Святая Евдокия — хозяйка весны

Автор: Maks Мар 14, 2022

Церковное предание гласит, что много веков назад Господь наделил святую Евдокию Илиопольскую даром воскрешать умерших. А кроме того, Он поручил ей пробуждать землю от зимнего сна. Вот так и стала эта преподобномученица отмерять время наступления теплых денечков да хранить ключи от весенних вод. Неудивительно, что день ее памяти — 14 марта — был важным праздником в календаре русского крестьянина.

Раскаявшаяся блудница

Согласно житию Евдокии Илиопольской, она родилась в конце I века в городе Гелиополе (Баальбек, территория современного Ливана). С юных лет девушка славилась удивительной красотой и слыла самой дорогой блудницей в округе. Со временем Евдокии удалось скопить огромное состояние, превышающее богатства римского наместника города.

Однако встреча с христианским проповедником Германом изменила жизнь грешницы. Случайно услышав поучения этого старца, женщина уверовала в Христа Спасителя. Вскоре грешница, раздав все свои деньги нищим и отпустив на волю рабов, приняла постриг в женском монастыре, что располагался неподалеку от Гелиополя. Здесь строгим аскетизмом и многочасовыми молитвами Евдокия вымаливала прощение у Господа, пока, наконец, не искупила все свои прегрешения.

Спустя несколько лет монахини обители, видя благочестие раскаявшейся блудницы, избрали ее своей настоятельницей. Вскоре наместник города Диоген, решив, что часть своих богатств бывшая куртизанка припрятала в монастыре, распорядился доставить Евдокию к себе во дворец. Но это оказалось непросто. По воле божьей римские воины три дня не могли проникнуть в обитель. Однако святая, желая пострадать за Господа, сама сдалась прибывшим за ней солдатам.

Представ пред наместником, Евдокия поведала мучителю, что раздала людям все свои накопления, но тот, не поверив ей, отдал несчастную в руки палачей. Но тут с небес опустился огненный столп, который превратил в пепел трех солдат Диогена, а ему опалил руку от плеча до кончиков пальцев. И тогда Евдокия принялась молиться за погибших, которые тут же воскресли благодаря ее заступничеству, а наместник получил исцеление. Увидев это чудо, Диоген и его приближенные уверовали во Христа и пожелали принять святое крещение. Однако после его смерти новый наместник Гелиополя пожелал расправиться с необычной монахиней, и по его приказу 1 марта 170 года она была обезглавлена.

К сожалению, сегодня местонахождение мощей Евдокии Илиопольской неизвестно, так как они были утрачены несколько столетий назад. Однако сохранились крохотные частички драгоценных останков преподобномученицы. В нашей стране такие святыни хранятся в московском храме Зосимы и Савватия и Спасо-Евфросиньевском монастыре в Полоцке.

Самый старый новый год

Для наших предков день памяти Евдокии Илиопольской — 14 (1) марта имел большое значение еще и потому, что именно на эту дату выпадал славянский новый год. Испокон веков этот праздник было принято отмечать широко и весело, с народными гуляньями, ярмарками и хороводами. Наши пращуры еще в незапамятные времена славили в первый день весны славянского бога Ярилу, пришедшего, чтобы прогнать суровую зиму, просили у него тепла, удачи и ладной жизни. На рассвете молодежь собиралась на самом высоком пригорке своего селения, для того что бы встретить Ярилу.

Считалось, что утром своего «профессионального праздника» он непременно промчится над землей в истинном облике — представ перед народом как сияющий ярким светом всадник на белом коне с длинной гривой. В деревнях и селах в этот день никто не работал, хозяйки готовили обильное угощение, а на улицах устраивались кулачные и гусиные бои, а также балаганные представления. Ну а ребятишки, славя Ярилу, ходили из дома в дом, пели весенние песни и получали за это лакомства. Однако в 1492 году по указу великого князя Ивана III на русской земле новый год стали отмечать 1 сентября, а «обязанности» бога Ярилы перешли к «весенней» святой — Евдокии.

