Пленник небес

Автор: Maks Мар 5, 2022

Так называл себя авиатор Владимир Александрович Лебедев. Он стал первым летчиком-испытателем новой авиационной техники в России. Талантливый механик, конструктор, предприниматель, основатель авиационных заводов, он способствовал развитию и становлению отечественной авиации.

Мечта о полетах

Владимир Лебедев родился в 1881 году, в городе на Неве, в дворянской семье. Научившись читать в четыре года, часами просиживал в домашней библиотеке. Обожал книги о путешествиях, дальних странах и экзотических племенах.

Гимназические науки давались Володе легко. Особенно преуспевал он в математике, физике и иностранных языках. А продолжил образование на юридическом факультете Петербургского университета. Но работать по специальности ему не пришлось. Под влиянием старшего брата — Алексея — Владимир увлекся авиастроением.

Алексей Лебедев — профессор, автор многих научных работ, один из основоположников науки об авиационных двигателях. Он был активным деятелем Всероссийского императорского аэроклуба и читал лекции в Петербургском политехническом институте, где — при его непосредственном участии — была организована подготовка инженеров-воздухоплавателей.

Владимир часто посещал лекции брата и буквально заболел авиацией.

— Меня властно влекут небеса! Мечтаю летать, как птица! — однажды сказал он брату.

Тот пригласил Володю на аэродром.

— Там мои знакомые пилоты будут проводить демонстрационные полеты, — заметил он.

Авиационное действо произвело на Владимира неизгладимое впечатление. Он с замиранием сердца наблюдал за фигурами, которые чертили в небе пилоты.

В начале 1909 года Володя приступил к работе по проектированию и строительству планера. Для его постройки братья сняли ангар неподалеку от Комендантского аэродрома. Через полгода напряженной работы планер был готов. О полетах Владимира на летательном аппарате собственного производства с восторгом писала российская пресса.

Необычный рекорд

Журналист Вадим Юрьев отозвался на событие такой заметкой: «Господин Лебедев набрал высоту на своем планере. В небо его поднял мощный «Фарман» летчика Нефедова. Затем планер был отцеплен, совершил получасовой полет над Финским заливом и мягко приземлился на Комендантском аэродроме, где его встретила восторженная толпа поклонников!»

Прекрасно понимая, что покоритель неба должен обладать хорошей физической формой, Владимир занимался спортом.

Его приятель Алексей Егоров годы спустя вспоминал: «Володя обладал железным здоровьем, увлекался бегом, плаванием, фехтованьем, ездой на велосипеде и даже стал чемпионом России по велоспорту. Он установил уникальный мировой рекорд, казавшийся фантастическим в то время, — в течение почти двадцати часов он гнал свой велосипед по Михайловскому манежу, проехав в общей сложности 375 километров».

Брат поддерживал увлечение Владимира авиацией. После его очередного полета он посоветовал:

— Володя, если хочешь стать классным пилотом, езжай во Францию. Эта страна — на сегодня лидер в авиастроении. К тому же там работает знаменитая летная школа Анри Фармана.

Алексей профинансировал поездку младшего брата в Париж, где тот сначала полгода отработал на авиационном заводе в должности механика. Он изучал процесс сборки летательных аппаратов, организацию производства, логистику, а затем в течение многих месяцев упорно постигал тонкости летной науки на аэродроме под руководством лучших французских летчиков. Блестяще сдав экзамен, Владимир вернулся на родину с дипломом пилота.

Сдаваться не намерен!

Авиатор Владимир ЛебедевВернувшись после парижской командировки в родной город, Владимир принял предложение стать шеф-пилотом Петербургского императорского аэроклуба, налаживал производство отечественных аэропланов и лично испытывал их.

Именно ему было поручено испытать в деле первые построенные в России аэропланы «Россия-А» и «Россия-Б». Немного позже Владимир выступил и в роли пилота-сдатчика аэроплана системы Соммера, построенного для военного ведомства.

Он много времени отдавал своим ученикам. Подготовка первых российских военных летчиков высокой квалификации — во многом заслуга Владимира Лебедева. Учебные полеты проходили на аэродроме в Гатчине на базе местного аэроклуба.

