Не ложкой единой

Автор: Maks Мар 27, 2023

Трудно представить себе современного делового мужчину с… деревянной ложкой в кармане. С мобильным телефоном, портмоне, даже с миниатюрным зеркальцем можно, но чтобы с ложкой? А ведь еще два-три столетия назад это было бы вполне объяснимо: на Руси ложка была не только столовым прибором, но и предметом гордости.

У наших предков ложка являлась личным предметом: в семье каждый ел своей, индивидуальной. Чтобы не было путаницы, все ложки, как правило, персонифицировались с помощью рисунка, особой отметины или загогулины. Носили их с собой не только за пазухой, но и в голенище сапога или в лапте. С этой нехитрой вещью старались не разлучаться — вдруг придется перекусить вне дома. В гости также ходили только со своей ложкой.

Бить баклуши

Изначально вся посуда на Руси изготавливалась из дерева, но ложки пользовались особой любовью и популярностью. Они указывали на благосостояние владельца, поэтому некоторые из них выглядели довольно дорого за счет резьбы, затейливого узора, яркой окраски.

В устном народном творчестве существует огромное количество пословиц и поговорок об этой вещи, также с ней связано много различных заговоров, обрядов, гаданий. Умение обрабатывать дерево и изготавливать из него этот столовый предмет, как ремесло, передавалось из поколения в поколение, а мастера-ложкари, умеющие вырезать и красиво оформлять ложки, всегда были в почете.

Первоначально деревянную чурку раскалывали на небольшие заготовки — баклуши. Дело было нехитрое, справиться с ним мог любой, даже не самый трудолюбивый человек. Отсюда родом и хорошо нам известное выражение «бить баклуши». Заготовки обтесывали топором, придавая определенный контур, затем с помощью тесла делали углубление, а затем резцом и ножом убирали все лишнее, придавая законченную форму. Гладкость изделию придавали рашпилем, доводя заготовку до идеального, приятного на ощупь состояния.

Семеновские мастера

Семёновские ложкариЛожкарное ремесло было широко распространено по всей территории России, делали их из мягких, податливых сортов древесины: в южных регионах, например на Кавказе, предпочтение отдавалось грушевому дереву, а в центральной России предпочитали использовать липу, но также в дело шла береза, осина, клен. Главным центром этого промысла был город Семенов в Нижегородском крае: производство ложек здесь достигло огромных размеров.

Развитию промыслов способствовали наличие запасов древесины, близость крупнейшей Нижегородской ярмарки, а также художественное чутье и предприимчивость умельцев-старообрядцев, которые в XVII-XVIII веках обосновались в керженских лесах вблизи Семенова.

По данным статистической переписи 1889 года, этим промыслом как в самом Семенове, так и в пяти волостях уезда занимались 171 община, 3540 дворов и 6930 человек разного возраста и пола. В основном изготовлением ложек кустарным способом занимались целыми семьями в зимнее время, когда все сельскохозяйственные работы прекращались до нового посевного периода. Это приносило немалые деньги, а иногда служило единственной статьей дохода.

Помимо домашних хозяйств, их производили в артелях, при монастырях, например в Кирилло-Белозерском и Сергиево-Посадском, были созданы целые деревообрабатывающие мануфактуры. В отдельные годы изготавливалось до полутора миллионов штук. Если процесс заготовки и производства ложек считался более мужским занятием, то окраска и расписывание узорами — исключительно женским.

И это вовсе не значит, что расписывать легче, чем вырезать: окрашивание, покрытие ложек олифой или скороваркой (смесь льняного масла с суриком, белилами и другими красящими примесями), которые необходимо долго вываривать перед нанесением на изделие, а потом еще и рисовать на них тонким перышком, — довольно сложное и трудоемкое дело. Воздух в красильной избе, где женщинам, девушкам и совсем маленьким девочкам приходилось находиться часами, был удушающим, едким от вредных примесей. Он разрушал и легкие мастериц, и зрение. Но это не мешало промыслу развиваться, а Семенову — считаться ложкарной столицей в течение многих десятилетий.

Ах, какая музыка

Ложки бывают самыми разными: у всех есть свое предназначение, свои стили и названия. Помимо основного применения в качестве столовых приборов, деревянные ложки использовали в качестве музыкальных инструментов благодаря неповторимому звучанию. И по сей день их относят к группе ударных шумовых инструментов. Игра на ложках не требует длительного обучения, она основана на простейших приемах, но тем не менее при определенных навыках можно с помощью двух деревянных изделий демонстрировать виртуозную игру. В любом ансамбле народных инструментов наряду с гармонистами и балалаечниками всегда найдется место ложкарю, способному исполнить эффектный ритмичный пассаж.

Сегодня расписная деревянная ложка является одним из основных сувениров, наряду с матрешкой, которую обязательно покупают те, кто впервые приезжает в нашу страну.

Алла МАТВЕЕВА

  Рубрика: Забытое ремесло 411 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:43. Время генерации:0,259 сек. Потребление памяти:5.96 mb