«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Автор: Maks Дек 1, 2021

Мы не в сказке и потому не разговариваем с зеркалами. Мы считаем зеркала обыденными предметами. Мы вообще не обращаем на зеркало внимания до тех пор, пока не появляется необходимость в него посмотреться. На отражение-то свое мы глядим во все глаза и подолгу, пытаясь привести его в соответствие с нашими ожиданиями. А вот если бы мы некоторое время уделили не отражению, а самому зеркалу, то узнали о нем много интересного.

Бедный Нарцисс

Никто не знает в точности, когда людей стали занимать их отражения. Возможно, первым в истории был мифологический Нарцисс — юноша, обладавший невиданной красотой. Как-то раз он увидел свое отражение в спокойной воде лесного озера и влюбился в него. Не в силах оторваться от прекрасного отражения, Нарцисс перестал есть, пить, спать и заниматься другими жизненно важными вещами. Из-за чего, естественно, и умер.

Эта история интересна для нас не только скрытой в ней моралью, но и тем, что содержит определенный исторический намек. Давным-давно, когда реальные люди, волосатые, грязные, одетые в шкуры и совсем не похожие на Нарцисса, начали интересоваться своей внешностью, к их услугам была лишь водная поверхность. Не такой уж плохой вариант; в безветренную погоду стоячая вода пруда или озера действительно дает четкое, качественное отражение.

Что касается рукотворных зеркал, то самые ранние археологические находки датируют их серединой V тысячелетия до нашей эры. Всего-навсего куски обсидиана (вулканического стекла), но со следами многократной и тщательной полировки.

В более поздние времена появились медные и бронзовые зеркала. Они были небольшими по размеру и очень недешевыми. Кроме того, быстро тускнели и нуждались в частой полировке. И все же живи Нарцисс в настоящей, не мифической Древней Греции или Риме, он мог бы остаться в живых. Водную гладь со своим драгоценным отражением он не мог унести с собой, а с карманным бронзовым зеркалом никаких проблем бы не возникло.

Серебро лучше золота

Прообраз современного зеркала появился в Европе в XIII веке, когда в Венеции научились выдувать сосуды из стекла. Внутрь раскаленного стеклянного пузыря заливалось расплавленное олово. После остывания шар разбивали на куски — эти-то обломки и использовали в качестве зеркал. Отражение из-за кривой поверхности обломков оставляло желать лучшего — но навело венецианских мастеров на мысль сделать плоское стеклянно-металлическое зеркало. Далеко не сразу, а 300 лет спустя эта идея получила свое практическое воплощение.

Венецианцы Андреа и Доминико соединили плоские листы стекла с ртутной амальгамой (амальгама — это сплав ртути с другими металлами). Использование ртути стало настоящим прорывом в деле изготовления зеркал. Ртутная амальгама с примесями бронзы и золота, нанесенная тончайшим слоем на плоское стекло, позволила получить невиданно высокое по тем временам качество отражения.

Одно плохо — стоили такие зеркала как средних размеров парусное судно. Венецианские власти быстро сообразили, что на продаже зеркал состоятельным семействам можно очень хорошо заработать и приняли все меры для охраны «зеркального патента». Андреа и Доминико с семьями были навечно, под бдительной охраной, переселены на уединенный остров Мурано…

Широкую же доступность для населения зеркала получили лишь в XIX веке.

Германский химик Юстас фон Либих в 1835 году открыл новый, недорогой и практичный состав амальгамы — на основе серебра. Его рецепт амальгамы используется и в современном производстве зеркал.

На все случаи жизни

ЗеркалоВ зеркало можно не только смотреться самому.

Если бы кто-то написал книгу под условным названием «1001 способ употребления зеркал», вторую позицию в ней заняли бы разного рода полезные оптические устройства — перископы, телескопы, микроскопы и прочие -скопы. Фото и кинокамеры, видоискатели. Различные медицинские приспособления, чтобы посмотреть, что у человека внутри. И так далее, и тому подобное.

На третьем месте, очевидно, оказались бы лазеры, лабораторные и промышленные — ведь зеркальный резонатор является их неотъемлемой частью. И тут же непременно последовало бы обсуждение возможности использования лазера в военных целях.

Но! Современные лазеры, к счастью, нельзя использовать как оружие на дальних расстояниях — хотя попытки создать некое подобие «гиперболоида инженера Гарина» скорее всего, продолжаются и будут продолжаться. Возможно, потому, что использование вогнутого зеркала как оружия имеет свои исторические корни.

