Цветные люди Японии

Автор: Maks Янв 19, 2021

Японская мафия якудза — такой же символ страны, как и гейши с самураями. Бойцы со строжайшей дисциплиной — они создали собственную неповторимую эстетику. И важным ее элементом является уникальный стиль татуировки.

Так получилось, что некогда бродяги и отщепенцы якудза подчинили себе весь теневой бизнес Японии и вышли далеко за ее пределы. Внутри своего клана бандиты имеют сложную структуру, стать частью которой можно только через обряды посвящения. Одним из таковых является татуирование тела. Но японские тату — это настоящие произведения искусства с древней историей, а делали их даже императоры!

Самураи из подворотен

Сегодня якудза контролируют игорный бизнес, проституцию, торговлю наркотиками и даже людьми. Причем работают они не только в самой Японии, но и в странах Юго-Восточной Азии, США, Австралии и Китае. А с Россией их связывает торговля крадеными автомобилями на наш Дальний Восток. Но все развивалось постепенно, от малого к большему.

Возникновение японской мафии якудза, также известной как борёкудан (силовая группировка), относят к XVII веку, хотя тогда она так не называлась. В то время преступный мир на островах был разделен на две не связанные друг с другом группировки — бакуто и тэкия. К первой относились потерявшие хозяина или собственное состояние самураи — ронины, промышлявшие грабежами. Во вторую входили «профессиональные» мошенники и воры, а также примкнувшие к ним бродяги или те же ронины. Они особенно любили вводить в заблуждение население, продавая некачественный товар.

В конце XVIII века в Японии стали популярны азартные игры, в том числе карты, которые быстро проникли в среду бакуто. Тогда у них появились свои счастливые и несчастливые комбинации цифр. Именно ко вторым относят этимологию слова якудза. Несчастливая комбинация состояла из трех цифр — «я» (восемь), «ку» (девять) и искаженного «сан» (три), произносимого как «дза». Тот, кому выпадали эти цифры, считался проигравшим, неудачником. Вскоре бакуто стали ассоциировать род своей деятельности с проигранной комбинацией. Позже понятие якудза было принято для обозначения всей японской мафии.

Из-за того, что в банды нередко попадали бывшие самураи, имевшие какие-то представления о долге и чести, преступные сообщества начинают выстраивать собственную иерархическую систему «начальник — подчиненный». Рядовые члены — кобун — обязаны беспрекословно подчиняться как главе клана — оябуну, так и непосредственному боссу. При этом оябун — все равно что отец, а рядовые члены — братья друг для друга. Между ними находятся сайко-комон (администратор), санро-кай (старшие советники), со-хомбутё (начальник штаба). Постепенно кланы разрастались, увеличивалась и сфера их влияния. И, как и в легальной самурайской среде, японское подполье пропиталось символизмом и ритуалами, к чему относится и знаменитая японская татуировка.

Забава императоров

Как ни странно, но традиция нанесения татуировок возникла на японских островах задолго до появления собственно японской нации. Считается, что первыми делать чернильные узоры на теле стали айны — народ, переселившийся в Японию примерно 15 тысяч лет назад из Сибири. Об этом говорят косвенные признаки, в частности, фигурки догу — загадочные глиняные статуэтки, изображающие людей и животных. На них сохранились удивительные и достаточно сложные узоры, что позволило исследователям сделать предположение о том, что и люди украшали себя подобным образом.

Позже традиция органично перешла и к этническим японцам. Первый император Японии Дзимму, по легенде, носил татуировки невиданной красы. Благодаря этому мифу тату стали последующей привилегией японских императоров и оставались ею примерно до 500 года. После этого рисунки на коже начали делать любые состоятельные господа — сначала только знатные, а потом и не очень: купцы и чиновники тоже хотели пустить пыль в глаза. Так или иначе, но удовольствие это было недешевое, поэтому ассоциировалось или со знатным происхождением, или с достатком. Как тут не вспомнить последнего российского самодержца, который тоже сделал себе татуировку, путешествуя по Японии. Впрочем, это уже намного более поздняя история.

