Ничего страшного

Автор: Maks Май 26, 2022

Художники во все времена не отказывали себе в удовольствии пощекотать нервы зрителей. Кто-то стремился таким образом привлечь внимание к общественным язвам, другими двигала склонность к эпатажу. Картины, на которых изображались кровь, трупы или ночные кошмары автора, по вполне понятным причинам действовали на публику угнетающе и даже пугали. Но некоторые мастера умудрялись достичь того же эффекта, не прибегая к элементам хоррора, иногда и вовсе этого не желая.

Всех напугал дантист?

Довольно часто непрошеным «соавтором» художника становится воображение зрителей. Вот, к примеру, многие их тех, кто рассматривает совершенно невинную по содержанию работу Гранта Вуда «Американская готика» (1930 год), почему-то начинают воображать, что за фасадом нарисованного красивого дома творятся ужасы — как минимум семейное насилие, а то и вовсе полное беззаконие. Очевидно, на эти мысли наводят каменные лица хозяев на переднем плане — вооруженного вилами фермера и его суровой дочери. А ведь художник не стремился никого напугать — просто изобразил домик в готическом стиле. А в качестве натурщиков взял родную сестру и своего дантиста.

Огромный простор для мрачных фантазий предоставляет малопонятный сюжет картины голландского художника Якоба Вреля (один из «малых голландцев») «Женщина у окна, машущая девочке». Как девочка оказалась на улице глухой ночью?

«Женщина у окна, машущая девочке»Почему ее вид вызвал у главной героини картины такой всплеск чувств, что она едва не опрокинула стул, на котором сидела? Что за странный белый лоскут лежит на полу в почти пустой комнате, притягивая к себе внимание? В Интернете можно найти немало мистических версий происходящего, одна страшнее другой. Самой интересной из них является, пожалуй, отсылка к упомянутой Булгаковым Фриде — за окном призрак убиенного ребенка, на полу — тот самый платок, которым она его задушила… Впрочем, не исключено, что современникам художника (он жил и творил в XVII веке) его замысел был совершенно ясен.

Бурные чувства вызывает у зрителей и «Портрет неизвестного моряка» (середина XV века) кисти сицилийца Антонелло да Мессины. «Еще в давние времена портрет этого человека был обезображен длинными глубокими царапинами, нанесенными каким-то острием и рассекающими лицо неизвестного», — писал об этом полотне советский и российский искусствовед Виктор Гращенков. Возможно, кто-то выместил таким образом личную неприязнь к оригиналу. Или портрет наказали вместо того, кто на нем изображен, в Средние века существовала такая процедура, как показательная казнь чучела или изображения преступника, скрывшегося от правосудия. И то, и другое вполне вероятно, если жизненный путь человека с портрета был столь же неприятен, как выражение его лица — хитрое и жестокое. Но вот что примечательно: дочь владельца аптеки, в которой в XIX веке написанную на дереве картину долгое время использовали как дверцу шкафчика и где ее обнаружил коллекционер Энрико Пирайно, барон Мандралиска, тоже пыталась выколоть «неизвестному моряку» глаза, мотивируя это тем, что он «насмехается над ней». Велика сила искусства, ничего не скажешь…

«На Шипке все спокойно»

Особое место в творчестве художников занимают произведения военной тематики. Вновь и вновь живописцы берутся за кисти, чтобы донести до окружающих весь варварский ужас массового и узаконенного убийства одних людей другими. Большинство идут к сердцу зрителя самым коротким путем, изображая кровь, трупы, пожары и развалины, — таких сюжетов у войны в избытке. Но иногда можно обойтись без этого.

Много работ посвятил войне Василий Верещагин, автор знаменитого «Апофеоза войны» (1871 год). Огромную пирамиду из человеческих черепов никак нельзя назвать «нестрашной», как и отрубленные головы «неверных», дополняющие пышные восточные интерьеры на картинах «Представляют трофеи» и «Торжествуют» (обе написаны в 1872 году), или сцену казни из «Подавления индийского восстания англичанами» (1884 год). Но в той же Балканской серии, посвященной Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов, в которую включен «Апофеоз», есть и скромный триптих «На Шипке все спокойно».

