Люди леса

Автор: Maks Мар 9, 2022

Вепсы — немногочисленная народность финно-угорской языковой группы, компактно проживающая в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. По переписи 2010 года вепсов в России насчитывалось 5936 человек.

СОЮЗ СО СЛАВЯНАМИ

Предки вепсов расселились в районе Ладожского озера в конце I тысячелетия. Самые же ранние упоминания относятся к VI веку: о вепсах пишет готский историк Иордан, называя их «вас». А вот русские источники именуют вепсов «чудь» и «весь».

В Древнерусском государстве чудь и весь были довольно заметной силой. Они — входили в военно-политический союз со славянскими племенами словен и кривичей. В «Повести временных лет» говорится, что представители племени чудь участвовали в решении призвать на княжение Рюрика, а в 882 году племя весь участвовало в походе Олега на Смоленск, Любеч и далее на Киев.

Весь обитала на важнейшем для мировой торговли северном отрезке волжского торгового пути — от Ладожского до Онежского озера (ее потомки обитают здесь и сегодня). В Новгородской земле эта территория входила в Обонежскую пятину. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы стали государственными (черносошными) крестьянами. В начале XVIII века часть вепсов была приписана к Олонецким металлургическим и оружейным заводам и к Лодейнопольской судостроительной верфи.

В 1920-1930-е годы в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карелии), а также вепсские сельские советы и колхозы. Велось преподавание языка и ряда учебных предметов в начальной школе на вепсском языке, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики. Но уже в 1937 году национальную политику пересмотрели: было решено ассимилировать меньшинства, причем ускоренными методами. Территорию Вепсовской возвышенности поделили между Ленинградской и Вологодской областями. Тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году упразднили Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

В результате миграции и роста числа браков между вепсами и представителями других народов процесс ассимиляции действительно ускорился. Если в 1867 году вепсов насчитывалось 25,6 тыс. человек, то в 1989 году в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52% называли вепсский язык родным.

В настоящее время на родном языке говорит только старшее поколение, а молодежь полностью перешла на русский. В 2009 году вепсский язык включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира.

«ПИРОГИ ДЛЯ ЗЯТЯ»

До середины 1930-х годов вепсы жили большими семьями, состоящими из трех-четырех поколений. Всей жизнью большой семьи руководил ее глава — старейший мужчина, дед или отец — ижанд (хозяин). Его жена — емаг (хозяйка) — ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.

Вепсы выращивали рожь, ячмень, овес, горох, бобы и небольшое количество пшеницы. Из технических культур — лен, хмель, из овощных — репу. Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.

Животноводство играло подсобную роль, его развитию мешал недостаток сенокосных угодий. Разводили коров, лошадей, овец. В среднем хозяйстве обязательно имелись лошадь и 2-3 коровы. В крепких хозяйствах держали 4-6 лошадей с выездной парой, до дюжины коров, стадо овец. В деревнях оятских вепсов (Пелдуши, Бахарево) в конце XIX века разведение племенного скота, его закупка в близлежащих деревнях и отгон для продажи в Петербург стали особым промыслом и давали населению значительные доходы.

Для внутрисемейного потребления ловили рыбу, собирали грибы и ягоды.

Со второй половины XVIII века развилось отходничество — лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках. На реке Оять был развит гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.

Мужчины изготовляли разнообразные изделия из дерева, бересты, плели корзины из ивовых и еловых корней. Женщины занимались ткачеством, шитьем одежды и вышивкой.

Ржаной хлеб был основной пищей вепсов. Ржаная мука использовалась для самой излюбленной выпечки, калиток — открытых пирогов с разнообразной начинкой, от ягод до каш. Другой известный вид вепсской выпечки — «пироги для зятя». Их делали из пшеничного теста, начиняли толокном, рассыпчатой пшенной кашей, сахарным песком. Затем жарили в сливочном масле. «Пироги для зятя» готовили сразу при входе в дом сватов, такими же пирогами теща угощала молодого зятя при его первом посещении дома своей жены после свадьбы.

У вепсов, проживающих на побережьях озер и рек, важное место в рационе занимала рыба. Из нее круглый год готовили уху, вялили, сушили в печах, пекли пироги-рыбники.

Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Скот забивали поздней осенью, мясо засаливали в бочках. Одним из старинных способов его заготовки впрок было вяление. Соленое мясо, завернутое в старые сети, вывешивали в начале весны на специальной перекладине на фронтоне избы. Летом его перевешивали на чердак, где оно хранилось до двух лет.

«ЗДРАВСТВУЙ, ВОТ МОИ ДАРЫ»

ВепсыВ XI-XII веках среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например вера в домового — пертижанда, в обереги (одним из них служила челюсть щуки). Больные обращались за помощью к знахарю — нойду.

Ни один вепс не входил в лес, не спросив разрешения у лесного хозяина — мецижанда. Его описывают как высокого мужчину, одетого в балахон и подпоясанного красным кушаком.

Входя в лес, нужно было оставить на пне или кочке вкусную еду из дома и сказать: «Мецижанд, здравствуй, вот мои дары. Разреши мне собрать ягод или грибов».

Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет (только не медных), перья. Это должно было показать мецижанду, что жертва приносится от того, кто под землей, на земле и в воздухе.

В лесу, чтобы не рассердить хозяина, нельзя было ругаться, разорять птичьи гнезда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники. Считалось, что, если не задобрить мецижанда дарами, он не только не пошлет тебе удачи, но и заведет в такую чащобу, откуда не выберешься.

Вепсские пастухи работали, заключив договор — обход с хозяином леса или его помощником лембоем (лешим). Нойд давал человеку список того, от чего нужно было отказаться на время, когда пасешь стада. Например, пастух давал обещание, что в этот сезон не будет есть малину или мясо и не будет драться. А дальше спокойно шел в лес, развязывал пояс и отпускал коров пастись. Сам он мог заниматься своими делами или спать у костра. Приходило время идти домой, пастух завязывал пояс — это было неким кодом, и все коровы возвращались.

Если человек нарушал обещание, тут же мог появиться медведь или волк и задрать корову. Пастуху, у которого пропала скотина, больше не доверяли.

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Лес рубили только зимой, когда деревья спят. Перед тем как рубить дерево, вепс спрашивал у него: «Хочу построить дом, прошу разрешения тебя использовать». Потом подрубал корни. Срубленное дерево не брали в работу 40 дней, веря, что, как и у людей, его душа находится рядом все это время.

У вепсов существовали священные рощи, там совершались различные обряды и моления, а также захоронения. Самым почитаемым был можжевельник. В некоторых деревнях он рос на возвышенных местах, обычно на холме. Весной, в праздник Пасхи, а также в день выгона скота можжевельник украшали ленточками, приносили ему жертвы.

Ветки можжевельника клали в доме над дверью для охраны от злых духов, под подушку новобрачным, в колыбель к новорожденному, в подойник для защиты скота.

Священными и почитаемыми деревьями были береза и осина, в основном это связано с обрядом погребения. С духами леса была связана и рябина.

Ель считалась оберегом, поскольку у нее, по народным объяснениям, молодые иголки на концах веток располагались в виде креста. Ель сажали рядом с домом, чтобы уберечь семью от разных бед. Кроме того, еловые ветки бросали под ноги похоронной процессии, чтобы душе умершего было легче уйти в мир иной. Особенно почитались деревья-долгожители, к ним обращались с просьбой о ниспослании благополучия, о здоровье для домашнего скота.

Многие обычаи сохраняются у вепсов и в наши дни.

Николай МЕДВЕДЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 138 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,208 сек. Потребление памяти:8.99 mb