Диодор Сицилийский в своей «Римской истории» пишет о том, как Архимед сжег угрожающий его родным Сиракузам римский флот. Произошло это во время второй Пунической войны (218-201 г.г. до н.э.). Диодор рассказывает, что Архимед, «направив особого рода зеркало на Солнце, собрал пучки его лучей. Благодаря толщине и гладкости зеркала, сумел зажечь солнечным светом воздух так, что возникло колоссальное пламя. Архимед направил лучи на стоявшие на якоре римские корабли, и они сгорели дотла».

Однако попытки современных ученых воспроизвести «зеркало Архимеда» во всей его убойной силе пока не увенчались успехом.

После использования зеркала как потенциального масштабного оружия логично перейти к не менее масштабным, но мирным способам. К примеру, в качестве устройства, развернутого на орбите и позволяющего отражать солнечный свет и освещать определенные участки Земли (города, автострады, зоны стихийных бедствий, боевых действий и т.п.) в темное время суток.

Такой проект действительно существовал в начале 90х годов прошлого века. У нас в России он назывался «Проект «Знамя», или попросту «космические зеркала». В 1993 году был осуществлен пробный запуск первого в мире «космического зеркала», которое было развернуто на орбите в виде 8-лепестковой «ромашки».

К сожалению, эта успешная попытка так и осталась единственной. Хотя идея космических зеркал была признана многообещающей — и, возможно, подобного рода проекты еще будут реализованы.

Займут свое законное место в списке и многочисленные способы использования зеркал в мистических целях — от невинного святочного гадания «на суженого, ряженого» до мрачных ритуалов черной магии.

Читатель, без сомнения, назовет еще множество способов заставить зеркала «работать» на пользу людям (или во вред им). Мы же расскажем еще об одном, малоизвестном, но очень интересном и необычном, на грани фантастики и реальности.

Зеркала Козырева

Если вы поставите два одинаковых зеркала друг напротив друга и поместите между ними небольшой источник света (например, свечу), то вы увидите в отражениях… Но не будем лишать вас удовольствия, попробуйте!

Скажем только, что увиденное в отражениях отражений уже давно наводило некоторых ученых на мысль, что с помощью бесконечного «зеркального коридора» можно попасть в иные пространства. Или, выражаясь точнее, в иные пространственно-временные континуумы. Или хотя бы послать туда сообщение.

Еще более завораживающие «отражения отражений» можно получить, создав сплошное зеркальное пространство — круглую зеркальную комнату, например.

А еще в замкнутом зеркальном пространстве можно заключить… потоки времени. И тому есть (или, по крайней мере, были) экспериментальные доказательства.

В середине прошлого века советский физик и астроном Н.А. Козырев создал зеркальную установку с целью изучения свойств времени. Козырев был убежден, что время — такая же физическая характеристика, как пространство, энергия, тяготение и т.п. Стало быть, оно обладает измеряемыми физическими свойствами, такими как плотность и направленность. Время, по мнению Козырева, может производить энергию и совершать полезную работу. Оно взаимодействует с веществом, оказывает на него давление и даже изменяет структуру. Наконец, время, в отличие от света, распространяется по Вселенной мгновенно.

Козырев утверждал, что опыты были успешными — ему удалось измерить плотность временных потоков и даже доказать, что они обратимы (то есть время может течь и в обратном направлении).

К сожалению, никаких подробностей, кроме того, что ученый предпочитал зеркала с алюминированными поверхностями, не сохранилось до наших дней. Не удалось воспроизвести ни установку, ни сами опыты. Все тетради Козырева с записями хода экспериментов таинственным образом исчезли.

Но ясно одно — Н.А. Козырев, которого называли «Леонардо да Винчи XX века», автор множества выдающихся изобретений (к примеру «люстра Козырева»), не мог сфальсифицировать результаты и выдать желаемое за действительное.

Пока ученые пытаются заново создать установку с алюминиевыми зеркалами и повторить опыты ленинградского физика, некоторые предприимчивые личности стали использовать якобы воссозданные ими «зеркала Козырева» для исправления энергетики организма, чистки ауры, снятия порчи и т.д. А то и вовсе — как «машину времени», позволяющую заглянуть (ни много, ни мало!) в прошлые жизни человека.

Для тех же, кто всерьез интересуется теорией времени Козырева, сохранился его основополагающий труд «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении». Хотя там нет практических указаний по поводу зеркальной «ловушки времени», он все равно читается как захватывающий научно-фантастический роман.

Ольга АРСЕНТЬЕВА

Загадки истории » Люди и вещи » «Свет мой, зеркальце, скажи…»

  Рубрика: Люди и вещи 72 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:35. Время генерации:0,937 сек. Потребление памяти:11.39 mb