Гибель «Ленина» и «Сталина»

Автор: Maks Фев 10, 2022

Потери морских судов СССР в начале Великой Отечественной войны, носивших имена Ленина и Сталина, долгое время были засекречены. Их гибель сопровождалась значительными человеческими жертвами.

Роковой приказ

Этот элегантный двухтрубный красавец был построен перед Первой мировой войной на судоверфи в немецком Данциге и получил имя «Симбирск». Он развивал скорость до 17 узлов при длине 94 метра, ширине 12 метров и осадке 5,4 метра.

Пришедшие к власти в 1917 году большевики переименовали судно в «Ленин».

В сентябре 1925 года по решению правительства, несмотря на большие трудности с продовольствием в стране, «Ленин» доставил груз безвозмездной помощи в японский порт Нагасаки для жителей, пострадавших от землетрясения. Затем он был переведен на Черное море, где совершал рейсы между Одессой и Новороссийском. В 1941 году пароход модернизировали и назначили его капитаном Ивана Семеновича Борисенко.

В 1937 году «Ленин» неоднократно доставлял гуманитарные грузы в республиканскую Испанию. С началом Великой Отечественной войны перевозил эвакуированных из Одессы в Мариуполь. Дюжину раз был атакован вражескими пикирующими бомбардировщиками, но, к счастью, никаких повреждений не получал.

Фашисты упорно охотились за ним. Отправить на дно судно с таким названием и раззвонить об этом на весь свет — прекрасный был шанс пропаганде рейха доказать силу и мощь германского оружия и посеять панику среди советских людей.

Однако, чтобы нанести «Ленину» решающий смертельный удар, не потребовалось никаких усилий со стороны немецких подлодок и торпедных катеров.

24 июля 1941 года капитан Борисенко получил приказ: принять на борт очередную партию эвакуируемых одесситов и доставить их в Мариуполь. В качестве конвоя судно сопровождал только один военный катер.

Отдать швартовы!

Погрузка на пароход совершалась в обстановке невиданного ажиотажа. Одесситам хотелось скорее оказаться в безопасном месте, так как фашисты могли вот-вот занять город.

Капитан Борисенко учета принятых пассажиров не вел, в результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, положенных согласно официальному регламенту, «Ленин», как впоследствии выяснилось, принял на борт почти 5000 пассажиров и 600 тонн груза. Боцман судна доложил капитану, что судно перегружено, но, невзирая на это, прозвучала команда: «Отдать швартовы!»

Судно тяжело отвалило от пирса и вышло в море. Положение усугублялось тем, что с началом войны в прибрежных зонах были выставлены оборонительные минные заграждения и введен особый режим плавания, предусматривающий обязательную лоцманскую проводку. Плавание осуществлялось по специальным, очень узким фарватерам, о которых знал ограниченный круг лиц.

К сожалению, единой и отлаженной службы обеспечения коммуникаций, которой подчинялись бы как капитаны, так и лоцманы, на Черном море в первые месяцы войны не было. Проводку судна осуществлял молодой лоцман лейтенант Иван Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища. Он не имел практических навыков вождения судов большого водоизмещения.

За полчаса до полуночи мощный взрыв заставил содрогнуться все судно. Оно стало оседать носом и стремительно крениться на правый борт. Началась паника.

«Ленин» затонул через семь минут. Спустить удалось лишь две шлюпки. За право оказаться в них (как и за спасательные круги) шла ожесточенная борьба.

Военный трибунал

Сотни людей оказались в воде. Не умевшие плавать начали тонуть. Над водой витали ужасающие крики, стоны и проклятия.

Подоспевшие суда и катера сумели спасти только 600 человек. Остальные нашли последнее упокоение на морском дне.

Члены экипажа парохода «Ленин» вели себя мужественно и самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно.

Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними.

11 и 12 августа 1941 года в Севастополе состоялось закрытое заседание Военного трибунала Черноморского флота. По городу прокатилась волна невероятных слухов. Выдвигались самые разнообразные версии гибели «Ленина»: от атаки вражеской подводной лодки до столкновения парохода с советской плавающей миной. Однако следствие установило, что из-за неточной прокладки курса «Ленин» у мыса Сарыч задел самый край минных заграждений и подорвался.

В этом судьи узрели вину лоцмана и его преступную неопытность. В результате лейтенант Иван Свистун получил расстрельный приговор, который был приведен в исполнение 24 августа 1941 года. 18 августа 1992 года Военный трибунал Черноморского флота реабилитировал лоцмана посмертно.

