Субмарина судного дня

Автор: Maks Мар 18, 2022

Уверенное поведение России в последнее время на переговорах с западными коллегами обусловлено во многом возросшей военной мощью. Сегодня у России есть такие виды вооружения, которые Запад создаст не скоро. При этом многие из них являются разработками советских времен. К числу подобных относится сверхсекретная подводная лодка АС-12, или Лошарик.

В 1971 году студия «Союзмультфильм» выпустила мультик о лошадке из жонглерских шариков по имени Лошарик. По сюжету, лев и тигр насмехались над ним, заявляя, что он — ненастоящий зверь. Лошарик обиделся и исчез, а потом триумфально вернулся. Кто бы мог подумать, что «ненастоящая» подводная лодка АС-12 повторит судьбу мультперсонажа?

В одну «Калитку»

Концепция подводного доминирования занимала умы оборонных ведомств США и СССР с конца 1950-х годов. Подлодки, в отличие от авиации, могли скрытно доставить оружие в любую точку планеты и определить исход вооруженного конфликта. В 1980-х годах в США были разработаны первые подлодки нового типа «Сивулф». От обычных подводных крейсеров они отличались типом двигателя — вместо гребного винта здесь применялся водометный движитель.

При этом даже для самой богатой экономики мира конструировать такой аппарат было накладно. Янки попросили англичан поделиться с ними разработкой бесшумного двигателя для подлодок типа «Трафальгар», и те откликнулись на просьбу «старшего брата». Чтобы новая подлодка стала еще незаметнее для гидроакустиков, «Сивулф» обшили шумопоглощающим покрытием на основе сверхпрочного бразильского каучука. При особой температурной обработке, а также укладке внутри подлодки и снаружи оно снижало шумность лодки в десятки раз. В общем, янки создали такой аппарат, который мог на «кошачьих лапах» подойти вплотную к любому объекту и вдарить всей мощью. А она была впечатляющей! Каждый «Сивульф» имел по 8 торпедных аппаратов, в которых имелось по 50 крылатых ракет, включая «томагавки» и противокорабельные «гарпуны».

Однако цена создания только одного «Сивульфа» была впечатляющей. Поэтому вместо 12 запланированных лодок американцы построили лишь три. А все потому, что в 1991 году СССР прекратил существование, а вместе с этим отпала и необходимость в постройке сверхдорогих кораблей. Вот только позже янки узнали, что в СССР давно знали об их проекте и готовились дать свой, «асимметричный» ответ.

Не секрет, что уже с конца 1970-х экономика стран соцлагеря испытывала колоссальные перегрузки. В первую очередь это касалось Советского Союза, где экономика не справлялась с потребностями населения, а военное ведомство высасывало из бюджета миллиарды. Поэтому построить такие же подлодки, как «Сивульф», в СССР не могли по экономическим соображениям. Но оставлять себя в дураках в Москве тоже не планировали, а потому стали действовать из соображений знаменитого суворовского изречения: «Не числом, но умением».

Конструкторское бюро «Малахит», расположенное в Ленинграде, в середине 1980-х стало разрабатывать новую секретную подлодку под кодовым названием «Калитка». Главный конструктор проекта Коновалов видел новую разработку продолжением таких перспективных проектов атомных глубоководных станций, как «Кашалот» и «Палтус». Но у «Калитки» были и свои изюминки.

Впервые на арене — Лошарик!

Начало строительства подлодок проекта «Калитка» было положено в 1988 году на военном заводе «Севмаш» в Северодвинске. Первая подлодка АС-12 с заводским №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 16 июля 1990 года. С самого начала разработка и создание подводной лодки велись в условиях повышенной секретности. Количество занятых на строительстве специалистов и инженеров жестко контролировалось на протяжении 15 лет. Кстати, по конструкторской документации, субмарина называется «атомная глубоководная станция», что как бы намекало на ее гражданское применение. Однако она прежде всего была военным объектом, который мог выполнять и сугубо гражданские операции. Например, по сверхглубокому погружению при спасательных операциях.

Глубоководная атомная станция АС-12 ЛошарикНазвание станции было оправдано еще и тем, что подлодку типа АС-12 словно ракетоноситель тащат под собой большие собратья — атомные подлодки специального назначения БС-136 «Оренбург», БС-64 «Подмосковье» или К-329 «Белгород». Ведь длина АС-12 всего-то 60 метров, в то время как ее носители имеют длину за 150 метров. Однако главной изюминкой секретной подлодки типа «Калитка» являлась ее способность погружаться на сверхнизкие глубины. По данным НАТО, это 6 тысяч метров. Но это теоретическое предположение. А практически в ходе похода в Арктику подлодка погружалась на 3 тысячи метров. Сразу отметим, глубины запредельные! Но именно они дают подлодке преимущество обойти противника по низу и ударить по нему, когда он не ждет. То есть если американцы планировали обмануть наших гидроакустиков, создав бесшумную подлодку «Сивульф», то советские конструкторы пошли по-другому пути. Они сделали сверхпрочную лодку, которая способна погружаться так глубоко, как никто в мире. И там, на этих глубинах, уже не властны акустические системы противника.

За счет чего же в КБ «Малахит» создали такой аппарат?! Здесь уместно вспомнить присказку: «Все гениальное — просто!» А именно прочный корпус новой подлодки был собран из нескольких шарообразных отсеков. То есть несколько батисфер, или, по-народному, — шаров из титана, соединили между собой, а снаружи положили оболочку удлиненного легкого корпуса «классической» формы. Благодаря этому прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. Отсюда и неофициальное название — Лошарик. По аналогии с героем одноименного мультфильма 1971 года, который тоже был собран из шариков.

Гонки по океанскому дну

В движение Лошарика приводит ядерный реактор мощностью в 10-15 тысяч лошадиных сил. Он позволяет подлодке развить скорость в 30 морских узлов. Впечатляюще, учитывая то, что она движется под толщей воды. Несмотря на то что до места ее несут старшие собратья типа АПЛ «Оренбург», автономность плавания «Лошарика» составляет несколько месяцев. А экипаж состоит из 25 человек. Причем все они — офицеры. По кодификации НАТО, Лошарик получил «кличку» NORSUB-5.

Интересно, что Лошарик способен не только плавать, но и ездить по океанскому дну. Такую способность конструкторы предусмотрели, позаимствовав шасси и колеса у американского аппарата NR-1. Эксперты НАТО в своих отчетах указали, что глубоководная АС-12 способна находиться на океанском дне и может быть легко трансформирована в «субмарину на колесах», способную перемещаться по дну. Эта способность Лошарика фактически исключает возможность его обнаружения акустическими и магнитометрическими средствами.

Скептики, правда, утверждают, что способность к сверхглубокому погружению Лошарика не несет военного преимущества с практической точки зрения, ведь на глубине уже 500 метров любой боеприпас, будь то торпеда или ракета, превращается просто в железяку. На такой глубине давление воды просто сплющивает все боеприпасы. Однако здесь стоит отметить, что Лошарик и не имеет целей на такой глубине. Его задача незаметно подкрасться к противнику, всплыть на приемлемую глубину и уже оттуда нанести удар.

Тот самый первый Лошарик, заложенный на Севмаше в конце 1980-х, был спущен на воду только в 2003 году. Причина в том, что в 1990-е на строительство подлодок не было денег. Режим Ельцина не предполагал противостояния с Западом, а только подчинение ему. Однако, как говорил еще Александр III, у России есть только два союзника — армия и флот, что и показали дальнейшие события.

Лев КАПЛИН

 

  Рубрика: Война и политика 753 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,275 сек. Потребление памяти:9.66 mb