Первая «Виттория»

Автор: Maks Ноя 6, 2019

Ровно 100 лет назад, 31 августа 1919 год, советская подводная лодка «Пантера» затопила в Копорской бухте Финского залива английский эсминец «Виттория». Этот «трофей» для советских моряков-подводников стал первым, и они, таким образом, открыли свой «боевой счет».

Союзники-противники

Британские корабли появились на Балтийском и Белом морях сначала в качестве союзников — в конце февраля 1918 года английский контрадмирал Кемп предложил мурманским властям помощь для отражения возможного вторжения немецких войск, и те, после согласования с народным комиссаром иностранных дел Троцким, это предложение приняли. 6 марта в Мурманске высадились 170 морских пехотинцев с английского линейного корабля «Глори». Вскоре подошли английский крейсер «Кокрен», а также союзники: французский корабль «Адмирал Об» и американский «Олимпия». Однако союзники быстро стали врагами. В середине марта в Лондоне состоялась конференция с участием стран-членов Антанты, где было принято решение о начале военной интервенции на территорию бывшей Российской империи. Уже летом британцы и присоединившиеся к ним французы контролировали Мурманск, формируя там белогвардейские воинские части, а американо-англо-французский контингент занял Архангельск. После чего был создан Северный антибольшевистский фронт под командованием капитана первого ранга Чаплина.

А после начала военных столкновений в Прибалтике (наступление советских войск на Эстонию началось осенью того же года) британцы поставили себе задачу полностью контролировать и Балтику.

На море были уничтожены два новейших советских эсминца — «Автроил» и «Спартак». Потом британские торпедные катера атаковали главную базу Балтийского флота — Кронштадт, потопив крейсер «Олег» и серьезно повредив линейный корабль «Андрей Первозванный» и плавучую базу подводных лодок «Память Азова» (сами англичане потеряли лишь три катера).

Тем ценнее и неожиданней на фоне хронических неудач был успех подводной лодки «Пантера», которая смогла уничтожить новейший (спущен на воду лишь в 1917 году) британский эскадренный миноносец «Виттория».

Потомственный моряк

Командовал «Пантерой» столбовой (то есть потомственный) дворянин и такой же потомственный моряк Александр Николаевич Бахтин (с десяти лет он обучался в Орловском кадетском корпусе, причем, что любопытно, основал этот корпус его прадед). На подводных лодках Александр начал воевать еще во время Первой мировой и даже успел получить три боевых ордена — Станислава (третьей степени) и две Анны (третьей и четвертой степеней). При этом революционные перемены молодой офицер-дворянин принял довольно легко и уже в ноябре возвратился на военную службу, став командиром той самой подлодки «Пантера», одной из немногих оставшихся боеспособными на балтийском море.

В июле 1919 года «Пантера» в одном из боевых рейдов совершила первую для советских подводников торпедную атаку, правда безуспешную. А 31 августа в 06:00 «Пантера» вышла в исторический рейд.

Вижу цель!

Подводная лодка «Пантера»Подводная лодка «Пантера» вышла из кронштадтской гавани и, согласно заданию, отправилась на патрулирование района Копорской губы Финского залива. Почти сразу были обнаружены эсминцы противника, но решение о начале торпедной атаки принято не было, так как расстояние было слишком большим (цель осталась бы невредимой, а лодка была бы обнаружена). В итоге субмарина незаметно для противника ушла на глубину.

Примерно в 18:00 после очередного всплытия снова были обнаружены два корабля противника, стоявшие на якорях у острова Сескар. Было принято решение атаковать их, и «Пантера» начала маневрировать (это заняло около трех часов), пока не смогла незаметно для противника занять оптимальную для торпедной атаки позицию. В 21:16, приблизившись на расстояние в 4—5 кабельтовых (чуть менее километра. — Прим. ред.), «Пантера» произвела залп. Вот как описывал дальнейшие события сам Бахтин:

«Резко сокращаем дистанцию. Затем резкий звонок —

— Носовые минные аппараты, товсь!

— Носовые минные аппараты — на товсь, отвечают оттуда.

— Правый аппарат, пли!

Полминуты еще не прошло после выхода торпеды, а уже для нас ясно, что — мимо.

—Левый — пли!

