Огненный ёж

Автор: Maks Сен 29, 2020

В конце Второй войны немцы от полной безысходности и нехватки боевой техники занялись импровизациями на тему создания некоего эрзац-оружия.

Для уличных боев с танками Красной армии и англо-американских союзников немцы решили использовать в числе прочих и радиоуправляемую танкетку B-IV Borg ward, на которую установили шесть 88-мм реактивных противотанковых гранатометов «Панцершрек». По замыслу создателей, такая машина с экипажем, состоящим из водителя и наводчика, должна была, выскочив из-за укрытия, дать залп из гранатометов, после чего для перезарядки укрыться в безопасном месте.

«Шестиствольный морпех»

Информация о немецких опытах с танкеткой и «Панцершреками», по всей видимости, дошла до американцев. И в начале 1950-х по заказу Корпуса морской пехоты США была спроектирована и построена многоствольная противотанковая самоходная артиллерийская установка М50, получившая название «Онтос». Ontos по-гречески означает «вещь». Надо сказать, что для того времени М50 оказалась для «кожаных затылков» (прозвище американских морских пехотинцев) весьма полезной вещью.

Над проектом Ontos в ноябре 1950 года начала работу фирма, которая ранее занималась выпуском сельскохозяйственной техники. Конструкторский отдел компании «Эллис-Чалмерс» состоял приблизительно из полусотни инженеров, 90% которых приступили к непривычной для себя работе. Они и изготовили первый прототип САУ на сборочном заводе, ранее производившем мирную продукцию. Он располагался в городе Лапорт, штат Индиана.

Заказчик, выступавший от имени Военного министерства США, изначально предоставил конструкторскому бюро техническое задание объемом всего в один лист. Согласно этому заданию, боевая машина должна была оснащаться шестицилиндровым бензиновым двигателем GMC (он стоял на американских армейских грузовиках). Остальная часть техзадания ограничивала внешние габариты и вес машины с целью обеспечения авиатранспортабельности самоходок, которые предполагалось перебрасывать к месту их применения по воздуху.

Большая часть конструкторских работ была завершена в 1950 году, во время двухнедельного конструкторского марафона. Корпус морской пехоты проводил испытания машины в течение нескольких лет. Официально М50 была принята на вооружение Корпуса морской пехоты США в ноябре 1955 года.

Грязная, как свинья

Самоходная аритллерийская установка М50 OntosБроневой корпус САУ представлял собой жесткую коробчатую конструкцию, собираемую при помощи сварки из катаных плит алюминиевой брони толщиной 29, 32 и 38 мм. Лобовая часть корпуса состояла из двух 38-мм плит, верхней и нижней, расположенных под наклоном к вертикали соответственно 45 и 30°. Лобовая часть корпуса обеспечивала защиту от 12,7-мм бронебойных пуль, выпущенных с дистанции 200 м. Кормовая часть корпуса состояла из собственно кормового листа толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 9°, и кормовой двери из листа той же толщины, имеющей наклон 8°. Крыша и днище корпуса состояли из листов толщиной, соответственно, 38 и 29 мм.

Самоходка была вооружена шестью безоткатными нарезными противотанковыми орудиями М40 калибром 106-мм, расположенными на внешней подвеске. «Онтос» имела возможность стрелять из своих 106-мм безоткатных орудий по одному, или несколькими сразу, или даже всеми одновременно.

Орудия были сгруппированы в два блока по три орудия с каждого борта. В каждый блок дополнительно входило два 12,7-мм пулемета. Они были предназначены для пристрелки. Перезарядка орудий осуществлялась только извне корпуса. Два из шести орудий могли легко демонтироваться с самоходной артиллерийской установки и при необходимости быть использованы с наземной установки.

Дальность стрельбы пристрелочных пулеметов примерно соответствовала дальности стрельбы 106-мм снаряда. Эти пулеметы использовались в качестве индикатора (трассера), так как при попадании их пуль в цель образовывалось облако дыма. Стрельбой из оружия управлял наводчик, который располагался в бронированном корпусе САУ за водителем и двигателем. Наводчик часто сначала обстреливал цель трассером и следил за его полетом. Максимальная дальность стрельбы 106-мм снаряда составляла около 2700 метров. 106-мм орудие вообще считается орудием для стрельбы прямой наводкой, но экипажи были обучены и использовали его с закрытых огневых позиций по целям, не находящимся в пределах прямой видимости наводчика.

Отстрелявшись, самоходка отходила в безопасное место для перезарядки орудий. Экипаж «Онтос» располагал шестью 106-мм снарядами в орудиях, еще восемь снарядов были размещены в задней части установки под задними люками, и четыре снаряда в стойке, расположенной в правой задней части машины.

