Херсонес: жемчужина Крыма

Автор: Maks Мар 21, 2022

Этому древнегреческому полису, расположенному на территории нынешнего Гагаринского района Севастополя, две с половиной тысячи лет. Причем городская жизнь в Херсонесе непрерывно продолжалась с V века до нашей эры до конца XIV века нашей эры.

ГОРОД АРТЕМИДЫ

В переводе с древнегреческого Херсонес означает «полуостров». Город был основан около 421 года до н. э. греками-колонистами из Гераклеи Понтийской (в Малой Азии). Чтобы не путать с другими существовавшими в древнем мире «херсонесами», наш Херсонес называют Таврическим.

Этот полис контролировал западное побережье Крымского полуострова. В центре хозяйничали скифы. На востоке образовалось созданное выходцами из Греции Боспорское царство со столицей в Пантикапее (Керчь).

Верховную власть в Херсонесе осуществляло народное собрание, в котором могли участвовать все свободнорожденные и совершеннолетние граждане мужского пола.

Царь (василевс) избирался на год, но выполнял только религиозные и представительские функции. Исполнительную власть представляли выборный совет и коллегии. За порядком на рынках следили агораномы, за точностью мер веса и объема — астиномы (их имена ставились на рукоятках амфор и пифосов для хранения зерна и вина). Учебными заведениями ведал гимнасиарх. Войском руководила выборная коллегия стратегов, позже замененных архонтами.

Судьи (дикасты) тоже были выборными и принимали решения путем тайного голосования камешками. За незыблемостью существующего государственного устройства наблюдала коллегия демиургов.

Находясь на окраине эллинистического мира, граждане Херсонеса, тем не менее, участвовали в общегреческих делах и выступали на Олимпиадах. Зерно из Тавриды (Крыма) играло важную роль в продовольственном снабжении Эллады, а выпускавшиеся в IV-III веках до н. э. в Херсонесе серебряные монеты получили хождение во всем Причерноморском регионе.

Покровительницей полиса считалась Артемида — богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, дарующая помощь при родах и счастье в браке.

В III веке до н. э. в Херсонесе писал труды некий Сириек, которого можно считать первым профессиональным историком, жившим на территории бывшего Советского Союза. К сожалению, созданная им работа не дошла до нашего времени, о ее существовании мы знаем из более поздних источников.

БИТВЫ СО СКИФАМИ

Херсонесцы пытались основать в Крыму другие колонии, но одновременно им приходилось вести борьбу со скифами. Пик ее пришелся на конец II века до н. э., когда скифы захватили Керкинтиду (на месте современной Евпатории) и разрушили Калос Лимен (на месте современного поселка Черноморское). Они подошли к самому Херсонесу, и его жителям пришлось обратиться за помощью к царю Понта (на территории современной Турции) Митридату VI Евпатору. Тот прислал войско во главе с полководцем Диафантом, который нанес противнику ряд поражений.

Взамен пришлось признать власть понтийского государя. Однако в 60-х годах до н. э. грозный Митридат, в свою очередь, был разгромлен римлянами. Херсонес переметнулся на сторону победителя и вошел в состав Римской державы. Полис получил надежную защиту и новые рынки сбыта.

Римский период был самым спокойным в истории Херсонеса. В сельскохозяйственной округе — хоре — выращивалось зерно, кроме того, херсонесцы торговали скотом, кожами, мехами, медом, воском и «живым инвентарем» — рабами.

Самостоятельной отраслью стало рыболовство — в другие города империи поставлялись рыбные соусы, а также сушеная, соленая и вяленая рыба. Об этом свидетельствуют обнаруженные в ходе раскопок рыбозасолочные цистерны емкостью до 40 тонн.

Херсонесский театр вмещал около трех тысяч зрителей. В нем проходили народные собрания, устраивались спектакли, празднества, гладиаторские бои. После того как христианство стало государственной религией Римской империи, подобного рода представления были запрещены, и театр пришел в запустение.

СЕМЬ МУЧЕНИКОВ И СЕМЬ ХРАМОВ

Распространение христианства вообще оказало огромное воздействие на историю Херсонеса. Около 98 года н. э. в здешние каменоломни был сослан святой Климент — четвертый по счету папа римский. На каторге он продолжал проповеди и вскоре его казнили необычным способом — привязали к каменному якорю и утопили.

