Космофлот сквозь призму науки

Автор: Maks Мар 18, 2022

Международное право всегда на шаг отстает от текущих реалий войны. XIX век. Не успело международное сообщество отойти от бомбардировки Австрией Венеции с воздушных шаров и запретить сие действо — как уже в самом начале XX века все ведущие державы принялись бомбить свои колонии с самолетов. Причем формально они оставались в рамках закона: ведь бомбы падали на деревни аборигенов отнюдь не с воздушных шаров.

Как грамотно нарушать закон?

Далее международные договоренности нарушались не раз, причем с поразительной легкостью. В одном современном американском учебнике значится, что теракт — это убийство мирных граждан какого-либо государства в целях изменения политики, проводимой правительством этого государства. И тут же следует примечание, что атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки терактами не являются.

Американский генерал ВВС Кёртис Лемей, бомбивший Токио в 1945-м, сказал: «Думаю, если бы мы проиграли войну, то меня судили бы как военного преступника». Полное бездействие всех международных законов подтвердила и англо-американская бомбардировка Дрездена, где тысячи беззащитных беженцев были сожжены заживо, а отдельные американские истребители охотились за санитарными машинами.

Нет никаких сомнений, что международные законы, запрещающие вепонизацию (милитаризацию) космоса, потеряют силу в тот момент, когда технологии космического оружия станут дешевыми и простыми. Таким образом, вопрос войны в космосе решается сам собой — неясной остается лишь дата открытия боевых действий в безвоздушном пространстве. Но какой же окажется космическая военная техника будущего?

Истребители-тараны

Один из самых распространенных архетипов боевой космической техники — это истребитель. Своим появлением он обязан «Звездным войнам», где Джордж Лукас визуализировал превосходство палубной авиации времен Второй мировой.

Однако истребители утратят лидирующую роль задолго до того, как человечество примется воевать в космосе. Более того, они утратили ее уже 40 лет назад, когда флот полностью стал ракетным.

Впрочем, есть один класс истребителей, которые имеют право на жизнь при определенной сложившейся системе вооружений. Это истребители-тараны.

Таранный удар как средство ведения боя придумал еще Жюль Верн. В его научно-фантастическом романе «Робур-завоеватель» таким приспособлением успешно дырявили корабли легче воздуха. Идею подхватил Герберт Уэллс в книге «Спящий пробудился». В 1909 году, когда дирижабли уже прочно вошли в жизнь, одним из его вооружений предлагался заостренный наконечник на носу, то есть бой должен был вестись точь-в-точь как у античных галер.

Дальше последовали тараны одним самолетом других самолетов в Первой мировой, а перед Второй мировой англичане предлагали сконструировать специализированный истребитель, который будет таранить бомбардировщики. В СССР также появилось несколько более проработанных проектов такого самолета, а США и Германия озаботились им уже во время Второй мировой.

Преимущества самолета-тарана заключались в меньшем весе из-за отсутствия вооружения, что означало увеличение удельной мощности двигателя и, как следствие, более высокие скорость и маневренность. Сюда же можно отнести и улучшенную логистику, ведь такому самолету не нужны боеприпасы и ремонт вооружения. Впрочем, как оказалось, на таких скоростях человек едва ли может постоянно попадать в цель, да и уничтожить ее получается проще все-таки традиционными способами.

КосмофлотОднако война в космосе диктует другие условия. Таранный истребитель теперь может нести сколько угодно брони и, таким образом, сделаться неуязвимым для средств поражения. Да и истребителем теперь он называется условно — скорее это многоразовая тяжело защищенная управляемая ракета. Его (ее) преимущества — в дешевизне из-за многоразовости применения и выведения вражеского корабля из строя одним попаданием.

В системах вооружений, где корабли слишком массивны и/или все системы в которых слишком децентрализованы, применение таранных истребителей теряет смысл. Правда, в этом случае они могут трансформироваться в абордажные капсулы — но только если абордаж в той системе вооружений выгоден.

Линкор — всему голова

Другой легко узнаваемый архетип корабля в мировой фантастике — это линкор. И он имеет право на жизнь даже в космосе, несмотря на то, что в земном флоте этот класс «скончался» примерно в семидесятых.

Космолинкор хорош тем, что имеет мощное дальнобойное вооружение и сильную защиту, а это делает его «долгоиграющим» боевым средством. Вместе с тем полезен он только при определенной системе вооружений. Так, на заре своего появления на Земле линкор не опасался никого и ничего: единственное, что могло ему помешать (помимо собратьев), — это были рифы и шторм. Появившиеся артиллерийские бомбы подписали было приговор парусным линкорам, однако те вскоре вновь воскресли в виде дредноутов и продолжили доминирование во Второй мировой, где вынужденно уступили пальму первенства авианосцам. Однако в космосе летательный аппарат как платформа для пуска вооружения теряет смысл, ведь там дальность обнаружения и выстрела ничем не ограничена — и потому линкоры вновь могут появиться на полях сражения.

Основные плюсы линкора — большая живучесть и, как следствие, долгое сохранение в качестве боевой единицы; большая огневая мощь с хорошим маневром огнем и его концентрацией. Минусы же заключаются в проблемах с модернизацией, резком падении боеспособности флотилии при потере линкора (в противовес плавному падению при потере более мелких кораблей) и больших, нежели у мелкого корабля, проблемах с отводом тепла, что только увеличит массу, удельную мощность двигателя и бронированность — следовательно, время и стоимость производства.

Стелсы

Стелсы — одна из самых горячих тем космической фантастики. Возможен ли вообще стелс в космосе? Скорей всего, да.

В отличие от аппарата в атмосфере к «невидимке» в космосе предъявляются повышенные требования. Фактически он должен быть невидимым абсолютно во всех диапазонах — хотя атмосферному стелсу достаточно быть малозаметным в радиолокационном спектре. Это вызывает ряд проблем, ведь космическому невидимке исчезнуть нужно в радиолокационном, визуальном, инфракрасном и электромагнитном спектре сразу!

Однако и эти проблемы решаемы уже сейчас. Наиболее простое решение — отвод тепла, ведь радиаторов сегодня пруд пруди. Маскировка работающего двигателя достигается условиями движения (например, разгонять аппарат к цели будет электромагнитная катапульта, а двигатель он включит только тогда, когда маскировка будет уже не нужна).

Электромагнитное молчание достигается за счет сведения деятельности бортовых систем к минимуму, вплоть до их бездействия на финальном участке траектории (правда, астронавтам тогда придется перейти на автономные источники жизнеобеспечения). Радиолокационная невидимость доступна за счет специальных поглощающих материалов.

Наконец, невидимость в видимом спектре может осуществляться путем показа на экране перед кораблем (или на его поверхности) того, что видно за ним. Такая система существует уже достаточно давно, однако она ограничена углами обзора. В будущем, безусловно, эта проблема будет решена.

Юрий ДАНИЛОВ

  Рубрика: Гениальные изобретения 647 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,319 сек. Потребление памяти:9.66 mb