«Лефорт» идёт ко дну

Автор: Maks Ноя 4, 2020

Гибель российского линкора «Лефорт» 10 сентября 1857 года оставалась самой крупной морской катастрофой на Балтике до конца XX века, до крушения парома Estonia. Обстоятельства трагедии середины XIX века не ясны до сих пор.

Несчастливое имя

«С благоговением, сотворив крестное знамение, смотрели мы на место, где несколько минут перед сим был еще корабль, как вдруг он всем правым бортом поднялся на волнении, но вслед за сим исчез и погрузился на дно», — вспоминал контр-адмирал Федор Нордман, ставший свидетелем трагедии «Лефорта».

Именно он командовал эскадрой из трех линейных кораблей Балтийского флота, осенью 1857 года вышедшей из Ревеля в Кронштадт на зимовку. Это был заурядный, ничем не примечательный переход. И сам Нордман, и капитан «Лефорта» Александр Кишкин знали Балтийское море как свои пять пальцев. Команда линкора была на хорошем счету у начальства, офицеры имели немалый опыт.

На борт «Лефорта» помимо 758 членов экипажа поднялись семьи офицеров эскадры — 66 женщин и 19 детей. Среди них были жена Кишкина и две его племянницы. При своих не слишком внушительных габаритах (длина по верхней палубе — 58,3 метра, ширина — 15,6 метра) «Лефорт» был комфортабельнее и вместительнее других кораблей эскадры. Именно поэтому гражданские пошли не на флагмане, где держал вымпел Нордман, а на судне под командой Кишкина.

84-пушечный линейный корабль «Лефорт» был заложен в 1833 году и спущен на воду через два года. Входил в состав Балтийского флота, часто выходил в море, но дальних экспедиций не совершал. «Лефорту» ни разу не довелось побывать в бою, хотя во время Крымской войны он дежурил на рейде для защиты Кронштадта. Кроме того, линкор использовали для переброски десантных подразделений.

Между прочим, это был не единственный военный корабль российского флота, названный в честь сподвижника Петра I адмирала Франца Лефорта. Первым был 42-пушечный баркалон, построенный на воронежских верфях в 1702 году. Как только его вывели в устье Дона, судно сгорело.

В 1713 году в Англии купили линкор «Бсшингброк». Петр I намеревался переименовать его в честь Лефорта, однако при переходе в Балтийское море корабль сел на мель, был оставлен командой и захвачен шведами. Наконец, в 1780 году взорвался от удара молнии фрегат «Лефорт». В общем, имя Лефорта явно несло кораблям беду.

Наш «Титаник»

Гибель линкора «Лефорт»Итак, 9 сентября 1857 года эскадра при попутном ветре вышла из Ревеля и взяла курс на Кронштадт. К полудню на море посвежело, что позволило увеличить скорость до 11 узлов (около 20 км/час). Вечером прошли маяки острова Гогланд, но погода стала портиться. Ухудшилась видимость, усилился ветер. Нордман приказал лечь в дрейф, надеясь, что ветер стихнет.

Однако направление ветра и его сила внезапно изменились. Корабли накрыло снежным шквалом и стало сносить к югу. Рельеф дна там очень непростой — банки и скалы чередуются с глубинами до 100 метров. К утру эскадра оказалась чуть севернее острова Большой Тютерс. Нордман приказал ловить попутный ветер и уходить дальше от берега.

Для этого требовалось совершить поворот, и в 7 часов 23 минуты три судна синхронно начали выполнять этот маневр. Неожиданно порыв ветра словно хлестнул «Лефорт» гигантской плетью. Линкор сначала завалился на левый борт, затем клюнул носом и почти мгновенно ушел под воду.

Нордман немедленно приказал обоим оставшимся кораблям встать на якорь и искать спасшихся. Но вместе с «Лефортом» погибли все члены экипажа и пассажиры — 843 человека.

Была создана комиссия по расследованию трагического инцидента. Трудность заключалась в том, что экипажи двух других кораблей в момент гибели «Лефорта» были целиком поглощены собственным маневром и никаких интересных подробностей сообщить не могли.

От оставленных на берегу по болезни двух матросов и одного унтер-офицера погибшего линкора узнали, что он находился в отличном состоянии. Перед самым выходом такелаж и крышки пушечных портов были проверены, а швы по личному настоянию Кишкина проконопачены.

Сошлись на том, что «Лефорт» погиб потому, что силовые конструкции корабля разбалансировались из-за перегрузок в последних рейсах. На линкоре всю навигацию 1856 и 1857 годов перевозили крупные партии строевого леса, что могло ослабить связи деревянных частей конструкции корабля друг с другом. При сильной качке из-за этого могли открыться течи, изменившие центр тяжести судна.

Не пролило свет на причины трагедии и обнаружение неплохо сохранившихся остатков «Лефорта» в 2013 году.

Артем ПРОКУРОРОВ

, , , ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 10 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,695 сек. Потребление памяти:8.68 mb