На трех картинах автор прослеживает медленную гибель караульного от холода. Слева солдат просто стоит на посту, в центре — из последних сил кутается в шинель, страдая от ветра и колючего снега, а на правой, последней части триптиха остается только сугроб с торчащим из него штыком. Верещагин как истинный мастер сумел добиться максимального эмоционального эффекта, используя минимум средств, — наблюдать эту бессмысленную нелепую смерть больно.

Понизили градус

В истории живописи есть случаи, когда художники, изначально задумав потрясти публику чем-то нарочито ужасным, в процессе работы сознательно «понижали градус» воздействия, чтобы зрители все же могли рассмотреть и прочувствовать их произведения, а не бежали сразу в страхе.

Ярким примером такой творческой «эволюции» служит полотно французского художника XIX века Теодора Жерико «Плот «Медузы» (1819 год). Сюжет картины, написанной по реальным событиям, сам по себе невесел: на картине изображены жертвы кораблекрушения, к моменту спасения проведшие без воды и еды в открытом море две недели. И все же итоговое полотно — сущий пустяк по сравнению с эскизами к нему, которые в настоящее время рассматриваются как вполне самостоятельные работы. Ампутированные руки и ноги, отрубленные головы, полуразложившиеся тела с жуткими ранами…. Друзья Жерико не могли находиться в мастерской художника, когда он писал все это — принесенные им из моргов «натюрморты» («мертвая натура» в самом прямом смысле слова) хранились там при комнатной температуре и издавали соответствующий запах. Но в итоге кошмарные зарисовки так и не были использованы в окончательном варианте картины. И к счастью, иначе ее вряд ли возможно было бы демонстрировать широкому кругу любителей живописи.

Подобная участь могла бы постигнуть и «Утро стрелецкой казни» (1881 год) Василия Сурикова. В первоначальном варианте на полотне присутствовал повешенный — написанный весьма реалистично и практически в естественный рост, размер картины 218 на 379 см это позволял. Художник замазал висельника после того, как один из гостей его мастерской, увидев мертвеца, упал в обморок.

Подобным образом поступил и нидерландский художник Хендрик ван Антониссен, автор «Сцены на берегу» (1641 год). Первоначально на картине присутствовал выброшенный на сушу мертвый кит, однако потом автор счел эту деталь чересчур эпатажной и закрасил. В результате несколько поколений ценителей живописи пребывали в недоумении: почему такое множество людей на картине решило одновременно полюбоваться скучным пустынным морем? Загадка разрешилась лишь недавно благодаря рентгеновскому исследованию. Эх, знал бы чувствительный Хендрик ван Антониссен, что в XXI веке в почти соседней Дании будут публично расчленять несчастного жирафа.

«Белые медведи заставили меня сделать это»

Завершить подборку «нестрашного» искусства хочется полотном британского живописца Эдвина Генри Ландсира с философским названием «Человек предполагает, Бог располагает» (1864 год). Оно посвящено последней экспедиции исследователя Арктики Джона Франклина. Смелый путешественник трижды возвращался с Севера с новыми открытиями, но четвертая попытка, предпринятая в 1845 году, оказалась роковой. Подробности гибели экспедиции стали известны только через десять лет поисков, в течение которых многие люди искусства и науки выдвигали различные версии произошедшего. Внес свою лепту и Ландсир. Ничего особо шокирующего на его картине нет. Просто серый зимний день, опрокинутая мачта с остатками паруса и два жизнерадостных, словно котята, белых медведя, теребящих эти лохмотья. Да, еще небольшой фрагмент человеческих ребер, виднеющийся из-за глыбы льда. Однако общий посыл картин таков, что впечатлительным людям лучше не глядеть слишком долго на веселых полярных мишек. Одна жертва на их счету (не считая злополучных путешественников) уже есть. Когда полотно выставлялось в лондонском колледже Ройял-Холлоуэй, один из его студентов неожиданно покончил с собой. В предсмертной записке он сообщил: «Белые медведи заставили меня сделать это».

Светлана ЕЛКИНА

  Рубрика: Искусство и телевидение 83 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,234 сек. Потребление памяти:9.42 mb