Триумф «Орфея и Эвридики»

Автор: Maks Июн 29, 2019

В 1975 году композитор Александр Журбин написал первую в Советском Союзе рок-оперу «Орфей и Эвридика». Правда, у представителей Министерства культуры термин «рок» вызывал отторжение. Поэтому первую в стране рок-оперу авторы в целях конспирации называли на немецкий манер: «зонг-опера»,то есть опера-песня.

С ошеломительным успехом много лет рок-оперу «Орфей и Эвридика» исполняли на всех крупных сценах страны. Однако, несмотря на огромную популярность, спектакль ни разу не был показан за границей. Тем не менее его наградили зарубежным дипломом «За выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки».

Рожденная в коммуналке

Композитор Александр Журбин потом признавался, что работа над рок-оперой перевернула всю его жизнь. В самом деле, в конце 1960-1970-х годов прошлого века Журбин, аспирант Ленинградской консерватории, как и многие его коллеги, довольно скептически относился к рок-музыке. Свою первую оперу он пытался написать еще лет в 10-12 — по роману Алексея Толстого «Князь Серебряный». Конечно, это были детские забавы. Но потом он занимался только серьезной музыкой: писал сонаты, квартеты, симфонию.

И вот композитора потянуло к рок-музыке.

А произошло вот что: Журбин подружился с руководителем ансамбля «Поющие гитары» Анатолием Васильевым и либреттистом Юрием Димитриным. И все вместе они решили написать рок-оперу. Собравшись в питерской коммуналке за рюмкой чая, долго решали: каким может быть ее сюжет? Может быть, «Мастер и Маргарита»? Тогда этот роман только появился, все его бурно обсуждали. Подумывали и о Шекспире.

Надо сказать, решение написать рок-оперу возникло не на пустом месте: музыканты находились под впечатлением от Эндрю Ллойда Уэббера и его рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». На дворе стоял 1971 год.

У Александра Журбина уже имелась эта редкая в Советском Союзе пластинка — привезли из Лондона друзья. Он знал наизусть всю музыку и слова рок-оперы Уэббера, и они запали ему в душу.

Когда произошла судьбоносная встреча и музыканты горячо спорили, что они могли бы сообща создать, Журбин вдруг предложил: «Может быть, „Орфей и Эвридика»?» И все единодушно сошлись на этом. Композитор, усевшись за пианино, тут же сыграл и даже спел начало: «Орфей полюбил Эвридику, какая старая история…»

Именно этими словами и начинается первая советская рок-опера, положившая начало этому жанру на отечественной сцене. Для конспирации авторы назвали ее зонг-оперой. Надо сказать, прием «зонга» они позаимствовали у драматурга Бертольда Брехта, немецкого антифашиста, жившего в ГДР. Стало быть, и термин «зонг» был социалистическим. Одним словом, опера «Орфей и Эвридика» благополучно прошла цензуру.

Чиновники послушались

Создав музыкальную новинку, авторы, тем не менее, не очень верили, что она станет долгожителем на советской сцене. Александр Журбин потом вспоминал: «Мы думали, что в лучшем случае нам разрешат пару раз ее сыграть и благополучно закроют, как тогда это часто бывало. Но тут случилось следующее: патриарх русской музыки Андрей Петров, а он был очень прогрессивным человеком, пришел на худсовет и сказал, что считает это произведение очень талантливым, что его надо поддержать и всячески пропагандировать, что наконец-то в Советском Союзе появилось свое произведение в этом жанре».

Чиновники от культуры к Петрову прислушались: дескать, ладно, давайте попробуем. Долго искали исполнителя на роль Орфея — главную в спектакле. Задача была непростой: Журбин написал довольно трудную партию для высокого тенора. И вдруг пришел… архитектор, который пел в какой-то самодеятельной группе, сказал, что хочет попробоваться на роль одного из певцов. Это был Альберт Асадуллин. Когда Журбин прослушал его, он сразу понял: это и есть Орфей.

Триумф «Орфея и Эвридики»Потом зрители буквально влюбились в его сильный, чистый голос с огромным диапазоном. А образ прекрасной Эвридики воплотила в спектакле солистка ВИА «Поющие гитары» Ирина Понаровская, окончившая к тому времени Ленинградскую консерваторию.

Отдельного рассказа заслуживает исполнитель роли Харона Богдан Вивчаровский — это единственный советский и российский артист, который в 2001 году за работу в рок-опере получил звание заслуженного артиста России. Обладатель мощного бархатного баритона играл эту роль со дня премьеры на протяжении более 30 лет!

К сожалению, видеозаписи первого спектакля не сохранилось. А альбом из двух пластинок, выпущенный фирмой «Мелодия», передает лишь звучание голосов и оркестра, но не может дать полное представление о том, что тогда происходило на сцене.

«Здравствуй, песня-опера»

Успех «Орфея и Эвридики» был сумасшедшим: тысячи представлений, десятки городов, где гастролировал с рок-оперой ансамбль «Поющие гитары». В советских газетах публиковались восторженные рецензии. Самое интересное то, что даже в «Правде», не отличавшейся особым либерализмом, вышла подобная статья. Она называлась «Здравствуй, песня-опера». Автор писал о том, что наконец-то в Советском Союзе появилась песенная опера, построенная на традициях песни, что такие вещи нужны советскому народу, что они воспитывают его в духе любви и верности.

Хотя были и другие мнения. К примеру, Дмитрий Кабалевский считал, что это произведение наносит огромный вред советской молодежи, ибо оказывает империалистическое влияние. Были разные закрытые совещания в ЦК КПСС, на которых некоторые товарищи требовали запретить рок-оперу, но были и те, кто отстаивал ее.

А потом оказалось так, что именно рок-опера «Орфей и Эвридика», а не произведения Ллойда Уэббера, стала самым долгоиграющим мюзиклом в истории этого жанра. Она идет в Санкт-Петербургском театре «Рок-опера» под руководством Владимира Подгородинского уже более 30 лет! Кстати, этот театр преобразовался из ансамбля «Поющие гитары». В 1999 году здесь состоялась премьера новой версии спектакля, а в 2000-м зритель увидел премьеру обновленного спектакля, поставленного Альбертом Асадуллиным.

За все время рок-опера «Орфей и Эвридика» пережила восемь театральных постановок, половина из которых были балетами. Основой балетных спектаклей, поставленных на сценах пермского, харьковского и самаркандского театров оперы и балета, а также Ленинградского малого оперного театра, стала фонограмма с записью оперной версии «Поющих гитар».

Как-то Александра Журбина спросили, не намерен ли он осовременить «Орфея и Эвридику», но он ответил отрицательно: «Конечно, сейчас я написал бы оперу по-другому. Потому что вижу, что произведение юношеское: все-таки был я тогда молодым человеком. Но… никогда не надо исправлять то, что написано».

До сих пор находятся люди, бывшие граждане Советского Союза, которые хранят у себя эту затертую виниловую пластинку, с которой — стоит только прикоснуться к ней иглой старого проигрывателя — польется такая трогательная и немного грустная мелодия о любви Орфея и Эвридики.

Алина ДАНИЛОВА

Мировой рекордсмен

2003 году первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика» была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за невиданный доселе рекорд: на момент его регистрации мюзикл, как определили жанр «Орфея» на Западе, исполнялся одним коллективом в 2350-й раз!



, ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,175 сек. Потребление памяти:8.23 mb