Естественно, никаких сообщений об этой чудовищной трагедии в советских СМИ не было. Материалы расследования получили гриф «Секретно» и на долгие годы легли на полки спецхранов. В качестве основной причины инцидента было названо отсутствие у капитана судна карты советских минных полей, что говорит о несогласованности действий соответствующих военно-морских и гражданских ведомств.

Паника на борту

Турбоэлектроход «Иосиф Сталин»Через несколько месяцев после этой трагедии погиб прекрасно оборудованный по тем временам турбоэлектроход «Иосиф Сталин». Определенные выводы из гибели «Ленина» власти все же сделали. Когда 2 декабря 1941 года судно приняло на борт более пяти с половиной тысяч советских бойцов и офицеров (они составляли гарнизон оставляемого советскими войсками полуострова Ханко), ему было придано два десятка кораблей сопровождения и охраны. Погрузка людей сопровождалось спешкой и давкой. В каюты, рассчитанные на троих, втискивалась дюжина бойцов.

Тральщики и эсминцы заслонили «Сталина» от возможных неприятельских атак. Возможность нанесения удара с моря судну, носившему имя вождя всех народов, таким образом сводилась к минимуму. Но опять-таки усилий фашистов для потопления судна не потребовалось.

Как получилось, что тральщики, шедшие впереди «Иосифа Сталина», не обнаружили минное поле, до сих пор остается загадкой. Они просто проскочили его, а вот переполненное бойцами судно наскочило на мину.

Сильнейший взрыв привел к повреждению электропроводки, вследствие чего погас свет. Люди запаниковали в душных клетках кают. Они попытались выскочить на палубу, но отцы-командиры приказали задраить двери, ведущие к спасению. В полной темноте несчастные метались по коридорам и крыли на чем свет стоит своих начальников.

На какие-то секунды свет включился, но второй мощнейший взрыв потушил его. Третий взрыв довел панику до опасной черты. Бойцы судорожно прорывались к шлюпкам, давя друг друга. Кто-то прокладывал дорогу с помощью оружия, некоторые стреляли себе в сердце, понимая, что пути к спасению нет.

Следующий взрыв оторвал нос судна. Вода начала стремительно заполнять отсеки. Запертые бойцы молили о помощи, но никто помогать им не собирался.

Корабли-киллеры

В довершение всех бед по гибнущему судну ударили финские батареи. Под их огнем эсминец «Славный» подошел к накренившемуся «Сталину» и каким-то чудом сумел снять с него более 1500 человек. Оставшиеся на борту прыгали в ледяную воду и погибали от переохлаждения. Полное число жертв страшной трагедии составило 3849 человек.

Тем временем последовал жесткий приказ с берега: кораблям охранения оставить гибнущее судно и следовать к Гогланду, где располагалась советская военная база. Так «Иосиф Сталин» остался один на один с финскими артиллеристами и декабрьским морем.

Потерявшее ход, беспомощное судно еще два дня держалось на воде. Затем командир базы Гогланд отдал страшный приказ: «Двум большим торпедным катерам потопить турбоэлектроход «Иосиф Сталин».

Существует версия, что истинным автором данного приказа был сам Лаврентий Берия, который посчитал, что судно, носившее имя вождя, не может достаться врагу. Но «Иосифа Сталина» спасла ненастная погода — корабли-киллеры не сумели его обнаружить. По распоряжению того же Берии информацию о трагедии срочно засекретили.

Однако мир все-таки узнал о случившемся. Причем во всех подробностях. Их сообщили капитаны немецких кораблей, которые подошли к судну, разоружили бойцов, находившихся на нем, и доставили их в Таллин. Впоследствии пленные советские солдаты и офицеры были направлены в концентрационные лагеря, где многие из них нашли свою смерть.

Капитана «Иосифа Сталина» Николая Степанова, покинувшего судно последним (как и подобает капитану), фашисты направили на погрузочные работы в таллинский порт. Через связных он передавал советской стороне данные о движении немецких судов и грузов. Но это не спасло Николая. Когда фашисты были выбиты из Таллина, он оказался в руках компетентных советских органов и получил расстрельную статью «за вредительство».

Что касается самого «Сталина», то его выбросило штормом на эстонский берег. Остатки судна долгие годы ржавели и разрушались, напоминая о страшной трагедии, разыгравшейся в декабрьском море.

Владимир ПЕТРОВ

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 91 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,202 сек. Потребление памяти:8.99 mb