Пятитрубные аутсайдеры

Автор: Maks Апр 17, 2023

Начавшееся после Русско-японской войны лихорадочное строительство боевых кораблей нового типа коснулось флотов всего мира. Первыми в этой гонке отметились британцы, спустившие в феврале 1906 года свой «Дредноут», ставший своего рода эталоном для всех последующих линейных кораблей. Вслед за англичанами построили корабли нового типа и немцы — линкоры типа «Нассау».

Французские же кораблестроители, всегда славившиеся своим новаторством, ответили на постройку «Дредноута» серией из шести броненосцев, получивших прозвище «полу-дредноутов», так как по своим тактико-техническим характеристикам они явно недотягивали до полноценных линейных кораблей, способных в артиллерийском бою на равных противостоять зарубежным «коллегам».

Всего на верфях Франции было построено шесть броненосцев типа «Дантон», которые устарели еще во время строительства. Тем не менее эти корабли честно отслужили в составе флота Французской республики и приняли участие в морских боях Первой мировой войны.

Экономия и осторожность

Шесть эскадренных броненосцев типа «Дантон» были заказаны морским министерством Франции по программе военно-морского строительства 1905 года, как ответ на усиление германского флота — основного соперника флота французского. Основой проекта стал улучшенный тип предыдущих броненосцев класса «Демократия», вооруженных четырьмя 305-мм и десятью 194-мм орудиями.

Однако опыт недавно закончившейся Русско-японской войны заставил кораблестроителей пересмотреть почти готовый проект.

Проанализировав исход Цусимского сражения, французские адмиралы сочли, что японцы выиграли его за счет превосходства в скорости, лучшей боевой подготовки и поражающего эффекта многочисленных снарядов среднего калибра, разрушающих небронированные борта и надстройки русских кораблей. Из этого был сделан вывод о том, что в морских сражениях доминирующую роль будет теперь играть число выпущенных снарядов крупного калибра.

Новый броненосец должен был иметь водоизмещение 15 тысяч тонн и, помимо четырех 305-мм орудий, вооружен дюжиной 240-мм орудий. Высший совет флота в мае 1905 года решил приступить к закладке трех броненосцев уже в 1906 году. Поскольку Морской штаб полагал, что морские сражения придется вести на дистанции 5-7 км, 240-мм орудия признали достаточно мощными, чтобы снаряды даже на большой дистанции могли пробивать тонкую броню, и в то же время более скорострельными, чем тяжелые 305-мм орудия главного калибра. Пушки решено было установить попарно в шести башнях.

Хотя возможность создания корабля с унифицированной артиллерией главного калибра (заменой двухорудийных 240-мм башен на одноорудийные 305-мм) рассматривалась в ходе проектирования, она в конечном итоге была отвергнута на том основании, что 305-мм орудия не обеспечивали должной огневой производительности.

И все-таки турбины!

Закладка первых трех кораблей состоялась в 1906 году, когда правительство, обеспокоенное возможным отставанием французского военно-морского флота в технологическом плане, потребовало провести переоценку проекта. В ходе этой работы адмиралы предложили установить на строящихся кораблях паровые турбины (более мощные и компактные, чем обычные паровые машины) и новые, более мощные 305/45 орудия модели 1906 года. Пояснение к этому числу: калибр орудийного ствола — 305 мм, а длина ствола — 45 калибров, то есть диаметров.

Военно-морской министр Франции Гастон Томсон возражал против этих решений на том основании, что они задержат ввод трех уже заложенных кораблей в строй, и предлагал построить первые три по прежнему проекту, а последующие три — по новому. В итоге правительство все же настояло на пересмотре проекта. Все это — в сочетании с постоянными переделками, зачастую требовавшими демонтажа уже готовых частей кораблей, — затянуло строительство серии. Для сравнения: «Дредноут» англичане построили в рекордный срок — за один год и один день, а броненосцы типа «Дантон» строились в среднем 4-5 лет!

Серия эскадренных броненосцев типа «Дантон» оказалась полностью достойна титула «полудредноутов», ибо французы из двух основных признаков нового класса кораблей один все-таки внедрили. «Дантоны», построенные в 1906-1911 гг., стали единственными в мире броненосцами, оснащенными турбинами. Турбины тогда, кстати, были в три раза дороже аналогичных по мощности паровых машин.

Однако вернувшаяся из Англии миссия сообщила: при постройке корабля с турбинами вместо поршневых машин можно было, сохранив вес механизмов и топлива, увеличить мощность на 30-40%, скорость на 5-10% и дальность плавания на этой скорости примерно на 30%. Или при той же максимальной скорости и сохранении дальности плавания уменьшить вес механизмов и топлива на одну треть. Технический отдел не смог устоять перед выгодами, которые сулили турбины, и подготовил требования к двигательной установке с турбинами Парсонса.

