Покорение красной планеты

Автор: Maks Мар 2, 2019

Космонавтика была гордостью Советского Союза. Первые спутники и космические корабли, первые межпланетные аппараты и орбитальные станции сделали социалистическое государство безусловным лидером в освоении внеземного пространства.

Советская космонавтика пользовалась народной поддержкой. Она планомерно развивалась и в конце XX века должна была выйти на новые рубежи. К сожалению, амбициозные планы пришлось законсервировать — как выяснилось, навсегда.

Орбитальный завод

15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала новейшая ракета-носитель «Энергия», способная вывести на орбиту груз массой до 105 тонн. Ее появление кардинальным образом меняло возможности советской космонавтики — аналога после закрытия американской программы «Сатурн — Аполлон» в мире просто не существовало.

Создатели ракеты из научно-производственного объединения (НПО) «Энергия» понимали, что необходимо обосновать ее значение для народного хозяйства, поэтому, помимо самого носителя, одновременно проектировались полезные нагрузки для него. Ракета могла выводить в космос либо большой грузовой контейнер, либо многоразовый корабль «Буран», поэтому конструкторы располагали довольно широкими возможностями для реализации всевозможных инициатив: в частности, рассматривались проекты солнечных электростанций с передачей энергии на Землю, саморазгоняющихся капсул для отправки радиоактивных отходов за границы Солнечной системы, огромных орбитальных зеркал для освещения северных городов в период полярной ночи, системы глобального позиционирования и передачи данных, космических телескопов и радиотелескопов.

Впрочем, главное применение «Энергии» нашли в проекте строительства орбитального комплекса «Мир-2», который должен был заменить в 1995 году станцию «Мир», эксплуатируемую с февраля 1986 года. Концепция нового комплекса была сформулирована за 10 лет до этого — в 1976 году. Базовым блоком стала станция ДОС-7К №8, которая создавалась в качестве «дублера» аналогичного блока «Мира» и могла заменить основную станцию в случае ее разрушения при выведении на орбиту.

14 декабря 1987 года окончательный проект «Мира-2» утвердил директор НПО «Энергия» Юрий Павлович Семенов, а в январе 1988 года в советской прессе впервые появилось упоминание о новой разработке. Орбитальный комплекс состоял из базового блока «Заря», орбитального дока, фермы с панелями солнечных батарей, служебного, биотехнологического и двух «исследовательских» модулей. Причем док и «исследовательские» модули весили на старте под 90 тонн, поэтому потребовалось бы три запуска «Энергии» для доставки их на орбиту. Общая масса комплекса составила бы к концу XX века около 200 тонн. «Мир-2» должен был решать задачи в интересах как обороны, так и народного хозяйства. В сохранившихся документах есть прикидки специалистов по годичной выработке особых полупроводников (480 килограммов), монокристаллов кремния (1600 килограммов), биологических кристаллов (50 килограммов), лекарственных биопрепаратов (60 килограммов) и т. п. По сути, комплекс должен был совмещать в себе промышленную фабрику для производства уникальных материалов, стапель для строительства больших межпланетных кораблей, научную лабораторию и военно-разведывательный форпост.

Постоянно на нем должны были находиться от девяти до двенадцати космонавтов, доставляемых кораблями «Союз» и «Буран».

Но тут в дело вмешалась политика. Отказ советского правительства от планов создания военных баз в космосе привел к тому, что в 1989-м работы над блоком «Заря» и остальными модулями были приостановлены. В 1991 году руководство НПО «Энергия» выдвинуло облегченный вариант «Мира-2» массой 50 тонн, сборка которого завершилась бы в 2000 году.

Развал СССР снова заставил пересмотреть планы. Сложная экономическая ситуация вынудила обратиться за помощью к США.

В результате модули комплекса, которые находились в стадии постройки, были доведены при американском финансировании до готовых образцов и сегодня находятся в составе Международной космической станции.

