Перед окном в Европу

Автор: Maks Янв 29, 2020

Петр I — единственный царь, чьи свершения в позднем СССР оценивались однозначно положительно. И кинодилогия Сергея Герасимова («Юность Петра» и «В начале славных дел»), снятая в 1980 году, — наглядная тому иллюстрация.

Пропавшее крыльцо

Режиссер не пошел по легкому пути, отринув соблазн рассказать о главных достижениях Петра Великого в зрелые годы: постройке Санкт-Петербурга, реформе госаппарата, победе над шведами и создании империи. В основу сценария он положил роман Алексея Толстого «Петр Первый» о ранних годах героя, когда с достижениями у того было не ахти — слишком уж много сил уходило на политическое выживание.

Уважительно относившийся к фактам, Герасимов тщательно следил за тем, чтобы художественная часть его дилогии не конфликтовала с исторической. И все же ошибок, ляпов и упрощений у него достаточно — что-то из этого досталось мэтру в наследство от Толстого, а что-то он привнес от себя.

«Юность Петра» начинается с пролога, в котором крестьяне зимой 1682 года обсуждают смерть царя Федора Алексеевича. Но, позвольте, тот скончался позже — весной, в конце апреля!

Действие между тем переносится в Кремль, где царевна Софья пытается упрочить свое положение, науськав на своих соперников постоянно недовольных и склонных к бунту стрельцов. Наталья Бондарчук прекрасно передает болезненно честолюбивый характер своей героини. Но проблема в том, что красивая и стройная актриса не похожа на прототип. Софья была коренастой, дородной дамой с грубоватыми чертами лица и зеленоватыми глазами. У изящной Бондарчук глаза карие.

Дабы утихомирить стрельцов, взбудораженных слухами об убиении наследников престола, мать царевича Петра Наталья Нарышкина показывает своего сына и его брата Ивана толпе, выведя отроков на Красное крыльцо Грановитой палаты. Увы, хотя постановщику-лауреату разрешили снимать в Кремле, в картине фигурирует совершенно постороннее крыльцо. Дело в том, что необходимый для эпизода памятник архитектуры был разобран при Сталине и восстановлен только в 1994 году.

Пётр в укороченном варианте

Кстати, образ Нарышкиной во многом получился недостоверным — из-за того простого факта, что Герасимов доверил роль своей супруге Тамаре Макаровой. А той стукнуло семьдесят, когда началась работа над проектом. В то время как на экране ее героиню показывают в период от «чуть за тридцать» вплоть до ранней смерти в возрасте всего-то 42 лет.

Напротив, 22-летний Дмитрий Золотухин в роли молодого Петра вполне отвечает возрастным границам роли. Но с ним тоже не все так просто: в отличие от черноглазого самодержца актер голубоглаз и ниже двухметрового царя на целых 20 сантиметров. На фоне придворных его герой совсем не выделяется, хотя режиссер выдал артисту обувь на высоченных каблуках, чтобы 185-сантиметровый Николай Еременко, играющий Алексашку Меншикова, не нависал над главной звездой фильма.

Любопытен образ фаворитки монарха Анны Монс, доверенный немецкой актрисе Ульрике Май. В кадре мы видим воспитанную скромную блондинку с голубыми очами. Проблема в том, что дошедший до наших дней портрет чаровницы (правда, ученые не вполне уверены в том, что на нем изображена именно госпожа Монс) запечатлел темноглазую брюнетку. И, судя по документам эпохи, эта дамочка имела нрав игривый и кокетливый, если не сказать прямо: распутный.

Фильм «Юность Петра»Неудивительно, что мать Петра была обеими руками за то, чтобы изолировать сына от сомнительной любовницы-иностранки, поскорее женив его на русской девице. Причем сразу называет кандидатуру Евдокии Лопухиной (Любовь Германова), будущей матери царевича Алексея. И это весьма и весьма неочевидный ляп, который заметит не всякий специалист. Шутка в том, что Лопухину вообще-то звали… Прасковьей. Она сменила свое простоватое имя на более звучное только после свадьбы.

