Надежда обречённых

Автор: Maks Мар 15, 2019

Несмотря на относительно мирное принятие христианства русскими в 988 году, язычество не собиралось сдавать позиций. Одной из форм его существования стало так называемое народное православие — синтез христианских и языческих верований, суеверий и обычаев, уходящих корнями в глубокую древность.

Среди элементов народного православия особое место занимает культ святых Флора и Лавра, являвшихся самыми любимыми святыми на Руси. И одновременно — самыми ненавистными.

Каноническое житиё

О святых мучениках Флоре и Лавре в канонической версии жития до наших дней дошло мало сведений. Флор и Лавр были родными братьями и жили примерно во II веке в римской провинции Иллирии (ныне — Хорватия), по профессии они были каменщиками. В самом раннем детстве они искренне уверовали во Христа, во многом благодаря своим учителям Проклу и Максиму, тоже позже причисленным к лику святых.

Как-то раз римский правитель Иллирии Ликаон отправил братьев в соседнюю область строить языческий храм. Храм они строили хорошо и надёжно, соблюдая при этом строгий пост и проповедуя Слово Божие беднякам. Однажды сын языческого жреца Мамертина оказался изувечен случайно отлетевшим от стройки куском камня, который попал ему прямо в глаз. Флор и Лавр, считая себя виноватыми в случившемся, пообещали жрецу, что исцелят юношу.

Они взяли его к себе и наставили в своей вере. После того как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и он прозрел. При виде чуда Мамертин тоже уверовал во Христа. Когда храм был закончен, братья собрали христиан, помогавших им при постройке, и поставили в восточной части ещё не посвящённого языческим богам храма святой крест, сделав его первым христианским храмом на этой земле.

Узнав об этом, Ликаон приказал сжечь молившихся в нём христиан живьём, а Флора и Лавра вызвал к себе на суд, где они не отказались от Христа, за что были живыми сброшены в колодец и засыпаны землёй. В IV веке мощи Флора и Лавра были обретены и перенесены в Константинополь (Стамбул), где, по одной из версий, они и находятся до настоящего времени. В Православной церкви их память чтится18 (31) августа, в Католической — 18 августа.

«Лошадиные заступники»

Святые великомунечиники Фрол и ЛаврИз канонического жития видно, что Флор и Лавр при жизни никак не были связаны ни с лошадьми, ни с каким-либо другим скотом. Почему же они в русской традиции стали покровителями лошадей и всех, кто с ними связан? Причина кроется в географическом положении места, где братья проповедовали и приняли смерть.

В III-IV веках на территории Балкан распространился культ так называемых дакийских всадников — одной из вариаций культа фракийского всадника. Разбитые, потерявшие всё после римского завоевания фракийцы-даки (предки современных румын) искренне верили, что в час, когда страдания народа станут чрезмерными, на горизонте появятся два всадника-близнеца, которые поведут даков на борьбу с завоевателями. А пока они молились всадникам в святилищах, расположенных на лесных полянах, горных кручах и в других удалённых от населённых пунктов местах, маскируя воинственные мистерии богам-освободителям под мирные молитвы богам — покровителям скота.

Неизвестно, когда культ дакийских всадников слился в одно целое с почитанием местных святых Флора и Лавра и в таком виде перешёл к славянам, в VI веке начавшим переселение на Балканы. Славянам-язычникам Флор и Лавр понравились и под именами Дыя и Вия были включены в их пантеон, чтобы с принятием христианства вернуть свои подлинные имена, но с новым содержанием.

По общепринятой христианской традиции святым Флору и Лавру положено молиться для избавления от глазных болезней, но в таком качестве они на Руси никогда не почитались. Общепринятым стало дакийско-славянское почитание Фрола (так на Руси видоизменилось форма латинского имени) и Лавра как покровителей лошадей и всех, кто с ними связан (конюхов, ветеринаров, жокеев и т.п.), причём их почитание сохранило больше языческих черт, чем почитание других христианских святых.

Так, святым Фролу и Лавру молились не только в храмах, но и в специально построенных часовнях, как правило, расположенных вдали от населённых пунктов и заброшенных в течение всего года, кроме дня памяти святых. Причём торжественная обедня в день Фрола и Лавра всегда заканчивалась играми и скачками. Вообще, «лошадиный праздник», как называли день памяти святых Фрола и Лавра 18(31) августа, отмечался на Руси весело и широко, ведь он означал окончание полевых работ.

В этот день с утра крестьяне кормили лошадей свежим сеном и овсом и заплетали им в гривы пёстрые ленты. После обедни за церковной оградой кропили приведённых лошадей святой водой, что охраняло лошадей от всякой беды. В обычае была и обрядовая выпечка, к примеру, в Орловской губернии делали пряники в виде подковы, в Рязанской губернии — в виде двухголовых коней, а также над лошадьми читали заговоры на здоровье и защиту от «лихого глаза». А в степных губерниях с этого дня начинались «помочи» — работы, предпринимаемые всем миром в пользу вдов и сирот. На таких работах косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. «Помочи» у зажиточных людей всегда сопровождались угощениями.

Свеча от «идущих на дело»

Но в своём почитании Фрола и Лавра дальше всех зашли коми-пермяки, у которых христианский праздник Фрола и Лавра совпадал с языческим праздником Проллавер, традиционно сопровождавшимся жертвоприношением скота. Этот несовместимый с христианством обряд коми-пермяки перенесли и на святых Фрола и Лавра.

Ежегодно 18 августа в селе Большая Коча Кочевского района Пермского края, у особо почитаемой часовни, они приносят в жертву трёхлетнего Непорочного бычка. Этот обряд, осуществляемый в ознаменование окончания несчастий или в подтверждение молитвы, был запрещён властями в 1914 году. Но после продолжительного перерыва 31 августа 1993 года школьным этнографическим музеем села Большая Коча и фольклорным ансамблем «Мича асыв» («Ясное утро») обряд жертвоприношения быка святым Фролу и Лавру был проведён вновь.

Фрол и Лавр являются уникальными святыми — это, пожалуй, единственные святые покровители преступного ремесла, причём самого ненавистного на Руси — конокрадства.

Конокрады выбрали своими покровителями Фрола и Лавра не только потому, что они были небесными покровителями лошадей, но и потому, что сам дух их почитания, с тайными мистериями и святилищами, наиболее отвечал психологии людей, ежедневно рисковавших попасть под самосуд толпы, живших тайно, на ощупь. Большинство конокрадов обычно так и оканчивали свои дни, будучи растерзанными крестьянами, которых они своим ремеслом обрекали на голодную смерть.

Но те из них, кто оставался в живых и находил в себе силы порвать с прошлым, всегда особо почитали «лошадиных заступников», и не раз в глухих местах находили храмы, освящённые в честь Фрола и Лавра, построенные бывшими конокрадами во искупление своих грехов.

Сейчас на дворе XXI век, и многие обычаи оказались безнадёжно забыты. Но и сейчас сотрудники полиции убеждены: если в церкви человек, абсолютно не связанный ни с лошадьми, ни с каким другим скотом, ставит свечку у иконы святых мучеников Фрола и Лавра, значит, это скотокрад, собирающийся «выйти на дело».

Роман РУСИНОВ



, ,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,256 сек. Потребление памяти:8.67 mb