Самый главный богатырь

Автор: Maks Мар 22, 2023

В ряду русских богатырей он первый среди равных. Самый любимый в народе. «Старый казак Илья Муромец» — так частенько называли его сказители. Но и иных прозваний у него немало. И Муравлений, и Моровлин, и Чоботок… Упоминают богатыря Илиаса и в норвежских сагах. А в германских легендах XIII века встречается витязь Илья Русский — и это тоже перепев Ильи Муромца. Наконец, 1 января православная церковь отмечает день святого Илии Муромского — одного из иноков первого русского монастыря, Киево-Печерской лавры. Но можно ли его отождествлять с былинным богатырем?

СКАЗ О СЧАСТЛИВОМ ВРЕМЕНИ

Мы не знаем, когда появились первые «старины» об Илье Муромце. Исследователи начали записывать русские сказания только в XVIII столетии. А в конце XIX и в XX веке филологам удалось собрать сотни вариантов былин на севере России — в Архангельской губернии и Сибири.

В тех краях (скорее всего, из-за долгой полярной ночи) сказителей ценили особо. Но действует Илья Муромец неизменно в X веке, в окружении князя Владимира Крестителя. Эта эпоха сохранилась в народной памяти как золотой век Руси. И по-видимому, первые былины о том времени появились в XIII веке, когда русские княжества оказались бессильными перед ордами Батыя и люди испытывали ностальгию по счастливому прошлому.

Их вдохновляли былины, то есть были о счастливых временах, когда не переводились богатыри на Русской земле. Каждый сказитель что-то добавлял к былинному канону. И в XVII веке, когда донские казаки героически проявили себя на полях сражений, Илью стали называть «старым казаком».

ПОЭМА О ЗАЩИТНИКЕ

Легенда гласит, что Илья — крестьянский сын из села Карачарова — с раннего детства до зрелости страдал тяжелым недугом. Тридцать лет и три года он не покидал родительской избы, не мог подняться с лежанки. Но в один прекрасный день через село шли калики перехожие — бродячие ведуны. Они попросили у Ильи воды. Родители Муромца работали в поле, а он лежал, не чувствуя ни рук ни ног.

«Нет сил подняться!» — отвечал Илья странникам. Но они повторили свою просьбу. Тогда будущий богатырь впервые в жизни встал, спустился в погреб и принес гостям ведро воды. Калики сделали по глотку, а остальное отдали Илье. С каждым глотком холодной воды он чувствовал, как к нему прибывает силушка. Тогда старцы указали ему, где стоит огромный камень, под которым Илья найдет свой меч-кладенец и богатырского коня Бурушку.

На верном коне он поскакал в стольный Киев-град, чтобы служить князю и русскому народу. Так началась богатырская эпопея Ильи Муромца. Хороший пролог долгой истории! Этот сюжет в России в прежние времена знал каждый мальчишка.

К сожалению, у нас нет большого цельного эпоса — по образцу «Илиады» или «Рамаяны». Но цикл былин об Илье Муромце выстраивается в единую народную поэму о защитнике Русской земли. По дороге в Киев он урезонил Соловья-разбойника, разбил вражескую рать и потому сразу приглянулся князю Владимиру. Несколько раз защищал Русь от вражеских полчищ, в которых можно разглядеть народное восприятие хазарских, печенежских и половецких нашествий. А в конце жизни нашел богатый клад — и все драгоценности раздал нищим да сиротам. Потому что богатырю, странствующему витязю, ни к чему побрякушки.

ОТ СУМЫ И ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ

Илья был вольнолюбив. Отстаивая правду, он нередко вступал в конфликт с самим великим князем киевским — Владимиром Красное Солнышко. Не терпел несправедливости. А потому довелось богатырю изведать и суму, и тюрьму.. В одном из вариантов былины «Ссора Ильи с Владимиром» он произносит гневную речь:

Я иду служить за веру христианскую,
И за землю Русскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,
А для собаки-то князя Владимира
Да не вышел бы я вон из погреба…

От таких слов, наверное, не отказался бы и Стенька Разин — другой любимый герой русских песен. Возможно, сказители внесли в былину этот мятежный мотив как раз под влиянием крестьянских и казачьих восстаний.

