Царскосельский Левша

Автор: Maks Фев 11, 2022

Андрей Рыкованов, мастер художественной микроминиатюры, снискал мировую известность своими уникальными работами. По признанию мастера, он использует только натуральные материалы: жемчуг, золото, горный хрусталь, янтарь, рисовое зерно, маковое семя, фрагменты слоновой кости…

Золото, янтарь и жемчуг

Его работы регулярно участвуют в выставках, украшают экспозиции музеев (как российских, так и зарубежных), а также частные коллекции знаменитостей: политических деятелей, артистов и бизнесменов.

Первую микроминиатюру Андрей создал в 1990 году: на срез рисового зерна за три месяца он филигранным почерком нанес восемь строчек пушкинского стихотворения «Талисман». Через три года эту работу российские власти презентовали тогдашнему вице-президенту США Альберту Гору, находившемуся в Москве с официальным визитом. Тот высоко оценил мастерство россиянина и разрекламировал его работу своим американским друзьям. Следуя правилам, Гор передал произведение искусства в музей Белого дома, где оно хранится до сих пор, вызывая восхищение посетителей.

Еще одна копия «Талисмана», что для Андрея особенно важно, хранится в Музее-квартире Пушкина в Санкт-Петербурге.

В апреле 1999 года художник провел свою выставку «Микроминиатюры Сибири», приуроченную к 200-летнему юбилею со дня рождения Александра Сергеевича в египетских городах Каире и Александрии. Мероприятие посетил президент Арабской Республики Египет Хосни Мубарак с супругой. Они были поражены искусством российского Левши. Александр преподнес высоким гостям свое творение, исполненное на жемчужном зернышке: двойной живописный портрет господина Мубарака и его супруги — госпожи Сюзан Мубарак.

Особо теплые отношения связывают художника с администрацией французского города Монтелимара. Тьерри Корнийе, мэр этого города, — большой поклонник творчества Рыкованова, он приложил много усилий для создания «Музея бесконечно малого», в экспозиции которого достойное место заняли 22 произведения россиянина.

На церемонии открытия Андрей продемонстрировал журналистам и гостям свои инструменты: мощный микроскоп, острые резцы, кисточку с едва заметным волоском. На глазах изумленных французов он на рисовом зернышке изобразил портрет элегантной спутницы мэра.

До седьмого пота

Отвечая на вопросы журналистов, художник сказал:

— Каждый из материалов, с которым я работаю, имеет свою тысячелетнюю (порой — мистическую) историю. Например, рисовое зерно символизирует бессмертие, духовную пищу, знание, достаток, счастье. Янтарь является носителем энергии светила, которое щедро дарит свои лучи нашей планете. Жемчуг олицетворяет чистоту, нежность, любовь. Золото — эталон стойкости и вечности. Драгоценный металл сохраняется веками и противостоит самым агрессивным средам.

О себе художник рассказал, что родился 11 сентября 1965 года в городе Омске, окончил Омский строительный техникум по специальности «Проектирование гражданских объектов». С детства любил рисовать, отличался великолепным почерком, а его микрошпаргалки пользовались огромной популярностью в школьной и студенческой среде.

Огромную роль в судьбе мастера сыграла выставка миниатюры в родном городе, которую он посетил летом 1990 года. Андрея потрясло умение творцов через миниатюру донести до зрителей искусство живописи, гравировки, строки высокой поэзии. На выставке он общался с мастерами, расспрашивал о методах и приемах их работы. А вскоре решил и сам попробовать силы в миниатюре.

Месяцы ушли на изучение специальной литературы, подбор и приобретение необходимых инструментов (некоторые Андрей изготовил сам). Часами он сидел за микроскопом, оттачивая мастерство. Поначалу его работы выглядели робкими и неумелыми, но Андрей работал до седьмого пота, добиваясь совершенства.

Его творческие усилия были вознаграждены по достоинству: в 1991 году художник получил возможность познакомить со своим творчеством столичного зрителя. Организаторы выставки, состоявшейся в Музее экслибриса при Международном союзе книголюбов в Москве, отобрали 20 произведений Рыкованова для постоянной экспозиции.

Венценосная семья

Со школьных лет Андрей увлекался поэзией Александра Сергеевича Пушкина. По его признанию, стихотворение «Два чувства дивно близки нам», где идет речь о «любви к родному пепелищу», стало определяющим в его дальнейшем творчестве. На протяжение долгих лет цикл Рыкованова «Пушкиниана» регулярно пополнялся новыми работами. На сегодня он насчитывает более 300 произведений.

С самого начала Андрей ставил перед собой высокую задачу: создавать произведение не просто миниатюрное, но и наделять его глубоким духовным смыслом.