Лишь судостроительные компании «Форж э Шантье де ла Медитерране» из Ла Сейна и «Пеноэ» из Сен-Назера выразили готовность строить броненосцы с турбинами. Остальные согласились на постройку более совершенных паровых машин с принудительной смазкой. Возникла идея построить три броненосца с паровыми машинами и три — с турбинами, но она не нашла понимания ни в парламенте, ни в сенате. В результате «ФШМ» и «Пеноэ» должны были изготовить турбины для трех броненосцев каждая.

С артиллерией же все осталось по-прежнему — наличие и главного и промежуточного калибра. Конечно, по сравнению с предшествующими броненосцами типа «Демократи» и «Републик» «Дантоны» выглядели более чем достойно. Но все же они устарели еще до вступления в строй.

Стоимость броненосцев составляла 2 190 000 фунтов стерлингов за штуку, что превышало стоимость британских супердредноутов типа «Айрон Дюк».

Много-много пушек

Полудредноуты проекта «Дантон»

Полудредноуты проекта «Дантон» устарели ещё на стапелях

Повторяя во многом основной дизайн корпуса предшествующих броненосцев серии «Демократи», корабли класса «Дантон» были существенно больше — их полное водоизмещение превышало 19 318 тонн, что сравнимо с водоизмещением первых дредноутов. Длина их составляла 144,9 м, ширина — 25,8 м, осадка — 9,2 м.

Корабли имели приподнятый полубак, и у них, что было не характерно для французов, отсутствовали ярко выраженные надстройки. Они были оснащены пятью трубами (три в носовой части и две в кормовой) и двумя легкими боевыми мачтами с единственным марсом.

Корабли были вооружены четырьмя новыми 305/45 орудиями образца 1906 года. Эти весьма удачные орудия были гораздо мощнее старых 40-калиберных пушек и превосходили современные им британские орудия по скорострельности, весу снаряда и его начальной скорости. Французы использовали тяжелый бронебойный снаряд (весом 432 кг) и облегченный фугасный (308 кг), запускавшийся с очень высокой начальной скоростью. Это соответствовало доктрине ведения боя разными снарядами на разных дистанциях.

Боезапас на 305-мм орудие обычно составлял 75 снарядов и зарядов, но имелись резервы для еще 10 снарядов. Готовая к выстрелу боеукладка из восьми снарядов хранилась в самой башне у задней стенки. Пороховые метательные заряды к ним располагались в нижней части боевого отделения башни.

Вспомогательное вооружение корабля было усилено радикально и состояло из двенадцати 240-миллиметровых 50-калиберных орудий образца 1902 года в шести двухорудийных башнях. Имея скорострельность в два выстрела в минуту, орудия запускали 220-килограммовый снаряд с начальной скоростью до 800 метров в секунду, практически не уступая по мощности более тяжелым промежуточным орудиям ряда других флотов.

В целом, главное и вспомогательное вооружение корабля было чрезвычайно мощным и лишь незначительно уступало однокалиберному вооружению ранних дредноутов, но наличие двух главных калибров чрезвычайно затрудняло бой на большой дистанции.

Боезапас на 240-мм орудие составлял обычно 80 снарядов. По 12 снарядов хранилось как готовая боеукладка в самой башне, к ним имелось 36 пороховых метательных зарядов.

Противоминное вооружение состояло из 16 75-миллиметровых орудий, считавшихся уже недостаточно мощными для поражения современных эсминцев. Орудия располагались по бортам корабля в небронированных установках. Его дополняли десять практически бесполезных 47-мм орудий Гочкиса.

Торпедное вооружение состояло из двух 450-мм торпедных аппаратов, установленных побортно под углом в 80 градусов от продольной оси корабля. Боезапас составлял по три торпеды образца 1909 года на аппарат. В дополнение «Дантон» мог нести до 10 мин заграждения, но не имел каких-либо устройств для самостоятельной минной постановки.

Система управления огнем состояла из пары 2-метровых дальномеров центральной наводки, смонтированных на крыше мостика, и по одному 1,37-метровому дальномеру было смонтировано на крыше каждой башни для индивидуального наведения. С интегрированием их в единую систему возникли проблемы, поэтому в качестве временного решения корабли были оборудованы угломерными дальномерами Понтуса и Терроди, определявшими расстояние до цели по высоте мачт (то есть требовавших наличия информации о цели).

