момент трагедии занимавший должность председателя Арзамасского горисполкома) говорил позднее: «Это была катастрофа того же уровня, что и Чернобыль. В то время шло разрушение великой империи. Думаю, это было одно из звеньев цепи организованных катастроф».

Вскоре после взрыва история приобрела поистине мистический оттенок. В московскую прокуратуру из Новосибирска пришло заказное письмо без обратного адреса. Внутри оказался настенный календарь за 1988 год с фотографией актера Олега Янковского.

Этот календарь вышел многомиллионным тиражом. Так вот, оказалось, что дата 4 июня на нем как будто бы обведена. А наручные часы Олега Янковского на этой фотографии показывали именно то время, когда произошел взрыв. Получается, взрыв был предсказан заранее?

Была проведена тщательная проверка. Следователи нашли фотографа, который снимал Янковского. Оказалось, что снимок был сделан в ходе кинопроб к фильму «Успех», вышедшему еще в 1984 году. Цифра 4 в июне вовсе не была обведена: это на негативе фотографии образовалась царапина или просто волосок попал. Правда, время на часах примерно соответствовало времени взрыва — но это простое совпадение.

Это не фантастика?

«Они двигались быстро под прозрачным ночным небом Западной Сибири. Предстоял заключительный этап операции… По команде компьютер быстро открыл и тут же закрыл клапаны на трубопроводах, и от гидравлического удара они лопнули в десятках мест. Потоки нефти хлынули на землю, и потребовалась всего лишь одна-единственная искра, чтобы их воспламенить… И в этот момент лопнули трубопроводы там, где бензин, нефть и газ пересекали реку Обь. Вокруг, казалось, запылал весь мир…» (Том Клэнси, «Красный шторм поднимается», 1986 год).

Так в крутом бестселлере Тома Клэнси диверсанты уничтожали магистральные советские трубопроводы. В книжных магазинах США роман стоял на полках с пометкой «фантастика»…

Спустя три года после выхода книги агонизирующий Советский Союз потрясла страшная катастрофа. На трубе газопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье внезапно образовалась щель. Газ хлынул в низину, где находился железнодорожный перегон Аша — Улу-Теляк (недалеко от Уфы). Достаточно было лишь одной-единственной искры…

В ночь на 4 июня 1989 года по перегону мчались два переполненных пассажирских поезда: Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск. В этот роковой момент раздался взрыв фантастической силы. Гигантские столбы пламени охватили пассажирские поезда, выжигая все живое. Казалось, что вокруг запылал весь мир…

В тех поездах сгорели 575 человек. Ни до, ни после железные дороги России не знали катастрофы такого масштаба. И это была совсем не «фантастика».

Марат КУРАМШИН

ПРОРОЧЕСТВО ПРОХАНОВА

Гексоген получил свое название по внешнему виду его структурной химической формулы. Впервые его синтезировал в 1890-х годах сотрудник прусского военного ведомства Ленце. Именно это вещество фигурировало в разных эпизодах со взрывами конца 1980-х — начала 1990-х годов, о чем Александр Проханов написал роман с названием «Господин Гексоген».

  Рубрика: Война и политика 161 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,199 сек. Потребление памяти:9.02 mb