Колонна Траяна

Автор: Maks Ноя 1, 2020

На форуме Траяна в Риме стоит большая массивная колонна. Когда-то она находилась на заднем дворике базилики Ульпия, и ее окружали высокие крытые галереи, с которых можно было рассмотреть каждую деталь рельефа, точно свиток папируса, разворачивающегося с самого низа до самого верха. Сегодня туристы этой возможности лишены. Им остается лишь вздыхать об античных временах…

В «Слове о полку Игореве» есть непонятные для многих строки о «веках Траяна» и «тропе Траяна». Балканские славяне имя римского императора Марка Ульпия Траяна превратили в нарицательное — так они стали называть ночного демона. А с реальным Траяном они столкнулись в Дакии, «земле Траяна», где император показал всю силу римского оружия. «Тропой Траяна», за Траяновы валы, шли римские легионы, уничтожая даков. Века Траяна для славян были сплошным горем, для римлян — эпохой славных побед.

Победитель Дакии

Траян стал императором благодаря указу своего предшественника императора Нервы. Тот повелел, чтобы каждый правитель еще при жизни назначал себе преемника, а чтобы никаких споров не возникало — официально его усыновлял. Незадолго до собственной смерти он усыновил Марка Ульпия Траяна, которому на тот момент было уже 44 года. Всю жизнь до этого Траян провел на военной службе, он и императором стал, находясь в походе на германцев, где-то на Рейне. Человек он был не слишком образованный, но умный, храбрый и справедливый. Из-за этих качеств современники снисходительно смотрели на его любовь к винопитию и утехам с мальчиками.

За свою жизнь он провел множество успешных кампаний, всякий раз добавляя к своему имени очередной титул — Германский, Дакийский, Парфянский. Особенно сложными и упорными оказались войны Траяна с даками, племенем, живущим на дунайской границе. Для борьбы с вылазками даков ему даже пришлось основательно эту границу укрепить и возвести Траяновы валы. Первая кампания, хоть и окончилась победой римлян, ознаменовалась неслыханным числом погибших при Адамклисси, а раненых было столько, что Траян велел разодрать на перевязочные средства собственную одежду. Вторая кампания принесла уже полную победу — в лето 106 года Дакия стала римской провинцией. Из покоренной Дакии привезли огромное количество золота и серебра. Теперь император имел полное право называть себя Дакийским, а в 107 году, в честь победы над даками, организовал в Риме грандиозный триумф. Праздник длился треть года -123 дня, в гладиаторских боях участвовало 19 тысяч бойцов, а поздравить Траяна явились даже гости из Индии.

Но о размахе торжеств мы можем разве что прочитать у античных авторов. А вот материальный след этого триумфа — колонну Траяна — вполне возможно увидеть собственными глазами.

Величественный форум

Колонна входила в общий монументальный корпус — форум Траяна, который был заложен сразу же после победы над даками, в 106 году. Несмотря на масштаб работ, строительство было завершено в рекордно короткие сроки: форум был открыт в 112 году, колонна — годом позже. Возведение комплекса Траян поручил проверенному во время боевых действий архитектору и инженеру Аполлодору Дамасскому. Именно он после страшной битвы при Адамклисси строил для войска мраморный мост через Дунай.

По замыслу архитектора форум располагался на стыке Квиринала и Капитолийского холма и был построен как крытая галерея с колоннадами, длиной 200 и шириной 120 метров. В северной части находилась базилика Ульпия — огромное массивное здание из белого мрамора и такая же беломраморная площадь с конной статуей Траяна. По обе стороны базилики находились повернутые друг к другу фасадами две библиотеки — латинская и греческая. Севернее шла еще одна колоннада и стоял храм, посвященный Траяну. На юге располагались главный вход и триумфальная арка, украшенная колесницей с шестью лошадьми.

Величественную колонну Аполлодор поместил между базиликой и библиотеками, во внутреннем дворике длиной 24 и шириной 16 метров. Но благодаря размерам ее все равно отлично было видно.

