Владыки древней Палестины

Автор: Maks Фев 22, 2022

Римский император Адриан после жестокого подавления в 135 году иудейского восстания Шимона Бар-Кохбы решил навсегда стереть память о государственной независимости Иудеи. Дабы ничего о них не напоминало, он переименовал земли от Средиземного моря до реки Иордан в провинцию Syria Palaestina. Ирония в том, что до семитов эта территория принадлежала народу плиштим, или филистимлянам.

Большинство сведений о филистимлянах сохранилось в иудейских священных текстах. Правда, для евреев филистимляне были злейшим врагом и ненавистным соседом, так что и Библия, и Тора отзываются о них крайне нелестно. Уже в первом упоминании народа плиштим говорится о его происхождении от другого врага иудеев — египтян, и что возник этот народ из-за развращенных египетских нравов, поскольку египтяне вступали в беспорядочные половые связи и жили с чужими женами.

Люди с мечами

Египтяне, которые столкнулись с народом плиштим раньше иудеев и называли его пелесет, тоже его ненавидели — этот народ был воинственным, явился откуда-то с моря на больших кораблях и пробовал захватить Египет. В некоторые годы у берегов Египта то и дело появлялись эти морские разбойники. Приходилось сражаться. Египетское войско, вооруженное бронзовым оружием, проигрывало пришельцам, поскольку те уже умели выплавлять железо. Ассирияне называли их пилисту и тоже не питали к ним приязни.

Но и Египет, и Ассирия были сильными государствами и могли дать отпор. Другое дело — полудикие семитские племена. Из всех названных территорий морским разбойникам удалось закрепиться только на восточном побережье Средиземного моря, на которое имели виды и евреи. Неудивительно, что для последних филистимляне стали злейшим врагом.

Об этнической принадлежности филистимлян известно немного. Египтяне полагали, что они приплыли с Крита. Иудеи считали их потомками народа каслухим, жившего на побережье, восточнее дельты Нила, а предки их явились с какого-то из средиземноморских островов — Кипра, Сицилии, Пароса, того же Крита. Внешне они, очевидно, отличались и от египтян, и от ассирийцев, и от семитов. Археологи в 2016 году нашли этому подтверждение во время раскопок в Ашкелоне: в поздних погребениях превалируют гаплогруппы, характерные для семитов и всего левантийского региона, в ранних — гаплогруппы, характерные для европейцев.

Иными словами, филистимляне мигрировали откуда-то с севера. В Ханаане они появились около XII века до нашей эры, о чем говорят памятники раннего железного века в долине Мегиддо. А спустя пару столетий они уже прочно сидели на побережье и основали там пять крупных и самостоятельных городов, которые объединялись только во время войн, — Ашкелон, Ашдод, Аккарон, Гат и Газу. Организованы они были по принципу греческих полисов и вели оживленную морскую торговлю. Недаром некоторые историки считают, что филистимлянами могли на Ближнем Востоке называться пеласги, выходцы с Крита, или жители Эпира, или даже ионийцы. Однако семитский корень p-l-s означает «вторгаться», «пересекать (границу)». Так что библейский народ плиштим — это просто вторгшиеся чужеземцы.

Культура чужеземцев

До появления чужеземцев на землях будущего Израиля власть там принадлежала Египту. Филистимляне положили этому конец, о чем свидетельствуют следы пожаров и исчезновение культурного слоя в Лахише и Мегиддо в эпоху, когда были изгнаны египтяне. Очевидно, какое-то время города находились в запустении, а потом стали восстанавливаться, причем пришлый народ смешивался с местными племенами. Воины-филистимляне прошлись мечом по иудейским землям, но остановили свой выбор на побережье, где строили совершенно греческие мегароны, храмы с колоннами и залами, соединявшимися с помещениями, где располагались алтари и каменные скамьи. Причем артефакты явно принадлежат разным народам: наряду с египетскими масками рядом находят чаши, украшенные изображениями львиных голов анатолийского типа или же статуэтки, ничем не отличающиеся от крито-микенских. Однако постепенно красно-черная греческая керамика с растительным, звериным или геометрическим орнаментом становится монохромной, более простой. Но, что интересно, семитских предпочтений в пище в филистимских городах не замечено. Напротив, филистимляне охотно ели свинину и даже собачатину. Вину, которое они умели делать, филистимляне предпочитали ячменный напиток — ученые находят во время раскопок сосуды с удлиненными носиками, которые использовались для свежесваренного пива. Вероятно, у соседей эти кулинарные изыски вызывали глубокое отвращение.

