Британский флот создали русские?
Англия всегда гордилась званием «владычицы морей». Но Туманный Альбион никогда не стал бы морской сверхдержавой без помощи России.
МОРСКИЕ ГИГАНТЫ
В XVI-XVII веках в европейском кораблестроении происходило то, что позднее назовут «парусной революцией». Гребные суда — галеры — отходили в прошлое. Теперь европейские страны соревновались в постройке парусных кораблей: двух-, трех-, четырехпалубных.
Пришло время настоящих гигантов. Испанцы для торговли со своими колониями строили грандиозные «манильские галеоны» водоизмещением в 2000 тонн каждый. Суда британской Ост-Индской компании (так называемые «ост-индцы») уступали им в тоннаже (в среднем 600 тонн). Но британцы перекрывали этот недостаток количеством — их верфи работали, не зная отдыха.
Но большие корабли требовали и изощренного такелажа (оснастки). Паруса и канаты отныне стали чуть ли не главным стратегическим товаром на европейском рынке. А для производства этих товаров нужны были определенные виды сырья. И дать такое сырье могла только Россия.
Так, для выделки парусов и канатов требовались гигантские массы льна и конопли. Русские помещики, зная о потребностях европейцев, именно эти культуры и разводили.
В столь же огромных количествах европейские кораблестроители потребляли поташ, деготь и смолу. С деггем и смолой понятно — они обеспечивали пропитку канатов и гидроизоляцию деревянных корабельных корпусов. А что такое поташ?
В XVI-XVIII веках это слово звучало почти так же громко, как ныне «нефть» или «газ». В поташе вываривали паруса. Это превращало их в прочное и надежное полотно. Холст, не вываренный в поташе, не стоил ничего: он порвался бы при первом сильном ветре.
Поставлялся поташ на рынок в виде кристаллического порошка. Его добавляли в чан с холстиной — примерно так, как хозяйка добавляет соль в кастрюлю с супом. Порошок этот получали из древесной золы. Но вот беда: чтобы вырабатывать рыночные объемы такого порошка, нужно было сжигать огромное количество деревьев. А где же их взять, как не в Московском царстве с его неисчислимыми лесными богатствами?
И вот, начиная с XVI века Россия становится главным поставщиком того, что британцы называли емким термином naval stores (корабельные материалы). А главным покупателем русского льна, конопли, поташа, смолы и дегтя становится, конечно же, «владычица морей» — Британия.
ТРАНЗИТНОЕ ПРОКЛЯТИЕ
Английские торговые агенты XVI-XVII веков отмечали, что Лондон не может обойтись без русской смолы и канатов. Причем подчеркивалось, что русские товары качественнее и дешевле европейских аналогов. Некоторые современники утверждали, что даже испанскую Непобедимую армаду в 1588 году удалось разгромить благодаря лучшей оснастке английских судов. А стало быть, благодаря все тем же русским naval stores.
Так что, как ни парадоксально это звучит, русские цари сделали для развития британского флота не меньше, чем, например, королева Елизавета I и ее стая знаменитых пиратов — Дрейк, Фробишер, Хокинс, Рэйли.
В 1658 году Оливер Кромвель — сначала вождь, а затем могильщик Английской революции — указал на особое значение Балтийского моря для существования Британии. Именно по водам Балтики англичане получали из России жизненно важные для их флота товары. А ведь именно на флоте и строилось все здание британского могущества.
Но во всем этом для Московского государства была одна неприятность. Поставлять свои стратегические товары в Европу приходилось через прибалтийские порты. А там сначала утвердились ливонцы, а затем шведы. Эти посредники снимали немалую маржу на транзите русских товаров.
Именно желание избавиться от транзитных платежей ливонцам и шведам предопределило внешнюю политику России XVI-XVIII веков. Русские цари начали настойчиво «прорубать окно в Европу». В отечественной исторической литературе о причинах этого навязчивого влечения к водам Балтики говорится как-то абстрактно. Мол, хотели получить выход к морю, чтобы торговать с Европой. А чем торговать? Непонятно.
Теперь же мы можем ясно ответить на этот вопрос. Русским царям нужен был выход на Балтику, чтобы гнать в Европу (в первую очередь в Британию) свое корабельное сырье. Оно тогда было главным экспортным товаром России, а вовсе не хлеб и другие злаки, как ошибочно думают многие.
Получить выход к Балтийскому морю Россия смогла лишь при Петре I в 1721 году — после победоносного окончания Северной войны.
Денис ОРЛОВ
Предыдущая⇐ ⇐Короли фарцовки⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Космофлот сквозь призму науки⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru