Сан-Лео: Орлиное гнездо

Автор: Maks Ноя 27, 2020

Замок Сан-JIeo — одно из самых впечатляющих произведений итальянского военного зодчества эпохи Возрождения. Сан-JIeo был центром области Монтефельтро, входившей в более обширное графство Урбинское. По заказу герцога Урбинского Федерико да Монтефельтро знаменитый архитектор Франческо ди Джорджо Мартини перестроил существовавшую ранее крепость. Немного позже Никколо Макиавелли назовет эту твердыню классическим примером военной крепости.

Даже со стороны замок Сан-Лео впечатляет. Еще издалека видны венчающие вершину скалы крепостные сооружения. Удачное местоположение предопределило и планировку оборонительных стен. Они нужны только на относительно пологом склоне, обращенном к деревне. А с остальных сторон обрывы скалы совершенно неприступны, поэтому искусственные преграды излишни. Это одна из тех позиций, неприступность которых обеспечена самой природой и на вершине которых просто обязан быть замок.

Все началось с римлян

Существует предположение, что первыми укрепили эту скалу еще римляне. Позднее она неоднократно переходила из рук в руки. Король остготов Витигес, заняв ее в 538 году, тоже увеличил крепость с тем, чтобы в ней мог разместиться гарнизон из 500 человек. Айстульф, король лангобардов в 749-756 годах, еще более укрепил неприступную твердыню. Известно, что укрывшийся в ней король Италии Беренгар II (950-964) два года держался в осаде против войска Оттона I, и только голод вынудил защитников сдаться. Недаром кардинал Анжелик де Гримоар в 1371 году охарактеризовал это место как абсолютно неприступное, которым можно овладеть только с помощью голода, обмана или предательства. И другие очевидцы отмечали в первую очередь мощь природных условий, а не искусство строителей.

В начале Ренессанса семейства Монтефельтро и Малатеста боролись за обладание крепостью, расположенной на границе их владений. Крепость даже получила прозвище «Бесконечная распря». И вот наконец в 1444 году герцог Урбинский Федерико да Монтефельтро приобрел Сан-Лео у Сиджиз-мондо Малатеста. И оборонительный комплекс, который мы видим сегодня, был построен к 1479 году по поручению герцога знаменитым архитектором эпохи Возрождения Франческо ди Джорджо Мартини. Правда, никакие документы, подтверждающие участие в строительстве именно Франческо ди Джорджо, не найдены. Однако целый ряд архитектурных деталей указывает именно на него.

Гениальный архитектор и фортификатор

Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1502), родом из Сиены, был одним из гениальных архитекторов Кватроченто, то есть XV века. Само собой разумеется, он был еще художником и скульптором. Ну и конечно же великим изобретателем. Так уж тогда было принято.

В самой Сиене он усовершенствовал гидротехнические сооружения, в том числе порадовал жителей устройством фонтанов. Затем отправился в Урбино по приглашению герцога Федерико да Монтефельтро, у которого служил до самой смерти герцога в 1482 году. На службе у него Франческо принимал участие в строительстве собора, дворца и разных фортификационных сооружений на подвластной герцогу территории. Он даже выполнял дипломатические миссии и, по слухам, занимался шпионажем. Сиенцы обвиняли его в том, что он выдал врагам секреты военных сооружений, и конфисковали его имущество. Правда, позднее он был оправдан и вернулся в родную Сиену.

В 1490 году Франческо отправился в Милан на службу к герцогу Сфорца. Здесь он принимал участие в строительстве собора и тут же познакомился с Леонардо да Винчи. Полагают, что они стали друзьями и идеи Франческо вдохновили Леонардо. В 1491 году Франческо отбыл в Неаполь, где участвовал в строительстве укреплений вокруг крепости Кастель-Нуово. Затем он вернулся в родную Сиену. Джорджо Вазари (1511-1574) особенно превозносит Франческо за возведенные им великолепные дворцы для герцога Урбинского и папы Пия II. Вместе с тем он описывает его как великого инженера, интересовавшегося разными военными машинами и орудиями древних и оставившего несколько книг с изображениями военных приспособлений.

До нас дошел его иллюстрированный трактат по архитектуре, в котором значительное внимание уделено фортификации. Более ранняя сохранившаяся редакция его трактата относится к 1478-1481 годам, а более поздняя — к 1497-1500 годам. На страницах трактата Франческо ди Джорджо круглые башни соседствуют с тенальным фронтом (тенальный фронт — начертание фронта, при котором два равных фаса образуют между капителями прямой или тупой, до 120°, входящий угол), капонирами, равелинами и даже бастионами. Именно пятиугольные в плане бастионы совершили революцию в фортификации. Бастионная фортификация господствовала в мире с XVI по XIX век. Историографическая традиция, берущая свое начало в 40-х годах XIX века с работы Карло Промиса, первым опубликовавшего трактат Франческо ди Джорджо Мартини, приписывает изобретение бастионов именно ему.

Замок, полный «сюрпризов» для врага

Замок Сан-ЛеоЗамок Сан-Лео состоит из двух частей: цитадели (резиденции герцога) на самой вершине скалы и мощной оборонительной стены с двумя круглыми башнями на западной стороне (полуразрушенные стены с полукруглой башней видны также на юго-восточной стороне). Считается, что первая часть более древняя и сохранила остатки ранних сооружений. А вот внешняя оборонительная стена с круглыми башнями полностью построена под руководством Франческо ди Джорджо. Не так давно открытая реставраторами дата над дверью комплекса — 1479 год — не оставляет сомнений в том, когда была осуществлена перестройка.

Башни и куртина западной стороны снабжены столь любимыми итальянцами машикулями, но при этом лишены зубчатого парапета. В сплошном парапете Сан-Лео, подобном парапету Рокка ди Сассокорваро, порой видят шаг в сторону новой, артиллерийской фортификации. Однако парапет еще недостаточно толстый. Как и машикули, его можно разрушить артиллерийским огнем, поэтому уже к концу XV века от машикулей начнут отказываться, а парапет станет заметно толще.

В крепостных сооружениях замка есть и другие черты Переходного периода. К ним можно отнести массивные круглые башни, лишь немного возвышающиеся над куртиной. В стенах крепости сделаны многочисленные бойницы в форме перевернутой замочной скважины, столь характерные для XV века. А позади них устроены классические для итальянской фортификации Переходного периода камеры трапециевидной формы в плане, с дымоотводами в потолке (здесь их даже два на камеру!), подоконником для орудий и пазами для балки, гасившей отдачу при выстреле.

Есть здесь и совершенно необычные решения. Например, куртина между Северной и Южной башнями не прямая, а образует исходящий угол (такой же выступ имела и куртина на юго-восточной стороне). Скорее всего, такое решение применено для того, чтобы ядра попадали в куртину не под прямым углом, скользили и наносили меньше урона. Это нетипично для фортификации Переходного периода (вторая половина XV — начало XVI века), когда куртины обычно были прямыми.

Круглые башни не просто полностью выступают за куртину, но даже соединены с ней небольшими перпендикулярными стенками. Это новаторское решение позволяло значительно увеличить фланкирующий огонь, а выступы позади башен напоминают фланки бастионов. Как и во фланках бастионов, в этих выступах устроены бойницы для флангового огня.

Раньше на самой уязвимой западной стороне замка существовал ров. До наших дней от него не осталось и следа. Но Франческо ди Джорджо уделил рвам большое внимание в своем трактате. И в замке Сан-Лео ров соответствовал описанию и иллюстрациям этого трактата. Более того, полагают, что во рву были устроены капониры — невысокие сооружения с бойницами, позволявшие фланкирующим огнем уничтожать прорвавшегося в ров противника. Это одна из новинок того времени.

Ворота в крепость устроены в стене рядом с одной из круглых башен. Раньше перед воротами находился еще подъемный мост, но до наших дней он не сохранился. Проход представляет собой длинную лестницу с низкими и широкими ступеньками. По такой лестнице, которую часто можно встретить в итальянских замках, можно ехать верхом на коне. Лестница длинная и проходит через несколько отсеков, на которые поперечными стенками поделен двор замка. Перед каждым отсеком устроены ворота. Для того чтобы попасть в цитадель, нужно преодолеть четверо ворот. Кроме того, лестничный пандус в одном из отсеков совершает резкий поворот налево. На всем протяжении лестница просматривалась защитниками, и нежданного гостя ждало много неприятностей.

Вход в цитадель, так называемые Готические ворота, устроен в воротной башне, одной из трех квадратных башен, которые были выстроены еще в конце XIV — начале XV века, когда замок принадлежал семье Малатеста. Вход сделан сбоку башни, причем с правой стороны, как предписывал Витрувий (чтобы противник шел вдоль стены неприкрытым щитом правым боком), и имеет Г-образный проход. В потолке прохода устроено отверстие-машикуль. Через такие отверстия на головы атакующих обрушивали кипяток, раскаленный песок, негашеную известь, даже экскременты, но только не пресловутое кипящее масло или смолу — они были слишком дороги. Поэтому такое можно увидеть только в кинематографе.

Застенок Святого престола

В начале XVII века Сан-Лео перешел во владение Ватикана. Крепость использовали как тюрьму для политических заключенных или считавшихся опасными еретиков.

Самым известным узником замка Сан-Лео стал Джузеппе Бальсамо, более известный под именем графа Алессандро Калиостро. Алхимик, медиум и видный деятель масонского движения, он был самым прославленным магом XVIII века. Он много путешествовал по Европе, побывал и в России.

Внешне невзрачный, граф производил на женщин неизгладимое впечатление, обладал поистине магнетической властью над ними. Фортуна благоволила к авантюристу до тех пор, пока он не бросил вызов католической церкви. Когда он открыл в Риме масонскую ложу с новым египетским обрядом, последовал арест. После долгого судебного процесса инквизиция вынесла ему смертный приговор. Его приговорили к публичному сожжению, но папа Пий VI заменил смертную казнь пожизненным заключением. Граф Калиостро провел в тюрьме Сан-Лео 4 года 4 месяца и 5 дней, большую часть — в карцере, называемом «колодец», с входным отверстием в потолке и видом из зарешеченного окна на церковь. Скончался он здесь же в 1795 году.

Константин СЕРГЕЕВ

Загадки истории » История оружия » Сан-Лео: Орлиное гнездо

, , , ,   Рубрика: История оружия 43 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,182 сек. Потребление памяти:9.06 mb