В качестве оружия самообороны «Онтос» была оснащена 7,62-мм пулеметом. Теоретически для этой цели могли использоваться и пристрелочные пулеметы, хотя из-за их спарки с блоком орудий возможности наведения оказались ограничены.

Экипаж САУ состоял из трех человек: водителя, командира (он же наводчик) и заряжающего. В случаях, когда «Онтос» несла много боеприпасов или другие грузы или при очень жаркой погоде заряжающий, которому не хватало место в бронированном корпусе, сидел на люке механика-водителя или на перекладине пулемета. САУ могла передвигаться с открытыми задними дверьми, правда, такой способ передвижения не препятствовал попаданию дорожной пыли в боевое отделение, что делало экипаж похожим на кочегаров или грузчиков. По этой причине экипажи часто называли М50 «свиньей».

Испытание Вьетнамом

Впервые М50 была использована в 1965 году, во время высадки морской пехоты США в Доминиканской Республике. Тогда экипажам САУ удалось уничтожить несколько танков доминиканцев, включая современные по тем временам французские АМХ-13. Что примечательно, это был первый и последний случай применения М50 по ее прямому назначению. А потом началась война во Вьетнаме, где морпехи использовали «Онтос» по полной.

Поначалу боевое применение М50 было ограниченным. В распоряжении северовьетнамцев и вьетконговцев было мало танков, чтобы для борьбы с ними необходимо было задействовать противотанковую самоходку. Поэтому в основном «Онтос» использовались как средства артиллерийской поддержки пехоты. Их легкая броня, аналогичная броне американского бронетранспортера М113, защищала экипажи от пуль и малокалиберных снарядов, но легко пробивалась из РПГ. Поэтому в основном «Онтос» применялись для ведения огня с подготовленных позиций. Для установленного на ней орудия М40 был разработан новый специальный осколочный снаряд Beehive («Улей»), который при разрыве выпускал облако, состоящее из 10 тысяч стальных иголок.

В целом самоходка показала себя надежной и удобной в боевом применении. Она нравилась экипажам и заслужила высокие оценки от командиров. Одним из главных аргументов в ее пользу был малый вес, позволявший легко маневрировать на болотистых почвах Вьетнама. Известны случаи, когда «Онтос» использовались для доставки бревен к застрявшим в болоте танкам, так как очень малое давление на грунт позволяло «Онтос» спокойно перемещаться даже по топкой почве.

М50 активно использовались во время битвы за город Хюэ — древнюю столицу Вьетнама, захваченную северовьетнамцами и вьетконговцами в 1968 году в ходе так называемого «Наступления Тет». Американцы вынуждены были вести уличные бои. При этом авиацию и артиллерию применять было затруднительно — противник находился очень близко, и существовала опасность попасть под свои же снаряды и бомбы.

Именно в таких условиях залп шести орудий с близкого расстояния часто помогал отрядам морпехов США отбиваться от наступавших вьетнамцев. При этом весьма пригодилась высокая авиатранспортабельность «Онтос». Например, взвод этих самоходок был срочно переброшен тяжелыми транспортными вертолетами на расстояние 40 км и смог с ходу вступить в бой.

Ряд офицеров Корпуса морской пехоты США считали, что «Онтос» были самым эффективным средством поддержки, которое морпехи имели в своем арсенале, — их высокая мобильность делала САУ менее уязвимыми, чем танки, а выстрелы безоткатных орудий позволяли эффективно поражать здания и защитные сооружения. Иногда одного появления «Онтос» на линии фронта хватало, чтобы вынудить солдат противника оставить свои укрепления.

Но появление более эффективных противотанковых ракет сделало «Онтос» и подобные ему легкобронированные машины морально устаревшими. В 1969 году оснащенные «Онтос» части начали постепенно выводиться в резерв. Во Вьетнаме уже снятые с вооружения М50 долгое время использовались морской пехотой, а после истощения запасов запчастей снятые с них башни использовались как стационарные оборонительные сооружения. Еще исправные САУ погрузили на военные транспорты и отправили в США. По возвращении машин в США верхняя часть корпуса была срезана, и многие шасси были проданы в качестве строительной техники или переданы местными правительственными учреждениями для проведения спасательных работ. Их экипажи перевели в различные батальоны морской пехоты.

Всего за время серийного производства в 1957-1959 годах фирма «Эллис-Чалмерс» изготовила 297 САУ М50. Еще 24 машины пилотной серии были выпущены ранее, в 1953 году.

Александр ЕГОРОВ

  Рубрика: История оружия 385 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,276 сек. Потребление памяти:9.68 mb