
Секрет корабельной брони
Российский металлург Василий Пятов изобрел прокатный стан для создания корабельной брони. Но это изобретение нахальнейшим образом присвоили себе англичане. Как же так вышло?
УМЕЛЕЦ ИЗ ЗЛАТОУСТА
Количество изобретений, сделанных российскими учеными в области оборонной промышленности, огромно. Впечатляющий список русских достижений станет раза в три длиннее, если добавить в него те изобретения, которые были нагло «позаимствованы» иностранными промышленниками. И поныне эти изобретения преподносятся в Европе в качестве западных открытий. А имена истинных изобретателей прочно забыты.
Один из таких незаслуженно забытых русских гениев — металлург Василий Пятов. Он родился то ли в 1823, то ли в 1824 году в Златоусте. Сын простого рабочего, Пятов дослужился до управляющего железоделательных и чугунолитейных заводов в Вятской губернии. В 1859 году он разработал способ прокатки броневых корабельных плит. До этого времени такие плиты изготавливались ковкой паровыми молотами, что было делом долгим и хлопотным.
Проект Пятова пришелся как нельзя кстати. На всех верфях мира кипела работа — рождался броненосный флот. Любой заводчик, поставлявший верфям судовую броню, заплатил бы огромные деньги за проект машины, изобретенной Пятовым. Ведь она быстро, словно тесто, раскатывала раскаленные стальные болванки в толстые плиты. Такая машина — первая в мире — была создана в России. Создана талантом Пятова и его помощников — трудолюбивых уральских мастеров-оружейников.
Изобретатель-патриот Пятов обратился в морское министерство Российской империи. «Понимая громадное значение своего изобретения для целого света и убежденный собственным опытом в его возможности, но желая принести особую пользу своему отечеству, — писал он в докладной записке, — прошу допустить меня выполнить свой проект на счет правительства на одном из казенных заводов. Помимо технических преимуществ… предоставились бы миллионные сбережения для нашего государства».
Чиновники-бюрократы из морского министерства, воспитанные на культе всего заграничного, с пренебрежением отнеслись к замечательному проекту. Специально созданная комиссия высмеяла изобретателя, сославшись на то, что за границей так броневые плиты не производят. Мол, куда уж нам, лапотным, если даже в Европе такого не делают!
УШЛЫЙ БРИТАНЕЦ
Да и что было ожидать от чиновников морского ведомства, если долгое время они служили под руководством такого человека, как адмирал Николай Краббе. Этот колоритный персонаж был известен не какими-то особыми флотскими достижениями, а своей коллекцией порнографических изделий. Художник-маринист Алексей Боголюбов писал, что Краббе «был великий охотник до всякого рода сальных рассказов и знатный коллекционер всякой порнографии и похабщины».
Поняв, что у главы морского ведомства ничего не добьешься, Пятов обратился к великому князю Константину Николаевичу, брату императора Александра II. Он считался верховным шефом всего российского флота. Великий князь обещал рассмотреть проект и узнать мнение о нем иностранных промышленников.
Действительно, вскоре Константин Николаевич посетил Англию, где рассказал об изобретении русского мастера тамошнему заводчику Джону Брауну. Ушлый коммерсант, мгновенно оценивший все значение изобретения нашего металлурга, легко уверил великого князя, что проекту грош цена. Все это, дескать, и слишком сложно, и слишком дорого.
А уже через год в городе Шеффилде заработал первый прокатный стан, из-под валов которого выползали толстые стальные плиты. Изобретателем стана был обозначен… Джон Браун!
Британец оформил даже патент на это изобретение. Излишне пояснять, что прокатный стан, якобы изобретенный Брауном, был точной копией пятовской машины.
А вскоре российское морское министерство за громадные деньги купило у Брауна право использовать на русских заводах русское же изобретение. Возмущению самого Пятова и других честных людей, знавших всю подноготную, не было предела. Но это уже не имело никакого значения.
И поныне в западных учебниках создателем прокатного стана для изготовления судовой брони называется Браун. А имя подлинного изобретателя уникальной машины — Василия Пятова — никто и слыхом не слыхивал.
Николай МАНЦЕВ
https://zagadki-istorii.ru