Вера нищих индусов

Автор: Maks Янв 23, 2023

Буддизм и джайнизм появились примерно в одно и то же время в IX-VI веках до нашей эры. Хотя сами джайнисты считают, что их учение существовало всегда. Правда, это не мешает им считать его основателем кшатрия Вардхаману, княжеского сына из династии правителей Вадджи. На сегодняшний день разделяют эту веру около шести миллионов жителей Индии.

Согласно легенде, в 568 году до нашей эры Вардхамана в возрасте 31 года вдруг понял истинный смысл всего сущего. Так же как и Гаутама, он ушел из дворца и стал искать собственный путь.

Равнозначный Будде

Для начала следовало избавиться от всего груза прошлого, и он с легкостью избавился от своего имущества, в том числе и от принадлежавших ему земель, и от дворца, и от драгоценностей, и от богатых одежд. И стал ходить в рубище и жить на улице. Благо, в Индии это вполне возможно. Через 13 месяцев кшатрий понял, что и рубище ему не необходимо, так что он скинул с себя все лишнее, то есть стал жить нагишом. В первозданном, так сказать, виде.

И еще 12 лет скитался по Индии и нес свет своего откровения в массы, которые охотно внимали. И у просветленного кшатрия образовалась группа поддержки — такие же голые ученики.

Тела их адаптировались к разным погодным условиям — жаре, проливным дождям, продувным ветрам и относительному холоду. Точнее, они научили свою плоть никак не реагировать на внешние воздействия и были заняты только самоусовершенствованием. Все новомодные ведические принципы они с сарказмом отвергали и считали, что они придуманы для ленивых и изнеженных существ, которые верят во всякие глупости и поклоняются тому, чему не стоит поклоняться, к тому же еще и искажают принципы древней веры.

Словом, последователи Вардхаманы жили под девизом «назад, к вере предков». А предки никаких Вед и пуран не знали, не поклонялись троице главных богов, воплощениям Вишну и священному лингаму Шивы, не верили в крылатую корову Сурабхи и прочих волшебных зверей, а также не тащили на ритуальный костер кровавые подношения в виде животных и людей. Предки жили просто и бедно. И им поэтому было хорошо и комфортно. А вера их была чиста.

Буддизм, конечно, всем хорош. Но Веды он не отрицал, напротив, некоторые школы буддизма на Ведах и строились. Так что ученики Вардхаманы к буддизму относились настороженно. И считали, что именно они и достигают истинного просветления, то есть становятся джаинами. Разумеется, если им удалось преодолеть восемь смертных грехов.

Настоящий джаин не ел по ночам (что и сегодня доктора не советуют делать), не убивал живых тварей, поскольку те обладают душой и можно убить реинкарнированного в них предка, не ел плодов коровьего дерева из-за их млечного сока, похожего на настоящее молоко, не ел ростков бамбука, поскольку это не зерновая культура и не овощ, меда, поскольку это экскременты пчел, разумеется, не ел мяса коровы, да и вообще никакого мяса, не ел цветов, потому что они не предназначены для поедания людьми, не ел масла и сыра, потому что они произведены из молока коровы, ну и конечно — не поклонялся чужим богам, не насиловал чужих жен и не присваивал ничего чужого.

Просветленные или еретики?

ДжайнизмПостепенно вокруг Вардхаманы сложилась крепкая община единомышленников, состоящая из последователей разного происхождения, часть из них была из воинов и купцов, часть из крестьян, часть из браминов, которые тоже отвергали Веды. К концу жизни слава Вардхаманы распространилась по всей Восточной Индии, его стали называть Махавирой, то есть величайшим героем, и Джиной, то есть победителем. Разумеется, победителем, достигшим полного просветления, как Будда. И это обитавшим на той же территории буддистам настолько не нравилось, что Вардхаману и его учеников тут же нарекли еретиками.

У буддистов к тому времени уже и своих-то инакомыслящих хватало, а тут еще джайнисты. Так что они остерегали своих учеников от пути, который предлагает Вардхамана, тем более, что в раннем джайнизме этого кшатрия иногда тоже называли Буддой или же находящим брод Титтхакарой. Последнее имя Вардхаманы даже стало у буддистов обозначать лжеучителей. Вот как они относились к соседству с джайнистами.

