Мужчины «мамы Штирлица»

Автор: Maks Ноя 9, 2022

Замечательного режиссера Татьяну Лиознову, снявшую фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» и другие, всегда окружали яркие мужчины: актеры, поэты, летчики, государственные деятели; ей неоднократно делали предложения, за ней красиво ухаживали. Но замуж она так и не вышла.

Режиссер Татьяна Лиознова (1924-2011) сняла всего 10 фильмов, и половина из них вошла в золотой фонд советского кино. Но даже если бы она сняла всего один из этих шедевров, то навсегда бы осталась в истории советского кинематографа. «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся» и, конечно, легендарный фильм «Семнадцать мгновений весны» — все это картины высочайшего уровня, способные конкурировать с лучшими образцами мирового кино.

«Карнавал» юности

История героини Ирины Муравьевой — Нины Соломатиной из фильма «Карнавал» — отражает юношеские мечты самой Татьяны Лиозновой. Поэтому она так бережно экранизировала повесть Анны Родионовой. Хотя Ирине Муравьевой на момент съемок уже было 32 года, но именно она смогла воплотить на экране смешную, несуразную девочку, как самокритично представляла себя Лиознова.

Но все в ее жизни было именно так: мечтала стать актрисой, а пришлось в юности шить костюмы у матери в мастерской; влюблялась в недостойных или недоступных и отвергала влюбленных в нее.

Эпизод с колонкой, когда Нина Соломатина, разгоряченная, остановилась и пила воду из колонки, автобиографичен — Лиознова рассказывала студентам: так она поступала в морозный день, чтобы ее зауважали мальчишки со двора.

Всю жизнь Татьяна была привязана к матери, слушала ее во всем, и в первую очередь в том, что касалось любовных дел. Может быть, потому, что связь с матерью у Татьяны была такой же сильной, как у героини фильма «Карнавал», Лиознова так и не вышла замуж.

В отличие от героини фильма, которая приехала покорять столицу из глубинки, Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве, где и провела всю свою жизнь. Но это отнюдь не уменьшило количество препятствий на пути к успеху. Лиознова рассказывала: ее уволили с киностудии имени Горького по надуманному поводу. Мать Татьяны, Ида Израилевна, и отец, Моисей Александрович, были евреями, а с 1948 года как раз велась борьба с «безродным космополитизмом», носившая антисемитский характер.

В юности Татьяна Лиознова, как и Нина Соломатина, подметала улицы и занималась шитьем, чтобы заработать на жизнь. Но у нее находились силы и на занятие для души — написание статей для газеты.

Влюбчивый поэт

Татьяне Лиозновой казалось, что ее никто не понимает, за исключением разве что главного редактора «Литературной газеты» Константина Симонова. Татьяна прислушивалась к его литературным советам, но не допускала вольностей.

Константину Симонову, как и практически всем поэтам, нужна была муза, он больше всего ценил общество красивых женщин. Одно из самых известных его стихотворений «Жди меня» посвящено красавице-актрисе Валентине Серовой. И, конечно, влюбчивый поэт не мог оставить без внимания миниатюрную, изящную брюнетку Татьяну Лиознову. Как-то раз Симонов подвез Лиознову к ее дому на такси и заплатил за нее. Этот момент из окна дома увидела мать Татьяны. Она была крайне возмущена. И не только строго отчитала дочь за «распущенность», но и запретила подобные внеслужебные отношения.

Татьяна послушалась мать, которая была главным человеком в ее жизни. Ведь любимый отец пропал без вести на войне, на войне погибли и три брата матери. Отношения с Симоновым прервались, практически и не начавшись.

Необходимостью проводить с больной матерью больше времени объясняла Лиознова окружающим, что и с режиссером Станиславом Ростоцким они «были только друзьями», хотя в это трудно поверить. Но то, как горько плакала Лиознова, когда Ростоцкий умер, одной дружбой объяснить невозможно. Пожалуй, это было продиктовано сильными чувствами и взаимной симпатией — короче говоря, любовью. А еще во всех ее фильмах чувствуется влияние Ростоцкого, в том числе отсылки к его фильмам — она навсегда сохранила память о наставнике и учителе, о их настоящей любви. Правда, Ростоцкий был женат, а Татьяна Лиознова — слишком порядочна и щепетильна, чтобы разрушать чужую семью.