Женщина из ЯкудзыК 700 году отношение к тату у японцев меняется. Почему это произошло — точно не ясно. В это время в страну активно проникает буддизм, так что, возможно, религия оказала влияние на благочестие и представления о прекрасном среди знатных и образованных слоев населения. Татуировки маргинализируются и становятся уделом еще не якудза, но преступного мира в целом. Теперь определенные тату насильно наносят ворам и грабителям. Упоминания об этом можно найти в древнейших литературных памятниках Страны восходящего солнца — «Записи о делах древности» («Кодзики») 712 года и «Анналах Японии» («Нихон сёки»), написанных в 720 году. Теперь по рисункам, нанесенным на тело бандита, власти могли определить, за что он был наказан и где сидел в тюрьме. Естественно, что с такими отметинами человек больше не мог оказаться в приличном обществе и становился изгоем до конца своих дней. Ему оставалось либо продолжать свое преступное ремесло, либо наниматься на самую грязную работу — чистить туалеты, например.

У каждого свои узоры

Постепенно тату начинают трансформироваться и усложняться, превратившись в настоящие произведения искусства, которые можно увидеть на телах якудза в наши дни. Но так стало не сразу, конечно. Дело в том, что «узоры», наносимые преступникам властями, совсем не были похожи на живописные гравюры. Обычно это были просто определенные линии или примитивные знаки. Нанесение казенных татуировок имело чисто прагматическое значение для клеймения воров и не представляло художественной ценности. Преступники сами начали «совершенствовать» свои кожные отметины, пытаясь найти хоть что-то положительное в них. Со временем татуированное творчество разрасталось, появились разные рисованные персонажи, у каждого из которых было свое значение.

Так продолжалось до эпохи объединения разрозненной страны в начале XVII века кланом Токугава, когда тату вновь почти легализовались и получили новое развитие. Несмотря на провозглашаемый в этот период аскетичный образ жизни и необходимость следовать строгому кодексу бусидо, татуировки очень полюбили самураи — господствующий японский класс. Рисунки на теле стали все более сложными и наполненными разными красками и сюжетным содержанием. Ремесло кольщика, в свою очередь, стало очень уважаемым. Нередко это были профессиональные художники, а спрос на их работу возник и в криминальной среде.

Как было отмечено ранее, татуировки членов якудза — необходимый ритуал, своего рода проверка, часть обряда посвящения, через который должен пройти каждый член клана. Ведь если человек не может терпеть боль от небольшой иглы, то как он стерпит, например, ножевое ранение? Надо сказать, что японские татуировки, выполненные в традиционной технике, действительно очень болезненные. Они делаются не электрическими машинками, а бамбуковыми палочками тебори. А если вспомнить, что японская татуировка может покрывать большую часть тела, можно только представить, сколько приходилось вытерпеть бандитам. При этом до сих пор тату стараются делать так, чтобы их всегда можно было спрятать под одеждой, то есть не на самых открытых участках тела — голове, шее, кистях рук. Хотя бывают и исключения.

Сами изображения, несмотря на ограниченный набор персонажей, у каждого бойца уникальные. Среди самых популярных сюжетов для тату: герои национальной мифологии (например, Кинтаро или Кюмонрю Шишин), тигры, японские карпы кои, драконы, отрубленные головы, пионы. Но у якудза традиционные японские изображения приобрели собственные криминальные значения, характерные для конкретного бойца, их носящего. Так, например, пионы и отрубленные головы означают непоколебимую готовность бойца отдать жизнь за босса.

Несмотря на широкую известность якудза, сегодня Япония — одна из самых безопасных в криминальном отношении стран. Во многом этот парадокс связан с мифологизацией японской мафии в массовой культуре, подобно другим символам этой страны: самураям, гейшам, кимоно. Другими словами — не так страшен черт, как его малюют. Зато татуировки якудза действительно страшные и привлекающие внимание одновременно.

Виктор ЛУГОВОЙ

, , ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 36 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,199 сек. Потребление памяти:8.51 mb