Крепость русской брони

Автор: Maks Сен 8, 2022

В начале Первой мировой войны перед Военным ведомством России встала острая проблема создания бронированных машин для специализированных автомобильных частей российской армии. Абсолютно новый, никем не применяемый ранее метод обшивки автомобилей разработал и сконструировал русский изобретатель штабс-капитан Владимир Мгебров.

Весной 1915 года, соблюдая союзнический договор, французские машиностроители поставили в Россию 11 бронеавтомобилей «Рено ЕЕ-22», хотя бронированным купленный автотранспорт назвать было чрезвычайно трудно. Частично покрытый броней, с открытой, никак не защищающей бойца крышей, корпус «Рено» пробивался винтовочной пулей на расстоянии 200 метров. Конечно, французы предупредили русское командование, что в таком автомобиле к позициям неприятеля лучше не приближаться ближе 300 метров. Однако это не решало проблему механизации русской армии. Выделенные на покупку бронетехники казенные деньги, как тогда казалось, потрачены были совершенно напрасно.

Интересное предложение

В то время Владимир Авельевич Мгебров служил в учебной автомобильной роте, переформированной в Военную автошколу. Он предложил перебронировать французские автомобили по своей технологии, разработанной им в конце 1914 года.

Метод Мгеброва оказался уникален и прост: бронированные листы, толщиной 4-7 мм, устанавливались на автомобиль под углом, чего раньше никто из конструкторов никогда не делал. Во время обстрела пули скользили по наклонным поверхностям, увеличивая прочность корпуса бронемашины в несколько раз.

Вместе с этим Мгебров модифицировал и внешний вид автомобиля, придав носовой части остроносую форму. Он усилил шасси, увеличил скорость передвижения. Теперь «Рено» стал самым быстроходным российским броневиком, развивая скорость до 55 км/ч.

Вооружение обновленного броневика состояло из двух пулеметов «Максим» и пушки Гочкиса, расположенных в трехместной башне с большими смотровыми амбразурами особой конструкции. Каждая имела угол обстрела до 90°, поэтому стрелок мог вести огонь на обе стороны, не поворачивая башню. Бронированные заслонки защищали пулеметчика от пуль и осколков. Во время длительной стрельбы пулеметы часто перегревались. Владимир Авельевич исправил этот недостаток, разработав систему охлаждения оружия.

Из защищенной командирской башенки, расположенной на крыше основной башни, командир экипажа имел прекрасную возможность вести круговой обзор открытой местности. Внутренняя связь между бойцами осуществлялась с помощью переговорной трубы корабельного типа.

По такому же принципу Владимир Мгебров подготовил чертежи для бронирования автомобилей «Уайт», «Изотта-Фраскини» и «Пирс-Арроу».

После этого военное ведомство заключило договор с Ижорским заводом на изготовление и переоборудование броневиков для российской армии.

Ружейная граната

Владимир Мгебров на сборке бронебашен своей конструкции

Крепость русской брони. Владимир Мгебров на сборке бронебашен своей конструкции

Ближе к концу 1914 года активные военные действия постепенно угасли, фронтовые позиции воюющих стран стабилизировались. Воспользовавшись передышкой, бойцы засели в окопах, издали наблюдая за противником.

Русской армии необходимо было принципиально новое оружие, способное поражать на расстоянии окопавшегося неприятеля. Российское военное командование объявило конкурс для оружейников-изобретателей. Свои оригинальные конструкторские идеи шомпольной ружейной гранаты Владимир Мгебров передал на рассмотрение специальной комиссии в сентябре 1914 года.

Первый опытный образец изготовили на старейшем Охтинском пороховом заводе. Испытания гранаты нового образца успешно прошли на стрельбище Петроградского гарнизона в ноябре 1914 года. Технический совет Адмиралтейского комитета изучил боевые характеристики гранаты Мгеброва, одобрил разработку и рекомендовал боеприпас к изготовлению.

Конструкция гранаты состояла из обтекаемого корпуса, в котором располагались взрыватель и основной заряд. Новаторская разработка полого шомпола, куда помещалась пороховая мякоть, делала гранату Мгеброва, по современным технологиям, активно-реактивной.

Шомпол, при помощи которого граната вставлялась в ствол винтовки, изготавливали из сплава алюминия, цинка и примеси железа. В качестве взрывчатого вещества использовали тетрил или смесь тетрила с тротилом.

Также при разработке Владимир Авельевич придумал и внедрил еще одну новаторскую идею, защищающую гранату от преждевременного взрыва.

Свои чертежи Владимир Мгебров дополнил предложением использовать новый боеприпас для уничтожения бронированной техники неприятеля с возможностью стрельбы не только с земли, но и с плеча.

Преимущества нового снаряда были налицо. В высшем руководстве признали удачное изобретение «особенно удовлетворительным».

Война затянулась. Государственные оружейные заводы не справлялись с огромным количеством заказов.

В феврале 1915 года по настоянию Владимира Авельевича военные заключили контракт с частным заводом «Я.М. Айваз» на изготовление 15 тысяч гранат по чертежам Мгеброва со сроком поставки к марту 1916 года. Однако небольшое производство Айваза не было подготовлено к огромному заказу для армейских нужд. Поэтому испытания первой партии гранат провели только в мае 1916 года.

И только к июлю 1917 года вся партия заказанных гранат Мгеброва поступила на армейские склады, и ее смогли оценить бойцы.

Георгий посмертно

4 сентября 1915 года Владимир Мгебров находился недалеко от линии фронта, наблюдая за тестированием своего изобретения. Во время короткого боя командир был убит, и штабс-капитан Мгебров повел солдат в контратаку. Он получил ранение и во время операции скончался. Через месяц, в октябре 1915 года, из сборочных мастерских Ижорского завода выехали первые броневики Мгеброва.

Выдающиеся заслуги молодого офицера и изобретателя по достоинству оценило российское правительство. Высочайшим приказом в 1915 году Владимир Авельевич Мгебров был посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.

15 бронеавтомобилей — «Мгебров-Рено», «Мгебров-Уайт», «Мгебров-Изотта-Фраскини» и «Мгебров-Арроу» — благополучно воевали всю Первую мировую войну. После подписания Брестского мира один из броневиков был захвачен немцами и направлен на Западный фронт. Он стал единственным потерянным для русской армии бронеавтомобилем.

Закончилась Гражданская война. 10 броневиков Мгеброва остались на службе молодого советского государства. Оставшиеся четыре в 1929 году вывели из состава механизированных войск Красной армии, разбронировали и, переоборудовав в грузовики, отправили служить народу на стройки первой пятилетки.

Ольга ПЕРУНОВСКАЯ

  Рубрика: Военная тайна 143 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,945 сек. Потребление памяти:11.17 mb