Не валяй дурака, Америка!

Автор: Maks Июл 20, 2019

Будущее любой страны зависит от тех, кто сегодня корпит над школьными учебниками. Советская власть с первых дней своего существования огромное внимание уделяла образованию и науке.

И неудивительно, что к концу 1950-х годов советское школьное образование было лучшим в мире. И с этим согласились даже американцы…

Свои ставшие знаменитыми позывные «бип, бип» советский спутник начал посылать из космоса 4 октября 1957 года. День торжества советской науки и техники стал кошмаром для правящих кругов Соединенных Штатов. Уже 10 октября в Вашингтоне собрался Совет национальной безопасности и обсудил вопрос «О влиянии спутника на национальную безопасность США».

Космос начинается с парты

«Победа в войне против СССР более недостижима», — констатировал министр обороны. Совет пришел к выводу, что Советскому Союзу удалось опередить Америку в космической гонке благодаря тесному взаимодействию образования, науки и технологий.

Узнав об этом, популярный в Штатах журнал «Лайф» решил с помощью оригинального эксперимента проверить, какая система школьного образования лучше — американская или советская.

В СССР была в самом разгаре хрущевская оттепель. Страна демонстрировала миру свою открытость. Летом в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, собравший 34 тысячи гостей из 131 государства. Я помню, с каким энтузиазмом общались в Парке культуры и отдыха имени Горького советские люди с невиданными ранее представителями всех рас, населяющих планету.

Сотрудникам «Лайф» без труда удалось договориться с советскими властями о том, что к одному из московских школьников, выбранному американцами по своему усмотрению, будут на месяц приставлены два заокеанских журналиста, чтобы фиксировать все моменты его повседневной жизни. То же будет проделано в США с американским сверстником.

Выбор американцев пал на Алексея Куцкова, ученика 10-го класса 49-й средней школы на Фрунзенской набережной, в четырех километрах от Кремля. Директор школы пригласила подростка в свой кабинет, сообщила о предстоящей миссии и попросила не ударить в грязь лицом, но держаться естественно.

Алексей был таким же подростком, каких были миллионы в 50-х годах прошлого века — детей войны. Родился 5 мая 1941 года. Через полтора месяца началась война. Отец погиб на фронте. Мать работала инженером, тогда эта профессия была престижной. Купила сыну пианино, мечтая вырастить из него профессионального музыканта. Играть на этом серьезном инструменте Куцков научился, но музыкальное будущее его не вдохновляло. С куда большим интересом он отдавался спорту. Сначала, 12-летним, записался в конькобежную секцию (в СССР занятия в спортивных секциях были бесплатными), — затем перешел в волейбольную. В 1950-х годах волейболом занималась едва ли не поголовно вся советская молодежь. Подростки и юноши сами разгораживали на пустырях и во дворах импровизированные волейбольные площадки и всякую свободную минуту нещадно колотили мяч. Алексей в волейболе преуспел и выступал даже за юношескую сборную команду Москвы. Впрочем, преуспевал он и в учебе, окончив школу с серебряной медалью.

Джентльмены из-за океана

Алексей КуцковЛюбопытно, что о существовании его визави в Соединенных Штатах Куцков узнал, лишь когда ему презентовали номер журнала «Лайф», где был опубликован материал о проведенном эксперименте.

Вторым участником «соцсоревнования» двух систем образования стал 16-летний школьник из Чикаго Стивен Лапекас. О нем сведения более скудны. Учился нехотя. А по геометрии родители даже наняли ему репетитора за четыре доллара в час.

Эксперимент занял весь февраль 1958 года.

Приставленные к Алексею Куцкову американские журналисты казались советскому подростку воплощением джентльменства: оба высокие — под 1,80 метра, одеты в дорогие строгие костюмы, всегда при галстуках, в обращении вежливы и участливы. На дружбу не претендовали, питались в ресторане, но ни разу своего подопечного туда не пригласили. Впрочем, и Алексей ни разу не пригласил своих соглядатаев к себе домой, сославшись на болеющего дедушку. Американцы посокрушались, но настаивать не стали.

Встречи происходили в школе поутру. И затем журналисты и переводчик не отходили от Куцкова целый день. Терпеливо сидели на всех уроках. Сопровождали в спортзал, в консерваторию, присутствовали при встречах с друзьями и подругами. И все щелкали и щелкали фотоаппаратами. Такая же процедура осуществлялась другими журналистами «Лайф» в Чикаго. Правда, там им было интереснее, чем московским коллегам: Стивен Лапекас куда больше времени посвящал увеселениям, нежели его визави.

Журналистская бомба

Подготовленный журналистами материал об итогах эксперимента был опубликован в номере журнала «Лайф» от 24 марта 1958 года. И стал неприятной сенсацией для американцев.

Стивен изучает в школе английский язык, американскую историю, геометрию и биологию, а также посещает уроки танцев. Список предметов, изучаемых Алексеем, существенно шире: тут физика, химия, алгебра, биология, астрономия, литература, уроки труда…

Статья в «Лайф» начинается с перечисления неприглядных фактов в сфере американского школьного образования: «Кризис школьного образования — то, о чем говорили давно и без толку, — четко высветил советский спутник. Школы переполнены, учителей не хватает. Зарплату им платят нищенскую, а иным лучше бы и вовсе не платить. Детей кормят завтраками, заботясь об их желудках, а до умов никому нет дела. Способным ученикам не уделяется должного внимания, а с бездарями возятся. Общих положений о школе и школьных программах не существует. И это американская школа? Невозможно!»

Поразило американских журналистов и то обстоятельство, что советский подросток свое свободное от школьных занятий время взвешенно делит между чтением классической литературы (произведений Шекспира, Бернарда Шоу, романа американского писателя Теодора Драйзера «Сестра Керри» в оригинале), игрой в волейбол и в шахматы, общением с друзьями.

Американский подросток серьезной литературе предпочитает приключенческую, а львиную долю свободного времени посвящает общению со своей подругой Пенни Донахью, посиделкам в кафе и рок-н-роллу, тогда ставшему модным танцем. Раздел статьи, посвященный американскому школьнику, был озаглавлен красноречиво: «Занятия без спешки». И проиллюстрирован снимками, где Стивен по большей части развлекается. Тогда как Алексей снят то на уроках труда, то за шахматами, то на уроках физики и химии. «Вишенкой на торте» стала опубликованная журналом статистика: «Всего 12% американских школьников изучают математику и только 25% — физику. Иностранные языки изучают менее 15% учеников». В итоге русский школьник по уровню знаний обошел своего американского сверстника на целых два года.

Трудно избавиться от впечатления, что «Лайф» умышленно сгустил краски, чтобы побудить Палату представителей и Конгресс США поддержать инициативу президента Дуайта Эйзенхауэра в его намерении провести обширную реформу школьного образования. Цель была достигнута: общественное мнение резко метнулось в сторону радикального изменения подхода к школьному образованию. Средняя школа США получила обильное финансирование, профессия учителя стала престижной и хорошо оплачиваемой, наиболее успешных учащихся стали поощрять стипендиями.

Так простой советский школьник подыграл американскому президенту.

А простой американский школьник возненавидел журналистов, которые выставили его танцующим балбесом, и наотрез отказывался от общения с ними.

Между тем и Стивен Лапекас, и Алексей Куцков впоследствии получили высшее образование и оба стали летчиками. Но и со своим московским визави Стивен пообщаться не захотел, когда Алексей разыскал его, будучи по служебным делам в США.

Леонид БУДАРИН



, , ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,346 сек. Потребление памяти:10.65 mb