Нам втирают очки

Вернемся к Меншикову. Еременко великолепно передает характер персонажа, одновременно демонстрирующего преданность сюзерену и излучающего запредельную наглость в сочетании с вороватостью. Единственный явный прокол в том, что экранный Александр Данилович не раз показывает свою грамотность (в частности, сует нос в личную переписку «мин херца»). А ведь современники откровенно подшучивали над светлейшим из-за его удручающей неспособности освоить азбуку: для чтения и написания корреспонденции царский фаворит держал при себе секретаря.

Тем временем Петр организовывает потешные войска, заводит артиллерию, малый флот и подумывает о выезде с посольством за границу. И тут появляется такой его приближенный, как прогрессивный думный дьяк Андрей Андреевич Виниус (Сергей Шпаковский). Продвинутый чиновник даже носит очки, что неудивительно — даже у государя Алексея Михайловича Тишайшего уже имелись очки. Удивительно то, что мы наблюдаем на его носу вполне современные очки с дужками. А тогда в заводе были окуляры попроще — с веревочками и упругими зажимами. До дужек люди, как ни странно, додумались лишь в XVIII веке.

И это не единственный предметный анахронизм в кадре: на столах то и дело видны современные парафиновые свечи вместо восковых (они отличаются по цвету, восковые ощутимо темнее). А двор в Кремле полностью выложен тесаным камнем, хотя в XVII веке замостить успели лишь подворье патриарха.

Самый забавный ляп связан с дворовыми собаками купца Бровкина (Эдуард Бочаров). Одна из них — явный метис ротвейлера (и даже с купированным хвостом). А эту породу выведут в Германии только в середине следующего столетия.

Цветная фотография

Перед тем как отправиться с визитом в Европу, Петр I предпринимает два похода против турок и берет в 1696 году крепость Азов. Из происходящего на экране следует, что твердыня пала после штурма, но это не так. Османы сами сдались, когда их положение стало безнадежным из-за правильно проведенной русскими осады и постоянных артиллерийских обстрелов.

Насыщенную событиями историю Великого посольства Герасимов подает скороговоркой (видимо, по бюджетным соображениям). Для нас заслуживают упоминания два момента. Первый — встреча царя с Исааком Ньютоном. Нет никаких свидетельств, что таковая состоялась, однако вероятность ее высока, ибо великий ученый в описываемое время был шефом Монетного двора Англии, а Петр I, интересовавшийся технологиями чеканки денег, защищенных от подделки, несколько раз посещал это место.

Второй — беседа государя, в которой всплывает имя Евгения Савойского, полководца, только что разбившего турок при Зенте. В фильме утверждается, что военачальнику было 27 лет и это его первое сражение. На деле принцу Евгению уже исполнилось 33 года, а его боевое крещение состоялось в 20 лет, когда он командовал полком драгун, обороняя Вену от тех же турок.

В финале второй части авторы внезапно решают подробно поведать о том, как царь порвал с Анной Монс. По сюжету, венценосный герой подозревает ее в шашнях с саксонским посланником Кёнигсеком (Бодо Вольф). В качестве доказательства измены фигурирует найденный у иностранца медальон с дарственной надписью прелестницы и ее — обратите внимание — цветным фото! Причем инцидент отнесен к 1699 году, чего быть не могло: Петр I получил свидетельства об интрижке фаворитки с Кёнигсеком и оставил ее лишь после смерти дипломата в 1703-м.

Как бы там ни было, все эти ошибки в работе Герасимова не отменяют того факта, что кино у мэтра вышло сильное — с вдумчивой драматургией и рядом превосходных актерских работ. Недаром аудитория дилогии в прокате составила более 20 миллионов зрителей, а Дмитрий Золотухин был признан лучшим актером года по опросу журнала «Советский экран».

Александр ЧЕКУЛАЕВ



, ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,149 сек. Потребление памяти:8.1 mb