Проявил Владимир и предпринимательский талант. С помощью спонсоров и старшего брата основал компанию по производству аэропланов новых конструкций. Один из таких летательных аппаратов был экспонатом Первого Всероссийского воздухоплавательного съезда и получил хвалебные отзывы от специалистов. Однако государство не спешило размещать заказы на фирме Лебедева, и в конце 1911 она прекратила существование.

Эта неудача не остудила желания Владимира заниматься авиастроением.

— Сдаваться на волю обстоятельств я не намерен, — говорил он старшему брату.

— Дерзай, а я всегда тебе помогу, — поддерживал Володю Алексей.

Владимир снял заброшенное здание и наладил в нем производство воздушных винтов и авиазапчастей, а также принимал заказы на ремонт аэропланов. Увы, пожар уничтожил здание, однако полученная страховка позволила Владимиру учредить новую фирму — «Акционерное общество воздухоплавания В.А. Лебедева». Устав общества одобрил лично Николай Второй.

Ударными темпами

Отличная профессиональная репутация Лебедева позволила привлечь капиталы акционеров и начать строительство крупного завода по производству аэропланов. В конце 1913 года он вступил в строй. Государственный заказ на постройку полусотни летательных аппаратов обеспечил работой штат предприятия.

С началом Первой мировой войны Лебедев решил расширить производство и добился высочайшего разрешения на строительство авиационных заводов в Таганроге, Пензе и Ярославле.

В июле 1916 года Владимир Александрович приобрел дом в Таганроге и начал подготовку к строительству авиационного завода. Лично выбрал место для будущего производства, привлек архитекторов, которые в кратчайшие сроки сделали проект. Затем он нанял строительную подрядную фирму, которая ударными темпами начала строительство, а он в это время заказывал необходимое оборудование и формировал группу инженеров и механиков — костяк будущего коллектива.

В свободное время Владимир катал местных жителей на своем роскошном автомобиле, который произвел фурор в городе, не избалованном автомобильной техникой. Репортер городской газеты Иван Рябцов писал: «В воскресенье господин Лебедев устроил бесплатное катание для всех желающих на своем авто, недавно прибывшем по железной дороге из Петрограда. Желающих собралось так много, что по улице невозможно было пройти. Лебедев услаждал народ катанием по главной улице города до тех пор, пока не кончился бензин. После чего автомобиль пришлось доставлять к дому Лебедева при помощи четверки лошадей, выделенных начальником местной пожарной команды. Эта история так нашумела в городе, что и через полвека о ней непременно будут помнить благодарные жители города Таганрога».

Но куда большую благодарность к Лебедеву испытывали те, кто попал в штат завода и получал весьма приличную по тем временам зарплату.

Высокая награда

Запустив завод в Таганроге в сроки, оговоренные контрактом, Лебедев отправился сначала в Ярославль, а затем — в Пензу. Его поразительная работоспособность, самоотверженность и вера в достижение поставленной цели позволили и в этих городах в кратчайшие сроки наладить производство аэропланов, в которых так нуждалась российская армия.

Авиастроительная империя Лебедева процветала. Он добивался от правительства заказов на строительство не только самолетов, но и гидроаэропланов для морского ведомства. В общей сложности на заводах Лебедева было построено более 700 летательных аппаратов.

Революция 1917 года и начавшаяся Гражданская война разрушали хозяйственные связи предприятий. Производство самолетов приостановилось, отличные специалисты лишились работы.

Новую власть Лебедев не принял и оказался в ставке главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала Деникина. Занимался ремонтом самолетов, находившихся на вооружении Белой армии. Каток Гражданской войны катился по стране. Красная армия одерживала победу за победой.

Понимая, что дни белого движения сочтены, Лебедев уехал сначала в Сербию, а затем в хорошо знакомый Париж, где работал в авиационной промышленности. Причем так успешно и полезно, что был награжден за заслуги перед Францией орденом Почетного легиона.

Годы скитаний, оторванность от России сказались на здоровье Лебедева. 22 февраля 1947 года у него случился инсульт. Спасти Владимира Александровича врачи не смогли. Прах первого в России летчика-испытателя покоится на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Имя Лебедева не забыто. В питерском сквере Мациевича на Аэродромной улице, посвященном истории Комендантского аэродрома, установлен бронзовый бюст выдающегося летчика и организатора авиационной промышленности.

Владимир БАРСОВ

  Рубрика: Легенды прошлых лет 101 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,209 сек. Потребление памяти:9.02 mb