Со временем он научился концентрации внимания, его движения становились все более точными и выверенными. На каждом творческом этапе он ставил перед собой все более сложные задачи. На художественных критиков и почитателей таланта Рыкованова сильнейшее впечатление произвело эпохальное произведение «Романовы. Венценосная семья». Мастер выполнил его в технике микроживописи на срезе маковых семян, закрепленных на монете. Оно включает 17 изображений представителей династии Романовых и является единственной полной галереей портретов царской фамилии в мире. Таких произведений мастер сделал три: одно стало подарком другу, второе находится в музее во Франции и третье — в частной коллекции.

Учитывая успех данной работы, художник дополнил ее серией микропортретов всех глав государства российского, завершив ее портретом нынешнего президента Владимира Путина.

Видевшие эту коллекцию отмечают, что микропортреты Рыкованова поразительно точны и узнаваемы. На них проработаны все мельчайшие детали лица — вплоть до родинок и мимических морщинок.

Царь и цесаревич

Микроминиатюры Андрея РыковановаНекоторые изображения выполнены в виде изящных карикатур, подтверждающих наличие тонкого чувства юмора у художника. Оно, кстати, помогало Андрею выходить из самых непредсказуемых ситуаций. Так, на очередной выставке во Франции он должен был продемонстрировать используемые им инструменты, но забыл свою уникальную кисточку в отеле. Мастер не растерялся, а обратился к переводчику по фамилии Ус с просьбой поделиться с ним волоском из его кустистых бровей. Толмач не возражал, и в мгновение ока Андрей превратил волосок в импровизированную кисточку, которая стала гвоздем экспозиции. Мастер сопроводил кисточку такой шутливой подписью: «Сибирская разновидность белки — бровь Уса».

С целью популяризации старинного искусства микроминиатюры Андрей Леонидович часто работает на публике. Его можно видеть в Лицейском садике в Царском Селе, неподалеку от его студии.

— Таким образом я даю возможность прохожим понаблюдать за творческим процессом, раздвинуть символический занавес таинственности и даже прильнуть к окулярам микроскопа, — поясняет мастер.

Художник щедро делится секретами своего мастерства и демонстрирует желающим свои любимые работы — шахматы из золота и слоновой кости на маковом семечке, караван экзотических верблюдов в игольном ушке…

А всего в творческой палитре мастера тысячи произведений в различных техниках и на самых разных материалах. Вызывает удивление широта его взглядов. Рыкованов исполнил портрет Леонардо да Винчи на рисовом зерне и копии картин великого итальянца на кости бивня мамонта.

Он увековечил лик самодержца Петра I на крохотном осколке янтаря и изобразил портрет цесаревича Алексея на жемчужине.

На выставках неизменное внимание зрителей приковано к серии работ, посвященных Бородинскому сражению 1812 года. 22 микроминиатюры размещаются в одной шкатулке красного дерева. Концепция коллекции разрабатывалась автором совместно с ведущим сибирским краеведом Ф.К. Надем. Создание ее было приурочено к 180-летию Бородинской битвы.

Десять заповедей

В этой работе мастер увеличил размер произведений, что позволило детально проработать не только форму одежды русских воинов, но даже изобразить их боевые награды. Эполеты на портретах полководцев Рыкованов выполнил из золота и серебра.

В центре композиции он поместил портрет Михаила Юрьевича Лермонтова в гусарской форме, медаль с изображением глаза в треугольнике, которой награждались герои сражения. Композицию дополнило стихотворение «Бородино» на девяти пластинках кости бивня мамонта.

Много внимания художник уделяет просветительской деятельности. Регулярно проводит выставки своих произведений в учебных заведениях и уверен, что таким образом пробуждает интерес молодежи к истории России, а также к лучшим образцам русской поэзии.

Особое место в творчестве художника занимает изготовление миниатюрных книг. При выборе произведения для мини-издания Рыкованов оценивает его объем. Художник считает, что книга должна хорошо читаться, а не быть просто сувениром.

Мастер издал более трехсот миниатюрных книжек на разных языках со стихотворениями Пушкина, Лермонтова, Есенина, Цветаевой и других поэтов.

В его творческой палитре присутствуют издания, посвященные достопримечательностям!. Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, а также тексты религиозной тематики: «Десять заповедей» и различные молитвы.

На шестом десятке царскосельский Левша не утерял вкус к творчеству и работает над новыми произведениями. Он регулярно организует тематические передвижные выставки своих произведений в России и за рубежом, а также ищет новые формы экспонирования.

Французский искусствовед Гастон Леру так отозвался о россиянине: «Андрей продолжает старинные традиции русских мастеров миниатюры, поражая глубиной и художественным совершенством!»

Владимир ВОДОЛЕЙ

  Рубрика: Искусство и телевидение 116 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,194 сек. Потребление памяти:9 mb