Лунная база

Ракета-носитель «Энергия»Новые технологии позволяли совершить прорыв к Луне. Академик Валентин Петрович Глушко, возглавлявший НПО «Энергия», инициировал проект ЛЭК (лунный экспедиционный корабль). В космос корабль должен был выводить огромный носитель «Вулкан», проектируемый на основе ракеты «Энергия» и способный поднять в космос груз массой до 230 тонн. Затем включался разгонный блок «Везувий» с кислородно-водородными двигателями, который доставил бы полезную нагрузку на поверхность Луны.

В начале 1990-х годов, перед экспедицией с участием космонавтов, туда собирались отправить исследовательские аппараты для глобального фотографирования Луны, составления морфологических и геологических карт. На 1996 год планировалась посадка на обратную («невидимую») сторону научной станции, которая доставила бы образцы грунта на Землю, что закрепляло за СССР очередной исторический приоритет.

Затем в выбранном районе прилунились бы в автоматическом режиме лабораторно-жилой модуль, планетоход и контейнеры с запасами жизнеобеспечения на полтора года. Туда же вскоре был бы доставлен первый ЛЭК, который состоял из обитаемого блока с тремя космонавтами, посадочной и возвращаемой ступеней. Экспедиция на Луну должна была занять не больше шести месяцев. После выполнения программы возвращаемая ступень с помощью собственного двигателя выводила обитаемый блок на траекторию полета к Земле. В дальнейшем предполагалось расширить лунную базу за счет лабораторно-заводского модуля. Состав экипажей, работающих на поверхности, менялся бы раз в год. Помимо чисто научных исследований, на базе собирались организовать собственное промышленное производство с использованием местных материалов.

Вопреки ожиданиям ученых правительство не испытало энтузиазма по поводу новой лунной программы и не спешило выделять деньги на осуществление планов НПО «Энергия»: в приоритете оставалась разработка многоразового корабля «Буран». Тем не менее проект удалось довести до стадии эскизов и показать, что теоретически весь комплект лунной базы, включающий ЛЭК, лабораторные модули и луноход с герметичной кабиной, к цели могли бы доставить всего лишь две ракеты «Вулкан». Однако предложенная концепция так и не стала частью государственной космической политики.

Наш город на Марсе

Планы с использованием ракет «Энергия» и «Вулкан» не ограничивались Луной. Благодаря высокой грузоподъемности они давали возможность отправить к Марсу сразу несколько тяжелых межпланетных аппаратов.

На первом этапе, ориентировочно в 1994 году, ученые планировали запуск двух исследовательских станций 6М, каждая из которых состояла из орбитального модуля (искусственного спутника Марса), пары аэростатов, шести пенетраторов (устройств для проникновения в подповерхностный слой грунта) и двух-шести малых посадочных зондов-маяков. После выхода на орбиту Красной планеты производится сброс малых аппаратов в атмосферу, а орбитальный модуль начинает высококачественную телевизионную съемку поверхности, на основе которой составляются топографическая и тепловая карты. Уникальным элементом проекта был запуск аэростатов. Их конструкция задумывалась таким образом, чтобы ночью за счет низкой температуры они самопроизвольно опускались на поверхность, а днем, при нагревании оболочки солнечными лучами, снова взлетали. При наличии ветров такой аппарат мог за несколько часов совершить путешествие в сотни километров, фиксируя миниатюрной телекамерой окружающие ландшафты и через ретранслятор на орбите переправляя на Землю детализированные снимки.

Второй этап программы наметили на 1996 и 1998 годы. Вначале на Марс должны были отправиться мобильные планетоходы 7М с дальностью пробега до сотен километров. По ходу движения они осуществляли панорамную телесъемку, изучали местность и погодные условия. Кроме того, они могли собирать образцы грунта в специальные контейнеры, которые затем помещались в возвращаемый модуль 8МП со своим двигателем. После заполнения модуль стартует, состыковывается с дежурящей на орбите станцией 8МС, которая, в свою очередь, «выстреливает» контейнеры в сторону Земли. По карантинным соображениям, их планировалось перехватить в окрестностях нашей планеты, а изучать в лабораторном модуле станции «Мир-2».