Но и в среде самих джайнистов единства не было. Первый раскол в сообществе произошел еще при жизни Вардхаманы в 554 году до нашей эры, когда от общины отделился зять учителя со своими сторонниками, не желавшими подвергать тело излишним мучениям. После смерти учителя в 527 году до нашей эры таких отступников стало больше. И последователи раскололись на два враждебных толка — шветамбаров, то есть носящих белые одежды, и дигамбаров, то есть одевающихся в воздух. Первым практика полного отказа от минимальных удобств казалась излишней, они считали, что просветления можно достичь, не насилуя собственную плоть до такой степени, как их умерший Джина.

Последние во всем следовали примеру учителя. Свою плоть они ненавидели, как и он. Голые, обросшие, страшные, они пугали своим видом обывателей по всей Индии. Местные власти даже издавали законы, запрещавшие хотя бы появляться в людных местах в таком обличии. Жили эти верные ученики в полнейшей антисанитарии, пили прямо из луж и грызли разные дары природы в первозданном виде, то есть без обработки, причем часть овощей и фруктов находилась под запретом, как услаждающая рот. К счастью, сегодня они составляют значительное меньшинство среди джайнистов.

Но истязания плоти не отвергают ни те, ни другие. Все дело в объеме этого умерщвления. Если шветамбары уповали больше на ограничения в еде и истребление тяги к плотским удовольствиям, не отказываясь даже от мытья тела и стрижки волос, то вторые наносили плоти увечья, поскольку плоть должна страдать физически. Боль и страдание — это верный путь к расширению сознания и избавлению от физической оболочки, за которым следует избавление от дурной кармы и в конечном счете выход из круга перерождений. Со временем общение между последователями Вардхаманы так разладилось, что они стали считать друг друга врагами. Единственное, в чем они сходились, — в строительстве многочисленных храмов, на украшение которых не жалели никаких средств.

Как стать праведником

Первые храмы джайнистов ничем не отличались от прочих индийских, их выдалбливали прямо в скалах, используя естественные полости и гроты. Лицевую сторону искусно украшали каменной резьбой. Самые ранние храмы джайнистов находятся в священных для индийцев пещерных комплексах, где они соседствуют с аналогичными индуистскими и буддистскими сооружениями и относятся к VIII-XIII векам. Ничего более раннего, увы, не сохранилось.

Джайнисты традиционно украшают свои постройки кружевной каменной резьбой и статуями тиртханкаров, то есть 24 учителей, последним из которых был Вардхамана. По возможности их делают выше человеческого роста, а иногда и совершенно гигантскими. Если верить этому списку учителей, то первый джаин появился во времена, когда люди еще не умели ни читать, ни писать. Джайны следуют заложенным ими пяти принципам: ахимсе (непричинению вреда другому), сатье (искренности и правдивости), астейе (отказу от стяжания), брахмачарье (воздержанию от секса), апариграхе (отказу от накопления материальных благ). Бога в полном понимании у джайнистов нет. Любой человек может стать сиддхом, то есть достичь абсолютного совершенства и соединиться со вселенским разумом.

Достигают всего этого праведной жизнью, чистотой помыслов, чтением мантр и медитативными практиками. В своих храмах они поклоняются джаинам, арихантам и тиртханкарам, которые смогли победить чувственную природу и стали полными хозяевами собственного сознания, а также их сверхъестественным спутникам якшам и якшиням. От последователей джайнизма требуется верить в само учение, постигать его суть и следовать ему в жизни.

Мирянам запрещено ловить рыбу, охотиться, содержать скот и обрабатывать поля, им положено просто соблюдать правила морали, но даже «запрет на профессии» ограничивает круг последователей. Монахам же намного хуже. Они практикуют суровую аскезу: они должны странствовать, а не жить на одном месте, не иметь личных вещей (вплоть до одежды), не иметь волос (их требуется выдирать с корнем), пить лишь процеженную воду, чтобы не проглотить живое существо, и с той же целью прометать перед собой дорогу и не ходить в темноте — вдруг на кого наступишь. Не удивительно, что джайнизм не стал столь же популярным, как буддизм.

Елена ФИЛИППОВА

  Рубрика: Религии мира 259 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,232 сек. Потребление памяти:9.32 mb