Вечный двигатель Орфире

Автор: Maks Июн 12, 2022

В 1755 году Французская академия сделала официальное заявление: отныне любые проекты перпетуум мобиле ни под каким видом рассматриваться не будут. К счастью, Иоганн Элиас Орфире этого не узнал, потому как уже 10 лет находился в могиле. Так и остался он в истории создателем первого и последнего действующего вечного двигателя…

СЕНСАЦИЯ В МЕРСЕБУРГЕ

Точную дату и место рождения Иоганна Элиаса Бесслера, самого себя наградившего романтическим именем Орфире, история не сохранила. Известно только, что жил он в XVIII века и в молодости, будучи изгнанным из монастыря и дезертировав с военной службы, исколесил всю Германию вдоль и поперек, выдавая себя за бродячего лекаря. Принцип лечения этого эскулапа был прост: если больной сам по себе выздоравливал — «Моя заслуга, гоните денежки», если же умирал — значит, пора уносить ноги из города.

Конечно, это работало так или иначе, вероятных исходов-то все равно только два. И вот в городе Аннаберге ему крупно повезло. Он взялся лечить дочку бургомистра. По стечению обстоятельств девушка выздоровела, а вдобавок влюбилась в чудо-целителя и вышла за него замуж. Это было настоящей удачей. Ведь теперь у Орфире были деньги жены, пусть и не слишком большие. Отпала необходимость скитаться по стране, ежедневно рискуя быть побитым, а то и похуже. Орфире смог наконец полностью отдаться своей подлинной страсти, а страстью этой была механика. Он ремонтировал часы, конструировал ярмарочные механические игрушки… Но все это были пустяки. Перпетуум мобиле — вот что занимало ум и время бывшего бродяги-лекаря.

После нескольких лет неустанных трудов машина была построена и даже выставлена на обозрение в городе Мерсебург. Подробных сведений об этой машине уж не найти, но известно, что была она высотой (в пересчете на современные меры) 3,5 метра, работала, как и полагается порядочному вечному двигателю, без всяких источников энергии и поднимала груз до 10 килограммов.

Сенсация громыхнула хоть куда. Со всех сторон съезжались в Мерсебург любопытные посмотреть на диковинную машину. Была создана авторитетная ученая комиссия. Увенчанные лаврами светила науки придирчиво осмотрели аппарат снаружи (внутрь, понятно, конструктор никого не пускал), покачали напудренными париками и вынесли безапелляционное заключение: да, имеем действующий вечный двигатель, сомнений нет…

Правда, нашлись и скептики. Одни утверждали, что машину приводят в движение люди, спрятанные не то внутри механизма, не то в соседней пристройке, другие вообще намекали на содействие сатанинских сил. Но всерьез рассердило Орфире не это. Дело в том, что сперва изобретатель показывал свою машину бесплатно, но затем выставил кружку для пожертвований в пользу бедных. Все ли пожертвования доставались нуждавшимся или нет, но городские власти, узнав об этом, потребовали уплаты налога. Орфире настолько рассвирепел, что пригрозил уничтожить аппарат… Впрочем, до того дело не дошло.

КЛЯТВА РОЗИНЫ

Иоганн Элиас Орфире. Вечный двигательВ 1717 году конструктора пригласил ко двору правящий в Гессенкасселе герцог Карл. Этот просвещенный правитель весьма интересовался механикой, ну а то, что Орфире был в ней сведущ, сомнений не вызывало. Однако все предприятие омрачило досадное происшествие в Мерсебурге. Розина Мауерсбергер, бывшая служанка Орфире, очевидно чем-то им обиженная, начала трезвонить на каждом углу, что знает секрет «вечного движения» и скрывать его не намерена.

Согласно ее утверждениям, механизм перпетуум мобиле находился не в нем самом, а как раз в той самой пристройке, на которую с подозрением косились прежние скептики. Что это был за механизм и как его удавалось подключать к главной машине, девушка объяснить не могла (это так никогда и не стало ясным). Розина рассказывала лишь, что приводить его в действие было «крайне тяжело, ведь приходилось стараться и днем и ночью». Кроме нее, как говорила девица, в помощниках Орфире ходили его брат и еще двое каких-то неизвестных ей людей.

