По воде, как посуху

Автор: Maks Фев 11, 2022

Сразу же с появлением танка на поле боя конструкторы новой боевой техники стали учить его плавать. Ведь танки часто встречались с такими естественными препятствиями, как реки и озера, и не всегда под рукой у командиров оказывались переправочные средства.

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством подполковника Филиппа Ф. Джонсона. Танк двигался на воде, перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса». Но к тому времени война уже закончилась, и интерес к новой технике на время утих.

Прародитель всех «поплавков»

Англичане недаром считались создателями бронетанковой техники. Они продолжили работу над плавающими танками и создали первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк. Его разработала и построила английская фирма «Виккерс Армстронг». Прототип был изготовлен в апреле 1931 года и прошел испытание на реке Темзе. Плавучесть танка обеспечивалась малой массой, корытообразной формой клепаного корпуса и поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Кроме того, прототип имел поплавок из капока, укрепленный поперек кормовой части корпуса. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. Башня вместе с пулеметом была заимствована у 6-тонного танка «Виккерс Mod. А». Лобовая 9-мм броня защищала машину от бронебойных пуль на дистанциях свыше 150 м, а 7-мм бортовая — на дистанциях свыше 250 м.

В июне 1931 года испытания были завершены, и всю документацию передали на завод фирмы «Виккерс» в Эльсвике, где боевая машина, получившая название «Виккерс Карден-Лойд» и индекс военного министерства А4, производилась серийно.

Впрочем, британская армия в августе того же года заказала только два танка, которые прошли полную программу войсковых испытаний. Также по две машины были изготовлены для Сиама и Нидерландов. Наиболее крупную партию плавающих танков — 29 единиц — закупил Китай. Они вошли в состав двух танковых батальонов Китайской армии и участвовали в 1937 году в уличных боях с японцами в Шанхае, в ходе которых почти все танки были потеряны.

Эти танки стали прототипами и для всех советских плавающих танков. В 1931 году Управление по механизации и моторизации РККА получило информацию об успешных испытаниях британского танка-амфибии «Виккерс Карден-Лойд А4». Осенью 1931 года конструкторский коллектив московского завода «Большевик» получил распоряжение срочно приступить к разработке аналогичной советской машины. Работы возглавил Семен Гинзбург. Спроектированный и построенный опытный легкий плавающий однобашенный танк получил обозначение Т-33.

По Неве и Волхову

Плавающий танк Т-33 мало чем отличался от английского прототипа. Его корпус имел корытообразную форму и клепаную конструкцию. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту и к корме, находился пулемет ДТ с боекомплектом 2140 патронов. Перед башней устанавливался волноотражательный щиток со смотровой щелью. Башня поворачивалась вручную, при помощи рукояток, приваренных изнутри. Двигатель «Форд-АА» мощностью 40 л. с. размещался вдоль правого борта; трансмиссия, включавшая в себя сцепление автомобильного типа, коробку передач и главную передачу с простым дифференциалом и колодочными тормозами — в передней части машины. Конструкция ходовой части практически полностью была заимствована у танка «Виккерс».

В СССР на основе прототипа Т-33 был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. Танк находился в серийном производстве с 1933-го по 1936 год. За это время завод №37 выпустил 1909 линейных танков,643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанцией 71-ТК-1, оборудованных поручневой антенной, и 75 химических машин БХМ-4.

А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Т-38 оказался наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

В середине 30-х годов XX века плавающие танки совершили пробег, в течение которого часть прошли по воде, в том числе по озеру Ильмень, от устья Шелони до истока Волхова, до Ладоги, по Ладожскому каналу в Неву, а по Неве до Петропавловской крепости. Была осуществлена переброска плавающих танков на большие расстояния по водным путям на буксире пароходов. Опыт вполне удался, на буксире водили взвод танков со скоростью до 10 км в час по Неве.

Но, несмотря на большие ожидания, малый плавающий танк Т-38 во многом их не оправдал. И хотя последовали две его модернизации, они только частично устранили недостатки исходной конструкции. К основным из них относились слабое вооружение, тонкая броня и недостаточная плавучесть, не позволяющая взять на борт сколь-нибудь значительный груз в виде бойцов-десантников или нужного армейского имущества при форсировании водной преграды.

Опыт Великой войны

Малый плавающий танк Т-40В начале 1939 года КБ завода №37 во главе с Николаем Астровым начало разработку нового малого плавающего танка, на котором можно было бы устранить большинство недостатков танков Т-37 и Т-38. Основными направлениями совершенствования конструкции стали разработка водоизмещающего корпуса удобной формы для передвижения на плаву, отказ от ограничений на габариты машины, применение передовых технических идей в ходовой части и уже отлаженных узлов и агрегатов от автомобильной промышленности страны. Хотя немалое число решений было заимствовано от Т-38, проект нового танка, получивший индекс 010, был полностью самостоятельной разработкой Астрова.

Впервые в советском танкостроении была применена индивидуальная торсионная подвеска. В отличие от Т-38, механик-водитель и командир танка размещались совместно в одном обитаемом отделении, рабочее место первого располагалось в плоскости симметрии машины с хорошим обзором. Смотровой люк располагался таким образом, чтобы его не захлестывало набежавшей волной. Танк был неплохо вооружен — в башне установили крупнокалиберный пулемет ДШК и танковый ДТ. 19 декабря 1939 года Государственный комитет обороны СССР принял на вооружение РККА легкий плавающий танк проекта 010 под армейским индексом Т-40.

Танк Т-40 стал вершиной развития машин подобного класса в СССР. Из всех новых предвоенных танков именно Т-40 был самым конструктивно доведенным до условий серийного производства и эксплуатации в войсках. С точки зрения предполагаемого применения: разведка, связь, боевое охранение колонн на марше — Т-40 полностью отвечал всем поставленным требованиям. Помимо собственного экипажа, Т-40 вполне мог транспортировать на себе двух-трех пехотинцев с полным снаряжением, вооружение из пары пулеметов разного калибра позволяло как поддерживать в бою свою пехоту, так и бороться с легкобронированными машинами противника. Низкое удельное давление на грунт и высокая удельная мощность позволяли Т-40 демонстрировать очень хорошие ходовые качества на грунтах со слабой несущей способностью.

Начальный период Великой Отечественной войны не отменил надобности войск в таких образцах техники, как Т-40. При переходе в наступление советские командиры не раз вспоминали о необходимости плавающих танков, иной раз привлекая для этого даже единичные уцелевшие Т-38. Советские солдаты форсировали водные преграды на импровизированных плавсредствах без какой-либо поддержки, неся большие потери от пулеметного и минометного огня противника. Маневренный, быстрый Т-40 мог более чем серьезно помочь советским войскам по захвату и удержанию плацдармов при форсировании водной преграды.

После войны в СССР на вооружение приняли плавающий танк ПТ-76, разработанный в 1949-1951 годах под руководством Жозефа Котина. Впоследствии Советская армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и отчасти БМП. А функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ и БМП.

Георгий ПЕТРОВ

  Рубрика: История оружия 120 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,208 сек. Потребление памяти:9 mb