«Настоящие люди»

Автор: Maks Авг 7, 2021

Чукчи — коренной народ крайнего северо-востока Азии. Они обитают на огромной территории, но эти просторы не назовешь густонаселенными: численность чукчей, по данным переписи 2010 года, — 15 908 человек.

ОЛЕНИ — ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО

Этот народ стали звать чукчами в XVII веке русские землепроходцы, адаптировав чукотское слово «чаучу» — «богатый оленями». Так оленеводы, кочующие в тундре, называли себя в противоположность анкалыын (от «анкы» — «море») — приморским чукчам, промышляющим охотой на морского зверя. Вообще же самоназвание чукчей луораветлан — «настоящие люди».

Чукчи — аборигены Чукотки. Их предки появились здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э. Расовый тип чукчей — смешанный, в основном монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются у них реже, чем с горизонтальным. Не являются редкостью и люди с густой бородой и волнистыми, почти курчавыми волосами.

У типичных чукчей крупные, правильные черты лица, лоб — высокий и прямой; нос — крупный, прямой, резко очерченный; глаза — большие, широко расставленные. Некоторые исследователи отмечали их рослость, крепость и плечистость. Генетически чукчи обнаруживают родство с якутами и угро-финнами.

Вначале их основным занятием была охота. В тундре охотились на северных оленей, на берегу — на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. Тюленя брали в одиночку, подползали к нему, накрываясь звериной шкурой и подражая движениям животного. На моржа охотились группами на байдарах — больших промысловых лодках, построенных без гвоздей. Их каркас делался из дерева (плавника) и китовых ребер, сшитых китовым усом, обтягивался кожами моржа или крупных тюленей, сшиваемых жилами. Покрытие коптилось и смазывалось жиром.

Байдары были около 9 метров длиной, и в них могло уместиться примерно 12 пассажиров или 6 охотников. При плавании на байдарах использовали от 6 до 18 весел. Иногда ставились паруса, их сшивали из кишок морских животных. На этих суденышках чукчи совершали длительные морские путешествия, доходя до островов Берингова моря и даже пересекая Берингов пролив и высаживаясь на Аляске.

Традиционным охотничьим оружием чукчей были гарпун с поплавком, копье, ременная сеть. Со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие.

С течением времени чукчи поняли, что разводить оленей выгоднее, чем просто охотиться на них. В XIX веке оленеводы жили стойбищами в два-три дома. Когда олени съедали корм в окрестностях, чукчи перекочевывали на новую стоянку, благо в тундре места всем хватало.

ИЗОБРЕТАТЕЛИ ПАМПЕРСОВ

Постоянное кочевание не мешало им возводить довольно большие жилища. Яранга — традиционное жилье чукчей — это многоугольный шатер, накрытый оленьими шкурами (мехом наружу). А чтобы это сооружение выдерживало сильные порывы ветра, его подпирают со всех сторон камнями.

Костер разводят посреди яранги. У задней стенки шатра укрепляется небольшая четырехугольная меховая палатка-полог. Это и есть собственно жилое помещение, где семья ест, пьет и спит. Оно настолько хорошо прогревается, что его обитатели раздеваются догола, не испытывая при этом никакого стеснения.

Одежда чукчей практически такая же, как и у других полярных народов. Она шьется из меха пыжиков (подросших телят северного оленя). Мужчины носят двойную меховую рубаху (нижняя — мехом к телу, верхняя — мехом наружу), такие же двойные штаны, короткие меховые чулки и сапоги. Шапка чем-то напоминает уменьшенный капюшон.

Женская одежда представляет собой цельно сшитое платье, состоящие из широких штанов, соединенных с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы женщины высвобождаются из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки — своеобразные дождевики, которые делаются из кишок морских зверей.

Грудной ребенок одет в олений мешок с глухими разветвлениями для рук и ног. Он так закутан, что похож на меховой шарик. Вместо пеленок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка. Так что чукчей можно считать изобретателями памперсов.

ФУТБОЛ НА ТОМ СВЕТЕ

Чукчи - Настоящие людиНекоторые обычаи и особенности поведения чукчей вызывали шок у европейцев. К примеру, они могли почувствовать в себе шаманскую силу и по велению духов поменять пол. При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот. Мужчины начинали носить женскую одежду и украшения. Менялось и их поведение. Исследователь жизни и обычаев чукотского народа Владимир Богораз отмечал, что если задать такому «превращенному» нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом.

«Перекрашенный» стремился снискать расположение мужчин и легко добивался этого с помощью духов. Он покорял сердца молодых парней, которые ему нравились, и выбирал из их числа любовника, а впоследствии и мужа. При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением. Правда, к началу XX века этот обычай полностью изжил себя.

Право человека на добровольный уход из жизни, до сих пор не признанное большинством европейских стран, для чукчей было обычным явлением. «Человек, желающий умереть, — писал Богораз, — заявляет об этом своему другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Чукчи не способны бороться с болезнями и вообще с физическими и психическими страданиями. Они стараются как можно скорее избавиться от них, хотя бы ценой своей жизни. Добавочным стимулом к добровольной смерти является убеждение чукчей в том, что насильственная смерть лучше, чем смерть от болезни или от старости. По представлению чукчей, на том свете лучшие места дня обитания отдаются людям, умершим добровольной смертью. Они живут в красном пламени северного сияния и проводят время за игрой в мяч, причем мячом служит моржовый череп».

Как бы вы поступили, если бы ваш друг стал тонуть в море? Спасали бы его самостоятельно? Звали бы на помощь? Бросили бы ему доску? Чукчи точно знали: ничего делать не нужно. В море, по их поверьям, обитают духи, которые отвечают за переход в иной мир. И предпринимать какие-либо действия означает препятствовать могущественным существам. А это неправильно.

Женщинам во время родов нельзя было стонать и просить о помощи. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину и делала все, что нужно для новорожденного. Если роженица просила о помощи, она всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный».

ДЕНЬ КИТА

Национальным чукотским праздником является праздник байдары. Для того чтобы море приняло лодку на очередной год, чукчи весной снимали ее с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему в жертву вареное мясо. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли. И только после этого спускали лодку на воду.

А вот праздник кита проводился с целью загладить вину перед Кэрэткуном, хозяином морских животных. Люди переодевались в нарядные одежды, в том числе в непромокаемые вещи из моржовых кишок, и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Чукчи пели песни о том, что это не они их убили, а камни, упавшие со скал. После этого люди приносили жертву хозяину морей, опуская в морскую пучину скелет кита. Они считали, что таким образом воскресят всех убитых ими животных.

Чукчи, обитавшие не на берегах моря, а в тундре, весной устраивали Кильвэй — праздник оленя. Оленей пригоняли к ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад, трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами — это отгоняло от животных злых духов. Во время торжества мужчины забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся детям, женщинам и старикам.

Средняя продолжительность жизни чукчей мала. Те, кто живет в естественных условиях, доживают до 42-45 лет. Основными причинами высокой смертности является плохое питание, а также злоупотребление алкоголем и курение.

Надо признать, что эти пороки были привиты аборигенам русскими купцами и американскими торговцами. На сегодняшний день к этим проблемам присоединились наркотики. На Чукотке очень мало долгожителей — всего около 200 человек в возрасте 75 лет. Падает рождаемость, и все это в совокупности, к сожалению, может привести к вымиранию чукотского народа.

Николай МЕДВЕДЕВ

, ,   Рубрика: Историческое расследование 240 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,190 сек. Потребление памяти:9.05 mb