Мокрое дело

Автор: Maks Дек 25, 2018

В любом русском селении был свой колодец, зачастую не один. Там, где была река, брали воду из нее. А вот горожанам приходилось нелегко. Воды требовалось много, живительная влага шла не только на приготовление пищи, но и на стирку белья, прочие бытовые нужды. И людям приходилось прибегать к услугам водовоза.

Одним из первых, кто описал нелегкую профессию водовоза, был Александр Павлович Башуцкий. Вот что он пишет: «С шести часов утра до ночи черпать воду из канала в чан, возить ее в дома, разливать в ведра, разносить их по крутым лестницам в третьи и четвертые этажи, сносить оттуда помои, переколоть несколько саженей дров, перетаскать их со дворов, в те же этажи вязанками, под которыми туловище должно согнуться к коленам; для отдыха волочить на плот и обратно тяжелые корзины мокрого белья… вот ежедневная пытка — работа водовоза…»

Каторжный труд

Каждый раз водовоз «по грязным, темным лестницам… должен ежедневно цепляться, с опасностью… непостижимо гнущийся под тяжестью непомерных нош, пыхтящий и охающий так, что даже у вас поворотится сердце, с лицом до того налитым кровью, с веревкой до того надавившей череп, что вы не поймете, как не разлетится эта голова вдребезги…»

От такой тяжелой работы водовоз в середине XIX века жил недолго. Самые сильные и крепкие трудились по 5-8 лет. Возили воду водовозы на своих собственных плечах. Ведро воды стоило пять копеек. Бедные горожане старались покупать по полведра и даже бутылками. Некоторые покупали воду в мелочных лавках.

ВодовозОдевался водовоз того времени хуже нынешнего бомжа. Некоторые носили что-то наподобие жилета, сшитого из старого солдатского мундира и не имевшего ни фалд, ни рукавов. А тот, кто имел лошадь и хорошую одежду, считался настоящим аристократом.

В середине XIX века не каждый мог стать водовозом. Для этого нужно было вступить в артель, что требовало внесения «вещественного капитала» — от 40 до 125 рублей. В те времена водовозы старались жить артелями, до двух десятков человек. Артелью снимали одну на всех квартиру, в основном в подвальных помещениях, за которую платили 15-22 рубля. Питались плохо, почти без мясного — «хлебом, горохом, луком, квасом, изредка только роскошный студень», покупая продукты по тройной цене в ближайшей мелочной лавке. И, конечно, от такого питания силенок много не прибавится, а бочку с водой тащить надо было все равно.

Не все одним миром

В Санкт-Петербурге водовозы делились на разряды. К первому разряду относились коломенские водовозы, потому что доставляли воду из «чистой» части города — Коломны. Они отличались от своих коллег тем, что возили воду в пузатых бочках. Коломенцы были плутоваты и остроумнее других. Некоторые доставляли воду на лошади, другие — при помощи коромысел. Были и те, кто таскал свою тару на себе. Когда им говорили, что их бочка огромна и тяжела, они отвечали: «Свез за-раз, так и шабаш». И при этом посмеиваются над своими товарищами, у которых бочки поменьше.

Водовозы Васильевского острова отличались от других своим «костюмом» — кожаным камзолом — и на своей тележке перевозили по три, иногда и по четыре бочонка. Василеостровец порой обслуживал несколько семейств. Эти водовозы часто прибегали «к плутням и обману, привозя воду откуда можно ближе и не разбирая, какова она», часто бранились с кухарками и прачками. Были они не только «молодцеватые, разгульные», но очень «небрежные в исполнении своей должности», ибо могли долгое время проводить в харчевнях, а заказчики в это время ждали воду.

Водовоз Петербургской стороны отличался от других тем, что ходил постоянно в лаптях и возил воду только в кадках большого размера. Трудно сейчас себе представить, как водовоз поднимал на берег реки эту тяжелую кадку. Хотя он мог возить воду в бочке, но тут была причина — «обычай, привычка, подражание». У каждого водовоза бочка была окрашена в свой цвет. Так, воду из канала перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых.

Хотя профессия водовоза была по сути каторжной, но в конце XIX — начале XX столетия из-за отсутствия водопровода она считалась престижной.

Многие водовозы брали со своих клиентов втридорога. Так, в середине XIX века привозная вода обходилась клиенту около 7 рублей серебром в год. А вот в Зарайске воду возили в зеленых и желтых бочках, и здесь ведро воды стоило всего 2 копейки.

Уже в наши дни памятники водовозу были установлены в Санкт-Петербурге, Казани, Коломне.

Виктор ЕЛИСЕЕВ



, ,   Рубрика: Забытое ремесло

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,148 сек. Потребление памяти:8.32 mb