Шедевр Аполлодора

Колонна ТраянаДа, размеры памятника внушительны. Вместе с пьедесталом ее высота — 38 метров. Диаметр колонны около четырех метров. Высота постамента вместе с цоколем около шести метров. В верхней части колонны находится навершие высотой в четыре с половиной метра. На производство сооружения пошло 29 блоков каррарского мрамора, привезенного из карьера, расположенного в 400 километрах севернее Рима, причем 21 округлый блок был использован для изготовления самой колонны и восемь квадратных — для постамента и цоколя. Вес конструкции достигает тысячи тонн.

Но главное не размеры, а оформление и конструктивные особенности монумента. Внутри колонны была сделана винтовая лестница, позволявшая подниматься на самый верх. На нее можно попасть с одной из сторон основания, прямо под памятной надписью, где была небольшая дверца. Через каждые 14 шагов поднимавшийся по лестнице человек делал полный оборот вокруг своей оси, всего ступеней было 185, то есть 13 полных оборотов. Внутри колонны было сделано 43 небольших окна в виде прорезей, чтобы туда поступал дневной свет. Первоначально верх колонны украшал золотой орел — как символ непобедимости империи. После смерти Траяна в 117 году вместо него установили фигуру самого императора. А в Средние века сняли и Траяна — к 1587 году о нем уже никто не помнил. И на колонне Траяна установили фигуру апостола Петра.

Лестница, конечно, весьма интересная часть устройства колонны. Мало того, что ее сооружение позволило значительно облегчить вес самого монумента, так еще и придало ему особый шарм. Но всех, кто видит колонну воочию, поражает замысловатый рельеф, покрывающий всю поверхность сооружения. На колонне, как подсчитано искусствоведами, расположено 155 отдельных сцен и 2662 фигуры. Можно сказать, перед глазами зрителей развертывается весь ход военных действий во время кампаний в Дакии. Одни сценки показывают батальные сцены, другие — строительство крепостных сооружений, отдых легионеров, мертвых и раненых даков и так далее.

Самая первая сцена, в нижней части колонны, приурочена к форсированию Дуная весной 101 года. Самая последняя, наверху, показывает депортацию даков в Рим. Когда-то эти рельефы были яркими и цветными, сегодня, конечно, краски исчезли. Несколько художников попробовали раскрасить слепки с рельефов колонны, чтобы вернуть им античную красоту, но — увы! — рельефы стали выглядеть для нашего глаза непривычно — как картинки из комиксов. И от затеи, кажется, отказались. А ведь когда-то и сама колонна, и сооружения на форуме Траяна были расписными.

При жизни и после смерти

В Риме колонна Траяна, возведенная как триумфальный памятник, неожиданно стала местом упокоения самого императора, а потом и его жены. До 117 года никогда и ни при каких обстоятельствах в самом Риме никого не хоронили. Для этого существовали кладбища и склепы за городской чертой. Траян был первым римлянином, ради которого это правило нарушили. Основание колонны стало усыпальницей, куда были помещены два золотых ковчега с прахом. Для последующих императоров колонна Траяна стала образцом для подражания. Колонну в память Антонина Пия и Фаустины Старшей возвели на Марсовом поле, памятную колонну со спиралевидным орнаментом в честь побед над маркоманами и сарматами основал Марк Аврелий, несколько аналогичных колонн установил в Константинополе император Феодосий I.

Но новые хозяева Рима относились к творению Аполлодора с редкостным прагматизмом. Первыми посягнули на ее целостность вестготы, которые в 410 году извлекли из нее золотые урны. Вторым мародером был константинопольский император Констант II, который в 663 году содрал с верхней части колонны всю бронзу. В XI веке впритык к основанию колонны попробовали пристроить церковь. В XII веке ради церковного строительства ее вообще хотели снести, но римлян это возмутило до глубины души, а в 1162 году их правоту признал и Ватикан. В одном церковном документе сказано, что колонна Траяна никогда не должна быть уничтожена или повреждена, знаменуя навеки честь и славу римского народа. Нарушившим целостность колонны была обещана смертная казнь с конфискацией имущества.

Вероятно, именно этот пункт церковного постановления навсегда отбил охоту поживиться за счет античного сооружения. В эпоху Возрождения площадь вокруг нее была расчищена от мусора, а с рельефов сделаны прориси и отливки. Копии рельефов, все или частично, хранятся во многих музеях мира.

Николай КОТОМКИН

, ,   Рубрика: Невероятные артефакты 10 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,181 сек. Потребление памяти:7.13 mb