«Подарки» для святой

Предания гласят, что преподобномученица из Гелиополя самостоятельно решала, когда на землю придет долгожданное тепло. И зная об этом, наши предки всячески старались ее задобрить. Так, дабы порадовать святую, женщины селений накануне ее праздника спешили прогнать зимнюю богиню Марену (Мару). Для этого они с наступлением сумерек снимали с себя одежду и обувь, распускали волосы и, оставшись в одних нижних рубахах, выходили в огород. Здесь они, вооружившись снеговыми лопатами и метлами, принимались бегать по сугробам с громкими криками, призывая суровую небожительницу отправляться восвояси. Считалось, что после таких проводов Морена спешно покидает землю, и задержать ее в мире людей может только исключительный случай.

Специальное угощение плюшки - жаворонкиА вот сельские ребятишки готовили Евдокии другой подарок. Накануне праздника они собирали в лесу хворост (особенно ценились сухие ветки дуба) и складывали свои трофеи в сарае до заветного дня. Наши предки верили, что огонь, «на Авдотью» (так, на русский лад, называли Евдокию) спаливший в печи вязанку сушняка, непременно согреет святую и тем самым приблизит приход тепла. В некоторых губерниях Российской империи ребятишки извлекали из собранного ими хвороста и другую выгоду. Так, в праздничный день они спешили поздравить своих соседей с Авдотьей и преподносили им в подарок несколько сухих веточек. Ну а те в свою очередь должны были отблагодарить детишек лакомством.

Жаворонки, вода и блохи

Ну и, конечно же, в первый весенний день во всех домах повсеместно готовилось специальное угощение. А таковым на русской земле считались испеченные из специального теста птички — «жаворонки», которые также должны -были порадовать Евдокию. Нередко эти «пернатые» принимали участие и в таком обряде. Молодые девушки, собрав в платок еще теплых «жаворонков», спешили на самый высокий пригорок в деревне. Здесь они пели песни «веснянки» и подбрасывали в воздух своих свежеиспеченных птичек. Девушки верили, что даже сей недолгий полет печеных «жаворонков» ускорит возвращение настоящих перелетных птиц, которые принесут тепло на своих крыльях.

Женщины постарше на Авдотью тоже не сидели без дела. Согласно старинным поверьям, в этот день святая наделяет снег, что лежит рядом с проталиной, особой целительной силой. А потому хозяйки старались набрать побольше этого «лекарства» и, принеся его в дом, растапливали на горячей печке. Заветной талой водой женщины в первую очередь обрызгивали все помещения в избе — «чтобы стены дышали», а затем поили ею всех болящих членов семьи. Доставалась своя часть заветной влаги и курицам-несушкам, так как считалось, что выпив ее, те круглый год будут обеспечивать яйцами своих хозяев. Остаток же заветного «лекарства» хозяйки прятали в подполе на черный день, дабы в трудный час оно прогнало непрошеную хворь из дома.

Кроме того, Авдотьин день — самое подходящее время для наведения чистоты. А чтобы избавиться от надоевших (и, как правило, порядком расплодившихся) за зиму клопов, тараканов и блох, в деревнях и селах проводился такой обряд. Выпроводив всех домочадцев на улицу, хозяйка поджигала навозную лепешку и окуривала ее дымом все помещения в жилище, читая при этом специальный заговор. Эффективность такого метода сегодня вызывает большие сомнения, тем не менее еще сто лет назад он пользовался определенной популярностью.

На протяжении веков 14 марта считалось на русской земле «бабьим праздником». Ведь не случайно же с наступлением вечера заветного дня молодые замужние дамы подходили к образу Евдокии с особой молитвой, прося святую уберечь их от вдовства. Ну а потерявшие супруга женщины уговаривали Евдокию-Авдотью избавить их от сиротства и ниспослать несчастным вдовицам новое замужество.

Елена ЛЯКИНА

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 111 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,214 сек. Потребление памяти:9 mb