Остара — Пасха язычников

Автор: Maks Мар 22, 2022

Испокон веков день весеннего равноденствия (21 марта) считался в европейских странах важным и долгожданным торжеством. Люди связывали с ним приход весны и возвращение на землю тепла, которого так не хватало во время долгих зимних месяцев. Древние кельты верили, что этому дню покровительствует прекрасная богиня Остара (Эостара), чье имя впоследствии и получил старинный праздник. Спустя века часть его традиций перешла к христианской Пасхе, о чем упоминал в одной из своих работ англосаксонский ученый-энциклопедист Беда Достопочтенный (672-735 гг.).

Светлая богиня

Сегодня о происхождении Остары, богини плодородия и утренней зари, практически ничего не известно. А вот о ее празднике нам рассказывают многочисленные исторические источники. Так, согласно этим свидетельствам, небожительница приходит на землю ранним утром в день весеннего равноденствия.

Предания описывают Остару юной девушкой, в белом платье и венке из первоцветов, которая в заветное время шествует по земле в окружении зайцев и птиц. Там, где она ступает на землю, тает снег, вырастает трава и расцветают подснежники.

В руках красавица держит корзину с волшебными яблоками, способными наделить каждого здоровьем и вечной молодостью. Эти плоды Остара дарила другим богам. И все же еще лет двести назад жители европейских сел, деревень и маленьких городков собирались рано поутру за околицей, на вершине холма, дабы поприветствовать богиню. Там, ожидая рассвета, женщины молились светлой богине, чтобы та сохранила их красоту на долгие годы. А представители сильного пола просили Остару даровать им крепкую мужскую силу.

Яйца и кролик

И все же давайте вернемся к пасхальным традициям, которые христианство «позаимствовало» у праздника Остары. Ведь не случайно же слово Пасха звучит на английском как Easter, что указывает на связь светлого дня с языческим торжеством. Увы, сегодня, празднуя воскрешение Христа и обмениваясь расписными яйцами, мало кто задумывался о том, что этот обычай появился на свет еще в незапамятные времена.

Конечно, о его происхождении впоследствии было сложено немало церковных легенд, но все же язычники связывают изготовление заветных подарков с Остарой. Так, согласно старинной легенде, однажды, шествуя по земле, богиня увидела в траве раненого голубя. Пожалев несчастную птицу, светлая дева решила ее спасти. Вот только это оказалась сделать непросто, ведь магия Остары превратила исцелившуюся птицу… в кролика. Новоявленный зверек тем не менее «не разучился» откладывать яйца. А потому каждый год, встречая на земле свою спасительницу, он преподносит ей в знак благодарности целую корзинку красочных подарков «собственного производства».

Со временем люди тоже стали в день равноденствия дарить друг другу яйца, раскрашенные с помощью луковой шелухи, корня морены, сока трав, черники или брусники. Причем в каждом таком подарке был заключен особый смысл. Яйцо, окрашенное в золотистый цвет, сулило человеку удачу во всех начинаниях, розовое — наделяло оптимизмом, зеленое — обещало богатство, а бордовое — защищало от колдовства. После того как яркий подарок был съеден, его скорлупу следовало аккуратно собрать и бережно хранить целый год в качестве талисмана или же мелко растолочь и высыпать на грядки в огороде. Причем чаще всего именно такая судьба была уготована этой части праздничного подарка. Еще бы, ведь такое удобрение, благословленное Остарой, гарантировало людям богатый урожай.

Удивительно, но и сам кролик, спасенный богиней, со временем стал одним из символов католической Пасхи. Так, согласно европейскому преданию, этот зверек откладывает теперь шоколадные яйца, после чего прячет их в садах и парках, и разыскать их стремятся все дети в праздничный день.

Серьезная подготовка

ОстараСтаринные легенды кельтов и германцев гласят, что к встрече с богиней Остарой и к празднику весеннего равноденствия нужно было основательно подготовиться. А как же иначе, если эта дева, обходя свои владения, даровала почве плодородие и давала жизненную силу подготовленным к посадке семенам. А чтобы божественная красавица заглянула в их дом, люди должны были сделать в нем генеральную уборку. Так, накануне праздника хозяйки сметали в своем жилище пыль и паутину, мыли полы и стены, после чего украшали все комнаты ветками вербы, букетами первоцветов и белыми, розовыми и светло-сиреневыми лентами. Кроме того, в преддверии праздника, дабы в семье царили мир и лад, обязательно следовало сжечь старую солому из тюфяков и набить их новой.

На следующее утро, прежде чем отправиться встречать богиню, следовало как следует вымыться в ближайшем роднике, после чего надеть новую одежду. Встретив рассвет весеннего равноденствия и поприветствовав Остару, люди возвращались домой, захватив подарки своим близким, которые в этот день не смогли покинуть жилище. Так, для больных и стариков дети срывали с деревьев небольшие веточки, так как считалось, что они непременно принесут родным силы и здоровье.

Откуси богатство!

Ближе к вечеру в селениях начиналось настоящее веселье, посвященное весеннему празднику. На улицах загорались огромные костры, символизировавшие возвращение теплых денечков, а с расположенных возле деревень холмов молодые люди пускали горящие колеса. И это неспроста! Люди верили, что катящийся пылающий круг разбудит землю от зимнего сна и отгонит от домов нечистую силу. А вот в самих деревнях жители устраивали самые настоящие представления.

Так, в скандинавских странах викинги проводили групповые состязания, где одна команда символизировала зиму, а другая — лето. Конечно же, лето всегда побеждало, хотя сражались могучие воины не на шутку. Получить ранение в этой битве считалось почетным, так как люди верили, что теперь весь год ничего плохого со «счастливчиком» не случится. Затем, помирившись, бравые воины устраивали «ритуальные перебранки», во время которых каждый участник поединка старался оскорбить своего собеседника, желательно в стихотворной форме. Причем победителя этого «баттла» чествовали как самого настоящего героя, ведь умением складно говорить в среде викингов владели немногие.

А вот в германских селениях молодые люди устраивали охоту на «дикого человека». Один из парней наряжался в костюм из шкур и коры деревьев, пачкал свое лицо грязью, после чего прятался в лесу. Обнаружив «дикаря», юноши изображали его убийство, а после все вместе возвращались в деревню. Здесь они устраивали особые ритуальные танцы с прыжками, во время которых каждый хотел прыгнуть выше своих товарищей. Считалось, что после такой «хореографии» лен, рожь и пшеница, посаженные на здешних полях, тоже будут тянуться вверх, а потому осенью урожаю позавидуют все соседи.

Но самой важной частью праздника Остары считалась вечерняя трапеза. Специально для нее готовилось несколько мясных блюд, выпекались булочки, круглые караваи, символизирующие солнце, пышки с маслом и медом, жарились лепешки на свином сале. Считалось, что в праздничный день все должны наесться до отвала, тогда и грядущий год будет сытным и урожайным.

В Восточной Европе большое внимание на Остару уделялось белому хлебу с маслом. Считалось, что это кушанье могло принести в дом богатство. Получив свой заветный ломоть, каждый едок старался откусить от него как можно больше, приговаривая при этом: «Я всегда буду есть так, как сейчас укусил», «Серп пожнет столько же, сколько я откусил», «Топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил». Увы, все эти пожелания сбывались далеко не у каждого, ведь везло только тому человеку, кто действительно откусил больше других.

Елена ЛЯКИНА

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 228 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,193 сек. Потребление памяти:9 mb