Уже в I веке н. э. в городе побывал один из 12 апостолов — Андрей Первозванный, которому выпало вести миссионерскую деятельность в Скифии. По наиболее распространенной версии, распят он был в греческом городе Парты на косом кресте, который с тех пор называется Андреевским.

Возникновение Херсонесской епархии связано с деятельностью семи священномучеников. Первым из них был Василий, прибывший в Тавриду для проповеди христианства. По приказу императора Галерия 7 марта 309 года язычники ворвались к нему в дом, связали, поволокли по улицам и до смерти забили камнями и палками. Проповедовавший вместе с ним Ефрем уехал на Дунай, где по приказу того же Галерия был обезглавлен.

Узнав об их гибели, для продолжения миссионерской деятельности в Херсонесе прибыли Евгений, Елпидий и Агафодор, которых в 311 году язычники побили камнями. Вскоре христианство стало государственной религией. Назначенный в Херсонес епископом Капитон, чтобы убедить язычников во всемогуществе Бога, вошел в святительском облачении в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым. Погиб он в 326 году от рук кочевников, когда его корабль прибило бурей к берегу в устье Днепра. От рук язычников пал и другой херсонесский епископ — Еферий.

Такова судьба семи мучеников. Неудивительно, что на центральной площади Херсонеса — агоре — появился новый архитектурный ансамбль, состоявший из семи храмов.

КУПЕЛЬ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

В эпоху Великого переселения народов Римская империя окончательно распалась на две части. Западная постепенно развалилась под ударами варваров. Восточная (со столицей в Константинополе), напротив, укрепляла свое могущество под именем Византии. Херсонес вошел в ее состав, причем чаще стало употребляться другое название города — Херсон, что в переводе с греческого означает «берег». Славяне переиначили это название в Корсунь.

В Херсонес часто ссылались противники правящих императоров. Например, здесь жил низложенный византийцами римский папа Мартин I Исповедник.

К VII веку Херсонес стал архиепископством. Между тем, в борьбу за обладание Крымом включились Хазарский каганат, а затем и набиравшее силу Древнерусское государство. Именно с Херсонесом связано Крещение Руси.

Этому событию предшествовало обращение византийского императора Василия II за военной помощью к правившему в Киеве князю Владимиру. Помощь была предоставлена в обмен на обещание императора выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Однако, разгромив других претендентов на престол, Василий II отказался от своего обещания, что привело к походу древнерусских дружин на Корсунь.

Точная дата осады города варьируется между 987 и 989 годами, а ее ход в разных источниках также излагается по-разному. Согласно самой распространенной версии, некий житель Херсонеса по имени Анастас пустил в лагерь славян стрелу с привязанной к ней запиской. Анастас советовал перерезать трубы, по которым в город подавалась вода.

После сдачи Херсонеса византийский император согласился выдать свою сестру за Владимира, настояв, однако, чтобы князь принял христианство. По другой версии, князя поразила слепота, от которой он чудесным образом исцелился, согласившись принять крещение.

«ДОМА ЛЕЖАТ ВО ПРАХЕ»

Захват Константинополя крестоносцами (1204) подорвал могущество Византийской империи. И хотя в 1261 году Михаил Палеолог выбил врага из столицы, ослабевшая Византия уже не могла обеспечить надежную защиту своим крымским владениям.

В 1223 году первый набег на полуостров совершили монголы Чингисхана, а в 1299 году южное и юго-западное побережье Крыма разорили татары темника Ногая. В восточной части полуострова начали строить укрепленные пункты генуэзцы, установившие контроль над черноморской торговлей.

Херсонес приходил в упадок. Под напором кочевых народов херсонесским христианам оставалось уповать либо на генуэзцев, либо на правителей небольшого готского княжества Феодоро. Генуэзцы добились учреждения в Херсонесе собственной католической епархии, которая ратовала за объединение католической и православной церквей под главенством римского папы.

В 1363 году боровшийся с татаро-монголами литовский князь Ольгерд вторгся в Крым и разорил Херсонес. Аналогичным образом поступил в 1397 году и его преемник — князь Витовт. А через два года город разорили татары хана Едигея. От этого удара Херсонес уже не оправился. К середине XV века он опустел.

В XVI веке посетивший эти места польский посол Мартин Браневский писал: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, еще и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тесаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землей».

ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ СЕВАСТОПОЛЬ

На территории древнего Херсонеса возникла деревушка Ахтияр, стоявшая на берегу бухты, которую удобно было использовать в качестве базы для флота.

