Право на обладание

Автор: Maks Май 25, 2019

Какие самые распространенные билеты в наши дни? Вариантов масса: концертный, спортивный, проездной, военный, лотерейный, казначейский и еще много-много разных. Какие-то из них продаются за деньги, другие выдаются по службе или учебе, третьи — вручаются самой судьбой.

Строго говоря, термин «билет» родился намного позднее, нежели само это понятие. В Россию слово пришло из латинского языка — в переводе billetus означает «записка, письмо, свидетельство». То есть в буквальном смысле билет — документ, свидетельствующий о наличии некоего права у его обладателя. Причем это право может распространяться на конкретное время или быть бессрочным.

Тессер и табель

Одним из самых распространенных билетов в наше время является билет на развлекательное мероприятие: концерт, футбольный матч, спектакль или балет.

Одним из первых массовых развлечений был театр. Хронисты считают, что театры в Древней Греции возникли в VI веке до нашей эры и были доступны для всех свободных граждан. Ибо здесь не только показывали пьесы, но и трижды в год проводили богослужения в честь Диониса.

Поэтому вход в театр был бесплатным. Считалось, что в нем могло разместиться все свободное население полиса. А содержание здания и жалование актерам возмещались из двух источников: взносов состоятельных граждан Афин (хорегов) и кассой теорикон (кассой зрелищ), пополнявшейся из поступлений от священных земель, штрафов, пожертвований.

Чтобы занять лучшие места, некоторые граждане приходили в театр еще до рассвета. Но при афинском правителе Перикле практика свободного входа была прекращена. Вместо этого была введена плата за вход в театр. Хотя это была формальность, ибо граждане не платили, а просто получали билет в кассе. Издержки покрывала все та же касса теорикон. Внешне древнегреческий билет представлял собой жетон (тессер), на котором был указан сектор. Это было весьма удобно, зрители рассаживались согласно приобретенным билетам, а после заполнения театра, вместимость которого могла достигать 10 тысяч, вход закрывали. При этом тессеры распределяли, кому где сидеть. Прямо в орхестре располагались места для сенаторов. Первые 14 рядов предназначались для крупных торговцев и ростовщиков. Ну а самые непрестижные места наверху занимали иностранцы и женщины. Рабов в театр не пускали. Вот только в IV веке до нашей эры афинские «контрамарки» закончились, и билеты стали продавать за реальные деньги.

Практически такая же практика с дармовыми билетами поначалу была распространена и в Древнем Риме. Правда, здесь куда больше любили бои гладиаторов, проводимые на арене Колизея. Для его посещения римлянину нужно было приобрести билет (табель) с номером ряда и места.

Из банка и казначейства

БилетыСтаршее поколение, успевшее в сознательном возрасте побывать гражданами СССР, отлично помнит купюру в 1 рубль образца 1961 года. На ней замысловатой вязью было написано: «Государственный казначейский билет». То же самое значилось на купюрах в 3 и 5 рублей. А вот красная десятка, как и вышестоящие банкноты, имела надпись «Билет Государственного Банка СССР». По сути, что казначейские, что банковские билеты имели одну и ту же функцию — бумажных денег.

Но первые бумажные деньги люди восприняли с недоверием. Никакой ценности сам по себе этот билет не имел, он лишь удостоверял обязательство эмитента обеспечить его обмен на золото, валюту и другие ценности. Первый денежный билет появился в Китае в X веке. В Европе бумажные деньги первым выпустил Стокгольмский банк в 1661 году. Ассигнации «Кредитив Седелс» имели номиналы в дукатах, в ригсдалерах, в далерах серебряной монетой и в далерах медной монетой. Все номиналы были рукописными. Известно, что русские купцы, торговавшие со шведами, проявляли недоверие к подобным билетам. Сохранилась жалоба купца Семена Гаврилова от 1663 года: «Да у них же ныне, вместо денег учинены бумажки… и как у нас, холопей твоих и у сирот, купят товары на золотые и на ефимки и вместо золотых и ефимков дают нам такие бумажки, на сколько кто такого товару купит».

В России первые казначейские билеты (ассигнации) были выпущены при Екатерине II в 1769 году. Причем сырьем для них послужили дворцовые скатерти и салфетки. Но основную массу все же напечатали в сенатской типографии на литой плотной бумаге. Внешний вид ассигнаций напоминал титульный лист книги: тот же шрифт с завитушками, такая же чернобелая печать и филигрань — фигурные водяные знаки. Надписи на ассигнациях достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей гласили: «Действуетъ къ пользе онаго» и «Любовь къ Отечеству». На оборотной стороне никаких надписей и рисунков не имелось.

Почти никто, кроме банковских специалистов, не знает разницы между казначейским и банковским билетом. Если вкратце: казначейские билеты — бумажные деньги, выпускаемые казначейством для финансового покрытия государственных расходов. По сути, это краткосрочное обязательство государства.

Но главной «фишкой» казначейских билетов было то, что они не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото и серебро. А вот банковские билеты обеспечивались! Правда, в СССР это правило работало в небольшой промежуток истории — с 1922-го по 1926 год, когда параллельно с бумажными банковскими билетами была в обороте золотая монета. После 1928 года, когда рубль перестал быть конвертируемой валютой, никакой разницы между казначейским и банковским билетом не было. Стоит отметить, что на всех современных российских банкнотах указано: «Билет Банка России».

Картонный прямоугольник

Первым общественным транспортом, безусловно, был гужевой. В России роль билета исполняла подорожная — особый документ, по которому путешественник мог перемещать по стране. Его обычно предъявляли станционному смотрителю при обмене лошадей.

А вот в Англии, где расстояния значительно меньше, билеты на общественный дилижанс продавал и заполнял от руки кассир. Когда же в Туманном Альбионе появился железнодорожный транспорт, кассирам пришлось туго.

Дело в том, что в вагоне размещалось больше людей, чем в дилижансе, а в составе было несколько вагонов. Выход нашел сотрудник железнодорожной компании Томас Эдмондсон, придумав небольшие картонные билеты. Хотя они нумеровались вручную, но прессом на них выдавливалась информация о маршруте. Позднее Эдмондсон создал билетопечатающую машину, которая изготовляла билеты с одновременным нанесением на них серийного номера. Билеты Эдмондсона в Англии появились еще в 1842 году, постепенно завоевывая железные дороги других стран. В том числе в России и СССР, где они имели хождение еще в 80-х годах XX века. К тому же в СССР билеты Эдмондсона продавали и на речном транспорте.

Не менее распространенными стали билеты на общественный транспорт: трамвай, троллейбус и автобус. В разные периоды их продавал кондуктор. Или пассажиры, кидая деньги в монетоприемник, сами отрывали себе билет. Именно среди таких билетов люди искали «счастливый», где в серийном номере сумма первых трех цифр равна сумме трех последних.

Первый электронный билет на рейс был продан в 1996 году американской авиакомпанией Delta Air Lines. Поначалу такой билет имел хождение лишь на внутренних рейсах компании, но уже в 2002 году электронные билеты стали продавать и для перевозок с другими перевозчиками. Сегодня более 50% билетов общественного транспорта на расстояние, превышающее 50 километров, продаются онлайн. Это весьма удобно, билет можно купить дома, а не ехать в кассу. Единственные, кто искренне огорчен распространением электронных билетов, — перидромофилы. Именно так называются коллекционеры билетов общественного транспорта. Их можно понять — с уходом бумажного билета их коллекции рискуют остаться без продолжения.

Прохор ЕЖОВ



  Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,442 сек. Потребление памяти:8.41 mb