В народе Муромца ценили за свободолюбие и мудрость. За то, что его невозможно прельстить золотом. За то, что он не страшится смерти и, если видит надпись на камне: «Прямо поедешь — погибель найдешь», никогда не сворачивает с пути. Показательно, что наш любимый герой — простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!» Но всякий раз ему удавалось посрамить гордецов. Сила и мудрость простого человека непобедимы — это убеждение присуще русскому народу, и оно нас редко подводило.

БОЕВОЙ МОНАХ

Илья МуромецИлья возглавил заставу богатырскую, в которой рядом с ним несли службу благородный Добрыня Никитич и хитроумный Алеша Попович. Эту троицу увековечил художник Виктор Васнецов, превративший богатырей в настоящий символ России. При чем же здесь святой монах?

Илья Печерский по прозвищу Чоботок, которого также называют Муромским, был официально канонизирован в 1643 году в числе еще 69 угодников Киево-Печерской лавры. В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство о его захоронении: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом — яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копнем, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Мощи Ильи сохранились до нашего времени, а в XX веке останки богатыря несколько раз исследовали. Был он плечистым и рослым: 177 см — по тем временам не шутка. Средний рост тогдашних печерских монахов — примерно 164 см.

Умер Илия Печерский примерно в 1203 году, в возрасте от 45 до 50 лет. Медики определили, что он страдал врожденной болезнью позвоночника. Так подтвердился былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого богатыря. К тому же на его костях сохранились следы многочисленных ран, одна из которых, нанесенная копьем под сердце, возможно, стала смертельной. Он был воином. И по-видимому, постригся в монахи в последние дни жизни, после тяжелого увечья.

Многое здесь сходится с былинной фабулой — на удивление! И все-таки генеалогию нашего Ильи вряд ли можно вести от этого мужественного инока…

ГЕРОЙ НАВСЕГДА

Скорее всего, образ богатыря восходит к более глубоким, еще языческим временам, когда утвердился суверенитет Киевской Руси, взявшей под контроль «дороженьки прямоезжие» от Мурома до Черного моря.

Первый источник богатырского эпоса — победа человека над стихией. Славянские племена укротили огонь, грозу и речную стихию. Символами этих побед стали поединки богатырей с мифическими чудовищами: змиями и драконами. Змееборцем иногда называли и Илью. Позже основой былинного эпоса стала борьба Рюриковичей с хазарами — война за суверенитет, за торговые пути.

Конечно, нам этот эпос достался в переработанном виде, с наслоениями многих веков. Мы никогда не узнаем, какими сказами тешились русские люди в том же XIII веке… Народная молва приписывала Илье борьбу с врагами всех времен — вплоть до ордынцев и поляков. Он менялся. Как менялись народные представления о мужестве и мудрости. И если в наше время появится поэма или кинофильм об Илье Муромце — он станет героем и XXI века. Почему бы и нет?

Евгений ТРОСТИН

МАЛЕНЬКИЕ СЛАБОСТИ

Эпос не принимает идеальных круглых отличников. С ними скучно. Любому истинно народному герою — будь то Геракл, Ахиллес, Одиссей, Роланд или Зигфрид — присущи те или иные слабости. За каждым имеются грешки. Вот и Илья честолюбив, а подчас заносчив. Однажды, разобидевшись на князя, он принялся стрелять из лука по золотым маковкам и крестам киевских соборов, а потом ушел в загул с «голями кабацкими». Как говаривал тот же князь Владимир, «веселие Руси есть пити, не можем без того жити».

  Рубрика: Историческое расследование 185 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,255 сек. Потребление памяти:9.5 mb