Снова крепкий удар, и вся лодка подкинута кверху. Даже рубка наружу. Рев и вой где-то рядом.

Вверху взрыв.

— В нос — команда! — кричу я.

Надо утяжелить нос. Теперь мы знаем: на этот раз угодили как следует. Под обстрелом принимаем 300 пудов балласта и, как камень, идем на дно. Слышен треск камней под кузовом. Отрываемся быстро от грунта и, все время держась 80 футов, держим курс на Шепелевский маяк. Через несколько минут я достаю альбом, в нем помечены суда всего мира. Нахожу квадрат с литерой «Н», беру ножницы и молча вырезаю. Окружающие меня понимают, что это значит. Это я освобождаю альбом от «покойника»».

Английский корабль окутался дымом и быстро ушел под воду.

Яростная погоня

Поскольку эта первая и такая неожиданная для полагавшего себя практически неуязвимым противника жертва вызвала нервную и практически истерическую реакцию, сразу 9 кораблей противника при поддержке гидросамолетов начали преследовать подлодку, обстреливая ее глубинными бомбами и противолодочными снарядами. Уходя от преследователей, «Пантера» ушла на максимально возможную для лодки такого типа глубину. Активно маневрируя, подводная лодка несколько раз даже ударилась о грунт и получила повреждения, но все же смогла оторваться от преследователей.

Под водой, без всплытий и регенерации воздуха, экипаж «Пантеры» продержался более 28 часов — рекорд для того времени. Вот как описал эту ситуацию сам Бахтин: «К тому времени давление в лодке поднялось настолько, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815), воздух был испорчен значительно, спичка не горела, дизеля плохо забирали и дышать было крайне затруднительно. Лодка пробыла под водой 28 часов, не освежая воздуха, что является, кажется, рекордом для наших лодок. Пройдедок. Пройдено под водой около 75 миль, следовательно, использован почти весь район подводного хода».

Лишь к утру, окончательно уйдя от преследования, подводная лодка смогла, поднявшись к поверхности, «глотнуть воздуха». К полудню следующего дня «Пантера» благополучно вернулась на базу. Экипаж подводной лодки и ее командира чествовали как героев. Бахтина наградили орденом Красного Знамени, а остальных членов команды именными часами.

Случайно, но символично

Разумеется, это совпадение (эвакуация интервенционных войск началась еще летом), но сразу после потопления английского корабля вывод британских войск резко ускорился.

Узнав об этом, 4 сентября в наступление пошли части Красной Армии и организованное отступление приняло черты бегства.

27 сентября последний британский корабль покинул Архангельск. В конце зимы был освобожден Мурманск, а к середине марта организованное сопротивление интервентов на севере окончилось.

Стал контрреволюционером

После легендарного боя карьера Бахтина долго развивалась по нарастающей. Летом 1922 года легендарную подводную лодку посетил «всесоюзный староста» и Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин, а также делегаты очередного конгресса Коминтерна, после чего Бахтин был удостоен звания Герой Труда.

В последующие годы Александр Бахтин командовал дивизионом подводных лодок сначала на Балтийском, а потом на Черном море.

В 1926 году он окончил Военно-Морскую академию, однако вместо дальнейшего карьерного роста был уволен в запас. А еще через некоторое время героический моряк-подводник был арестован и осужден по 58-й статье (контрреволюционная деятельность) на 5 лет и лишен наград. Наказание Александр должен был отбывать на Соловецких островах, но вскоре лагерь заменили на ссылку, а в 1929 году Бахтина освободили досрочно.

Однако подорванное здоровье приблизило смерть легендарного подводника — 5 июня 1931 года Александр Николаевич Бахтин скончался. Потопление эсминца «Виттория» стало не только первым, но и единственным за все годы Гражданской войны «трофеем» подводников.

Правда, еще несколько кораблей противника подорвались на минах, в том числе британские подводная лодка Л-55, а также крейсеры «Кассандра» и «Верулам» и несколько менее крупных судов.

Но тем уникальнее подвиг настоящего профессионала своего дела Бахтина и его храброго экипажа.

И память о нем не должна быть забыта.

Алексей ИЛЛЕ



,   Рубрика: История оружия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,194 сек. Потребление памяти:8.72 mb