Реализация третьего этапа — отправки космонавтов на Марс — должна была начаться не позднее 2001 года. Валентин Глушко и Юрий Семенов предложили свой вариант пилотируемой экспедиции. По их мнению, МЭК (межпланетный экспедиционный корабль) должен состоять из трех основных элементов: двигательной установки для полета; жилого блока, где находится экипаж в составе от четырех до шести человек; посадочного модуля, в котором экипаж спускается на поверхность Красной планеты и после выполнения миссии возвращается на орбиту спутника Марса к межпланетному кораблю.

МЭК предлагалось собирать на околоземной орбите из пяти отдельных частей, доставляемых ракетами «Энергия». При этом общая стартовая масса корабля составила бы 430 тонн. В первую очередь в космос выводился марсианский орбитальный корабль (МОК), затем — марсианский посадочный корабль (МПК) в комплекте с кораблем возвращения на Землю (ВК), баки с рабочим телом (ксенон) и две одинаковые ядерные электро-реактивные двигательные установки (ЯЭРДУ). Вторая установка была нужна как резервная на случай аварии основной. Для их работы и снабжения корабля энергией на МЭК планировали разместить ядерный реактор мощностью 7,5 мегаватта.

После стыковки всех блоков и проверки систем к МЭК должен был стартовать «Буран» с космонавтами, дополнительным оборудованием и запасом продовольствия.

Затем корабль с помощью собственной ЯЭРДУ разгоняется по раскручивающейся спирали и с околоземной орбиты переходит на гелиоцентрическую, пересекающую орбиту Марса.

Полет к соседней планете занял бы пять месяцев, обратный — восемь месяцев, работа поблизости от Марса — два месяца, на поверхности — от пяти дней до месяца, в зависимости от того, насколько успешно старт «впишется» в астрономическое «окно», определяемое взаимным положением планет. На Землю через полтора года возвращался только небольшой ВК, сделанный по образцу спускаемого аппарата корабля «Союз».

В 1988 году стало ясно, что мощный ядерный реактор для МЭК вряд ли будет построен в обозримом будущем, поэтому конструкторы предложили снабдить корабль пленочными солнечными батареями и уменьшить его массу до 355 тонн. При этом количество членов экипажа сократилось до четырех человек; зато в составе корабля появилась оранжерея. Доработки потребовала и схема экспедиции — теперь она должна была продолжаться 716 суток, пять из которых космонавты провели бы на марсианской поверхности, собирая образцы грунта и пытаясь найти микроорганическую жизнь. На реализацию проекта экспедиции потребовалось бы не менее 10 лет.

Сложная экономическая ситуация, в которой оказался Советский Союз в конце своего существования, заставила разработчиков умерить «аппетиты». К программе исследований Красной планеты привлекли специалистов из других стран. В конечном счете первый этап, предусматривающий отправку беспилотного аппарата, превратился в более простой проект «Марс-96». Запуск аппарата состоялся 16 ноября 1986 года, однако из-за сбоя в разгонном блоке он не вышел на межпланетную траекторию и затонул в Тихом океане. Следующий проект по созданию межпланетной станции М1М с планетоходом был заморожен, а часть материалов передана американцам, которые благополучно использовали готовые технологии при создании своего марсохода Sojourner.

К сожалению, без мощных ракет и должного финансирования все эти проекты остались на бумаге, и сегодня непосредственными исследованиями Солнечной системы отечественная наука почти не занимается.

Антон ПЕРВУШИН

Даёшь Меркурий!

Помимо марсианской экспедиции, советские ученые собирались отправить планетоход на Меркурий, запустить аэростаты в атмосферу Венеры, послать большой исследовательский аппарат к Юпитеру и зонд в корону Солнца.

  Рубрика: Назад в СССР 291 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,299 сек. Потребление памяти:9.66 mb