Лиознова, в 1967 году снявшая фильм «Три тополя на Плющихе», получивший первую премию на Международном фестивале в Аргентине с мотивировкой «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность», не могла поступиться принципами и увести мужчину из семьи.

Потому любовь так и осталась ее тайной без всякого штампа. И незаконным плодом их любви стал дебютный фильм «Земля и люди», где Ростоцкий был режиссером, а Лиознова — ассистентом режиссера.

Небесная любовь

Татьяна ЛиозноваФильм Лиозновой 1963 года «Им покоряется небо» — признание в любви режиссера к летчику-испытателю Василию Колошенко. Не случайно и в фильме «Семнадцать мгновений весны» в первом кадре первой серии и в последнем кадре заключительной серии Штирлиц смотрит на летящий в небе клин журавлей.

Легендарный Василий Колошенко участвовал в испытаниях всех вертолетов — от Ми-1 до Ми-12, установил 15 мировых рекордов на вертолетах по грузоподъемности, скорости и высоте полета. В 1960-1970-х годах готовил кругосветный перелет на вертолете, но проект не утвердили.

Татьяна Лиознова — железная леди кино, как ее называли за глаза, — была чужда условностей и выше обывательского быта. Подобно Жан-Полю Сартру и Симоне де Бовуар, она встречалась с женатым Василием Колошенко, и их отношения выходили за рамки мещанских представлений. Невозможно объяснить только дружбой тот факт, что Татьяна Лиознова взяла к себе жить Людмилу, дочь Василия Колошенко. А позже Людмила Лисина стала приемной дочерью Татьяны.

С фильмом «Семнадцать мгновений весны» связана и еще одна любовная история в жизни режиссера Лиозновой.

Актеру Арчилу Гомиашвили, сыгравшему Остапа Бендера в фильме «12 стульев», очень хотелось избавиться от амплуа авантюриста, которое прочно закрепилось после этой роли, оставшейся главной в его жизни. Он мечтал сыграть Штирлица, молчаливый эталон настоящего мужчины, «истинного арийца». Чтобы добиться этого, он стал красиво ухаживать и флиртовать с Лиозновой. Автор романа и сценария Юлиан Семенов одобрил кандидатуру Арчила Гомиашвили, но прямолинейная Лиознова была непреклонна: в роли Штирлица, полковника Исаева, она видела только Тихонова.

Вследствие своих принципов и черт характера режиссер категорически отвергала всякую фальшь и донжуанство Арчила. И то, что это было сделано ради роли, окончательно ее оттолкнуло ее и укрепило в намерении отдать главную роль Вячеславу Тихонову. Последующая история фильма показала, что Лиознова в выборе актера не ошиблась.

Отставка чиновника

Но не только женатые мужчины окружали режиссера Татьяну Лиознову. Среди ее поклонников был Владимир Кириллин — советский государственный и партийный деятель, заместитель председателя Совета министров СССР, физик, видный ученый в области энергетики. Его жена Надежда Кириллина в 1970 году заболела и умерла. Владимир, будучи вдовцом, красиво ухаживал за Татьяной и неоднократно предлагал ей выйти замуж. Но он пытался вмешиваться в ее творчество, отговаривал снимать фильм в жанре социальной драмы «Мы, нижеподписавшиеся» и антиамериканский телефильм «Конец света с последующим симпозиумом» по пьесе Артура Копита, где Лиознова была еще и сценаристом.

Татьяна Лиознова не терпела такой бестактности и каких-либо указаний со стороны любого, пусть даже любимого мужчины. В результате брак так и не состоялся.

Любовные истории Лиозновой ярко отразились в ее творчестве — в результате каждого романа с ярким мужчиной рождался новый фильм.

Из гордости и чувства такта Лиознова не впускала в свою личную жизнь (на то она и личная) никого из посторонних. Она не хотела выставлять на всеобщее обозрение ничего, кроме того, что она сама рассказывала в интервью.

Замуж она так и не вышла. Татьяна была слишком сильной личностью, чтобы позволить себе быть слабой. Она реализовала себя в творчестве, о чем неоднократно говорила. Лиознова была замужем за профессией, ее семья — актеры, а настоящие дети — снятые ею фильмы.

Мария КОСОРУКОВА

  Рубрика: Женщина в истории 135 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,208 сек. Потребление памяти:9.29 mb