В 1783 году Крым вошел в состав Российской империи. Тогда же под руководством контр-адмирала Фомы Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки, с которых началась история главной базы Черноморского флота — Севастополя. Название составили из двух греческих слов — «севастос» (высокочтимый, священный, царственный) и «полис» (город), что отсылало ко временам античности — к славному Херсонесу.

Туманный колокол в Севастополе

В 1803 году по распоряжению Александра I в Севастополе из трофейных турецких пушек был отлит Туманный колокол

В 1803 году по распоряжению Александра I на территории древнего города был установлен колокол, отлитый в 1778 году в Таганроге из трофейных турецких пушек. Он использовался для подачи сигналов кораблям в плохую погоду.

В 1816 году появился еще один знаковый памятник — 36-метровый Херсонесский маяк, облицованный белым камнем. Огонь маяка показывал кораблям путь в гавань Севастополя.

Еще в 1827 году в Херсонесе по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов Александра Грейга были проведены раскопки, в ходе которых удалось обнаружить руины трех храмов. Систематические археологические исследования начались в 1880-х годах. Особую роль в этих работах сыграл Карл Косцюшко-Валюжинич. С созданного им в 1892 году «Склада местных древностей» началась история Херсонесского музея-заповедника.

Богатое прошлое здешних мест привлекало высокопоставленных туристов. В Херсонесе часто бывали Александр III и Николай II со своими семьями. Особое пристрастие к Херсонесу питали представители греческого королевского дома — королева эллинов Ольга (дочь великого князя Константина Николаевича) и ее сын Георг, спасший жизнь Николаю II, когда на него набросился полицейский в Японии.

Знатные гости часто посещали и Херсонесский первоклассный монастырь имени святого равноапостольного князя Владимира. Первый его храм был освящен в 1853 году, полномасштабное же строительство началось в 1860-х. В разное время здесь побывали принц Прусский Альберт, принц Карл Румынский, князь Сербский Милан Обренович, герцог Эдинбургский Альфред. В Первую мировую войну монастырь жертвовал значительные средства на госпитали и военно-промышленные комитеты.

В 1920 году усадьба упраздненного новой властью Херсонесского монастыря была отведена вначале под концентрационный лагерь «для контрреволюционных элементов», а затем поделена между домом для престарелых инвалидов и 7-м стрелковым полком Казанской дивизии. В 1924 году это решение отменили, однако борьба за территорию между разными учреждениями затянулась на долгие годы.

ПОСЛЕДНИЕ ЗАЛПЫ

В июле 1942 года в районе Херсонесского маяка разыгрались последние — самые драматичные — эпизоды обороны Севастополя. Сюда отступили последние защитники.

Высота берега у маяка достигает 4 метров. На самой верхней части возвышенности располагалась 35-я батарея, первая башня которой находилась от берега примерно в 40 метрах. Ее командир Алексей Лещенко, обеспечив прикрытие эвакуировавшихся на судах штабистов, израсходовал все остававшиеся боезапасы. Последние снарядами он и его подчиненные выпустили 1 июля по частям немецкой 72-й пехотной дивизии, атакующей в районе мыса Фиолент, а потом еще стреляли (практически в упор) шрапнелью по врагу, засевшему в районе Камышовой балки.

Две батарейные башни были подорваны в ночь с 1 на 2 июля, но в бронированных помещениях и окрестных скалах защитники держались до 12 июля, отстреливаясь из ручного оружия. Немцы предлагали им сдаться, кричали: «Комиссары вас бросили!» В ответ слышалось: «Врешь, гад! Не сдадимся!»

История распорядилась так, что здесь же, в районе Херсонесского маяка, 9 мая 1944 года завершилась операция по освобождению Севастополя.

Когда последние очаги вражеского сопротивления были уже подавлены, кто-то пустил слух, что война закончилась (любопытно, что война действительно закончилась 9 мая, но произошло это ровно через год, в Берлине). На радостях солдаты и моряки расстреляли в воздух почти все снаряды и патроны…

Маяк восстановили в 1951 году. А в 1978-м на базе Херсонесского музея создали государственный заповедник. Проводившиеся здесь археологические раскопки существенно обогатили экспозиции Эрмитажа, Государственного исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств в Москве. В 2013 году Херсонесский историко-археологический заповедник включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитрий МИТЮРИН

  Рубрика: Легенды прошлых лет 197 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,206 сек. Потребление памяти:9.03 mb