От героев до курьеров

Автор: Maks Апр 24, 2021

При слове «скороход» в памяти обычно всплывает герой сказки Вильгельма Гауфа «Маленький Мук» в огромной чалме на голове и таких же огромных туфлях. Благодаря волшебной обуви он быстро передвигался, за что получил при султанском дворе хорошую должность.

Скороходы служили еще в древних государствах Месопотамии, Греции и Римской империи. Пешком или — позднее — на лошадях они доставляли письменные или устные сообщения, передавая их по принципу эстафеты.

Первым скороходом, имя которого мы знаем, считается Фидиппид. В 490 году до н. э. этот афинский воин за сутки преодолел более 200 километров, чтобы сообщить спартанцам о вторжении персов, бегом вернулся обратно, поучаствовал в сражении при Марафоне, бегом же принес в родной город весть о победе и упал на главной площади бездыханным.

Имя другого скорохода древности лишено трагического ореола. Палладий служил в начале V века при дворе императора Феодосия. Послания он доставлял не пешком, а верхом на коне, преодолевая за три дня расстояние от Константинополя до границ Персидского царства — свыше 1,5 тысячи километров! Один из современников отзывался о нем так: «Этот человек своей быстротой и величайшее царство римское заставляет представлять малым».

«Княгине снять платок!»

По сути, слова «скороход» и «гонец» вплоть до XIV-XVI веков были синонимами. Они доставляли вести не только государственной важности (например, о начале или окончании войны, женитьбе царя, рождении наследника), но и личного характера. Служение было не из легких, ибо по пути на одинокого гонца могли напасть враги хозяина, разбойники, дикие звери. Случалось, недовольный посланием адресат в гневе расправлялся с посыльным — калечил или даже казнил. Впрочем, иногда наиболее расторопных могли ждать щедрое вознаграждение и благодарность работодателя.

Парадный ливрей царского скороходаС течением времени гонцы превратились в самостоятельную службу при царских дворах и высокопоставленных особах. Так, Павел I в 1796 году подписал указ о создании фельдъегерского корпуса, личный состав которого отвечал за доставку приказов, донесений, ценных бумаг и посылок. Как профессиональные военные, они были способны дать отпор в случае неожиданного нападения в пути, что способствовало сохранности донесений. И, конечно, передвигались гонцы верхом.

А «новые» скороходы теперь отвечали за обмен сообщениями неофициального, частного порядка, доставку приглашений и других малоценных бумаг.

Александр Оамер, скороход с 20-летним стажем, в своих мемуарных записях конца XIX века вспоминал, что в его обязанности также входило ведение «Камер-фурьерского журнала», где давались сведения, «когда и кого Государь и Императрица принимали, с кем завтракали и обедали, когда и куда совершали прогулки, на каких парадах и приемах они изволили присутствовать и пр.».

Оамер рассказывает, например, как его послали к одной из стоявших в дальнем углу аристократок с приказанием государя снять слишком мрачный платок. Потом послали второй раз с приказанием не держать платок в руках, а убрать его вовсе.

Профессия без расовой сегрегации

Согласно сложившейся в России с конца XVIII века системе придворных чинов, скороходы числились в составе низших придворных служителей наряду с лакеями, арапами, спальниками и т.д.

Как и все дворцовые слуги, работавшие «на людях», они обеспечивались казенной формой: повседневным платьем и парадными ливреями. Повседневные ливреи менялись ежегодно, парадные служили подольше. Интересно, что в состав формы скорохода наряду с лосинами, камзолом и каскеткой входила и … юбка.

Блестящая, шитая золотом ливрея алого цвета производила впечатление и свидетельствовала о роскоши российского Императорского двора. Правда, и стоила недешево: при Александре II обходилась казне в 346 рублей 66 копеек.

На должность скороходов брали молодых, сильных и видных собой мужчин: передвигаться, согласно обязанностям, нужно было быстро, а выглядеть представительно. Когда при Елизавете Петровне появилась мода на африканцев при дворе, в штате числились не только темнокожие арапы, истопники и литаврщики, но и скороходы, эффектно выглядевшие в ало-золотом антураже.

С падением монархии в России ушла в небытие и служба скороходов, а там, где монархия задержалась на более длительный срок, быстроногих гонцов сменили новинки технического прогресса.

Ольга ПАТРЕНКИНА

Загадки истории » Забытое ремесло » От героев до курьеров

, ,   Рубрика: Забытое ремесло 203 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,803 сек. Потребление памяти:10.93 mb