Вот так удар! Он мог бы серьезно подорвать репутацию создателя перпетуум мобиле. Но иных свидетелей, кроме Розины, не нашлось. Расспросить было просто некого. Брат Орфире к тому времени уехал в Америку, а машину по частям перевозили в Гессенкассель. Не искать же «двоих неизвестных»… Что до Розины, то Орфире, во-первых, счел за благо с ней помириться, а во-вторых, заготовил для набожной девушки письменную клятву и заставил подписать. Этот документ настолько любопытен, что, пожалуй, стоит привести его здесь целиком, благо он короток. Вот он.

«Я, Мауерсбергер Анна Розина, клянусь всеведущим Богом и Пресвятой Троицей, что с этой минуты и до самой смерти о поступках и секретах моего хозяина Орфире Иоганна Элиаса никогда никому ни словом, ни письмом не расскажу, а все, что я слышала и видела, навеки сохраню про себя. А если я все же это сделаю либо вообще совершу нечто такое, что пошло бы во вред ему или его доброму имени, то пусть я буду проклята, пусть мою грешную душу постигнет кара небесная, и не будет мне никакого прощения. Аминь».

Итак, инцидент был исчерпан. Слышал ли герцог Карл об этих событиях в Мерсебурге? Очень может быть, что и слышал, отчего нет, слухом земля полнится. Но если у него и возникли какие-то подозрения, Орфире вскоре опрокинул их решающим и совершенно ошеломляющим экспериментом.

ТРИУМФ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

В замке герцога Карла Вайсенштейн готовились испытания нового аппарата, который являлся перестроенным и усовершенствованным вариантом мерсебургской машины. Герцог и его министры отнеслись к предстоящему опыту со всей серьезностью. Машину под их наблюдением разместили в одном из залов, окна и двери заперли и опечатали, приставили сменный караул. При таких условиях, согласитесь, даже самому ловкому фокуснику трудновато было бы с обманом… Когда через восемь недель после начала эксперимента герцог собственноручно снял печати и вместе со свитой прошел в зал, машина по прежнему крутилась, пыхтела и гремела, как ни в чем не бывало. Об успехе опыта герцог выдал Орфире специальное удостоверение, датированное 27 мая 1718 года.

Это все хорошо, но что же дальше? Герцога интересовало практическое применение аппарата, а не только подъем и опускание балласта. Нельзя ли приспособить перпетуум мобиле к какому-нибудь полезному делу? Именно это задание Карл дал Орфире. Тот согласился, но потребовал много времени и много денег. За тем и за другим дело не стало, но герцог вскоре умер, а свою машину изобретатель разобрал, лишив кого бы то ни было возможности задавать ему вопросы. Сам же Орфире писал диссертации о вечных двигателях, к одной из которых даже приложил зашифрованные чертежи с примечанием-напутствием: «Тот, кто в них разберется, постигнет тайну вечного движения». Эти чертежи и сейчас хранятся в библиотеке города Касселя, но либо разобраться в них так никто и не сумел, либо, что вероятнее, разбираться там попросту не в чем…

ТАЙНА ЗАМКА ВАЙСЕНШТЕЙН

Возникает естественный вопрос: какая же все-таки сила приводила в действие машину Орфире? Увы, тут остается только гадать. Если исключить какой-нибудь сверхловкий фокус, то можно предположить, что бывший лекарь задействовал нечто, наподобие очень тугой пружины часового механизма длительного действия. Помните, Розина жаловалась, что ей приходится трудиться и день и ночь? И верно, заведи-ка такую пружину! Хотя, с другой стороны, мало ли что могло вызывать затруднения у девушки? Теперь мы уж никогда не узнаем секрета первого и последнего в истории действующего вечного двигателя. А Иоганн Элиас Бесслер по прозвищу Орфире так и останется единственным человеком, который сумел обвести вокруг пальца и простых горожан, и герцога, и саму Французскую академию…

Андрей БЫСТРОВ

  Рубрика: Гениальные изобретения 104 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,228 сек. Потребление памяти:9.41 mb