Броня и скорость

Главный пояс корабля имел толщину 270 мм и тянулся на всю длину корпуса, утоньшаясь в оконечностях до 180 мм. Он состоял их двух рядов плит общей высотой 4,5 м и прикрывал борт от главной палубы и на 1,1 м ниже ватерлинии. Нижний ряд плит утоньшался к нижней кромке до 80-100 мм.

Над главным поясом располагался верхний пояс из двух рядов броневых плит: первый ряд от форштевня до барбета кормовой башни главного калибра, второй — поверх первого, между носовой и кормовой башнями главного калибра.

Верхний пояс имел толщину 140 мм в центральной части и 75 мм в носовой оконечности. За кормовой башней главного калибра верхний пояс замыкался траверсной переборкой толщиной 200 мм.

Лобовые плиты орудийных башен главного калибра достигали толщины 340 мм. Бока башен были защищены слабее, их прикрывали 260-мм плиты. Барбеты под башнями достигали толщины 246 мм, но под верхней броневой палубой их толщина уменьшалась до 64 мм.

Артиллерия промежуточного (240-мм) калибра была защищена менее толстой броней. Башни 240-мм орудий защищались 225-мм лобовыми плитами и 188-мм плитами по бокам. Барбеты их имели толщину броневых плит от 148 до 155 мм. Боевая рубка была защищена 266-мм броней в передней части и 216-мм по бокам. Коммуникационный колодец, шедший вниз от рубки, был защищен 200-мм плитами.

Противоторпедная защита корабля была мощной и хорошо продуманной. Одними из первых в мире броненосцы серии «Дантон» имели встроенные противоторпедные отсеки толщиной 2 м. Отсеки опирались на вертикальную противоторпедную переборку, состоявшую из трех слоев 15-мм стали. Сразу за противоторпедной защитой находились по 16 герметичных отсеков с каждого борта, часть из которых использовалась под угольные ямы. Эффективность ПТЗ остается спорной: «Дантон», получив два торпедных попадания, затонул через 40 минут, но «Вольтер», получив два попадания, остался на плаву.

Мощность турбин Парсона, построенных по лицензии, составляла около 26 500 л. с. Скорость разнилась для разных кораблей от 19,7 до 20,6 узла, при этом все корабли превысили запланированные 19,25 узла. Двадцать шесть водотрубных котлов обеспечивали каждый корабль паром. Автономность «Дантонов» оказалась почти вдвое ниже, чем у предшествующих броненосцев (оснащенных обычными паровыми машинами). В качестве компенсации турбины были гораздо надежнее и позволяли значительно дольше поддерживать максимальную скорость.

Боевая служба

Корабли серии получили названия в честь знаменитых французов-философов, ученых и революционеров. Жорж Жак Дантон — видный политический деятель и трибун, сопредседатель клуба кордельеров, казненный во время «революционного террора». Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) — один из величайших французских философов-просветителей. Николя де Кондорсе — французский философ и математик. Дени Дидро — писатель, философ-просветитель и драматург. Оноре де Мирабо — деятель Великой французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции. Пьер Виктюрниен Верньо — политический деятель, революционер и выдающийся оратор, глава партии жирондистов.

В Первой мировой войне активное участие приняли все броненосцы серии, но погиб только один — «Дантон». 19 марта 1917 года на переходе из Тулона на Корфу его торпедировала немецкая подводная лодка U-64. Погибло 296 моряков, капитан корабля Делаж и несколько офицеров остались на мостике тонущего броненосца и ушли под воду вместе с ним.

«Вольтер» получил попадания двух торпед с UB-48 в ночь на 11 октября 1918 года, но остался на плаву.

Служба броненосцев проходила в Средиземноморской эскадре, они участвовали в блокаде австрийского флота на Адриатике. «Дидро», «Мирабо» и «Верньо» участвовали в оккупации Константинополя. В 1919 году «Мирабо» и «Верньо» в составе объединенной эскадры Антанты находились в Севастополе, причем первый 13 февраля во время шторма сел на камни, и его удалось снять лишь в апреле после демонтажа брони и носовой 305-мм башни. По прибытии в Тулон «Мирабо» решили не восстанавливать, и в 1921 году его превратили в плавучую мишень. Та же участь постигла и «Верньо». Оба корабля были сданы на слом в 1928-1929 гг.

Оставшиеся три линкора в 1922-1925 гг. прошли модернизацию и с января 1927 года служили на Средиземном море в качестве учебных судов. «Кондорсэ» после списания использовался как блокшив и плавказарма в Тулоне до августа 1944 года.

 Георгий ПЕТРОВ

  Рубрика: История оружия 1313 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,486 сек. Потребление памяти:10.67 mb