ФилистимлянеРелигия филистимлян тоже казалась иудеям отвратительной. Единого бога они не знали, зато поклонялись Дагону — богу плодородия, которого изображали с телом рыбы. Дагон отвечал за хороший урожай, считался изобретателем плуга, а также отвечал за снабжение посевов регулярным дождем. Культ Дагона был распространен по всему Ближнему Востоку, и у кого именно переняли его филистимляне, сказать трудно. Главные храмы Дагона находились в Газе и Азоте. Не менее популярным у филистимлян был и Баал-Зебуб, соединивший черты греческого Зевса, Диониса, Ареса, Аполлона и Нептуна. Он отвечал и за небо, и за военные победы, и за сияние солнца, и за морские воды, и за бури с грозами, а также выступал еще и в качестве бога-лекаря Асклепия.

И, если судить по Библии, иудеи тоже отправлялись в храм Баал-Зебуба в Аккарон, чтобы просить у него исцеления. Разумеется, это не нравилось иудейским священнослужителям. Одному нечестивцу Иегова так и сказал: «…с постели, на которую ты лег, не сойдешь, но умрешь». И в конце концов в иудаизме Баал-Зебуб превратился в демона Вельзевула. Поклонялись филистимляне и супруге Баал-Зебуба Деркето, или Атаргатис, отвечавшей за все, что связано с Луной, женской сексуальностью и любовью. Большие праздники, посвященные богине, вызывали у соседей ужас: никакого благочестия, совершеннейший разгул — храмовая проституция и многолюдные оргии.

Филистимское Пятиградие

Но больше всего иудеям не нравилось, что филистимляне имеют хорошо вооруженное войско и побеждают в битвах. Сражаться с таким противником они побаивались, и даже Авраам, согласно Библии, заключил с филистимским царем Авимелехом и его потомками вечный мир, который был продлен и при сыне Авраама Исааке. Но вечный мир был отнюдь не вечным. Уже во времена Самсона начались войны с могучим соседом. Филистимлянам удалось захватить земли у колена Иуды, разбить иудеев в битве при Авен-Езере и даже захватить святыню израильтян — Ковчег Завета. Правда, последнее на пользу им не пошло: начались повальные болезни и смерти, и филистимляне вернули Ковчег хозяевам. Иудеям страшно не везло в войнах с соседями, в битве на горе Гильбоа погибли и Саул, и его сыновья.

Только будущий царь евреев Давид смог остановить экспансию филистимлян. Согласно легенде, он вызвался драться один на один с великаном из Гата Голиафом. Было это или нет, сейчас сказать сложно, но под командованием молодого Давида иудеям действительно удалось разбить войско филистимлян и гнать его до стен родного города. Давид наладил отношения с Египтом, упрочил свою власть и не пускал филистимлян дальше границ своего государства. Он даже умудряется присоединить Пятиградие филистимлян. Но при последующих правителях городам удается вновь вернуть независимость, хотя и ненадолго, поскольку у филистимлян появляется враг гораздо более опасный, чем иудеи.

Ханаан и Пятиградие захватывает ассирийский царь Саргон, затем вторгаются войска Навуходоносора, а потом на 200 лет утверждается власть персов и мидян. Города полностью теряют независимость, население Газы, Гата, Аккарона, Ашдода и Ашкелона уничтожается, уводится в плен, заменяется ассирийцами, вавилонянами, персами, мидянами, и уже к IV веку до нашей эры города утрачивают не только самостоятельность, но и культурную самобытность. А последний удар наносит завоевательный поход Александра Македонского. Последний уцелевший в исторических перипетиях город филистимлян Газа оказывается на пути царского войска. Александр, разумеется, берет его штурмом. На этом славная история филистимлян подходит к концу.

Во II веке, когда император Адриан переименовывает Иудею в Палестину, о филистимлянах помнят разве что историки. В Газе давным-давно живут греки, Ашдод, разрушенный римлянами в 66 году, превратился в деревню, Ашкелон и Гат ничем не отличаются от прочих сирийских городков, а Аккарон, сожженный еще Навуходоносором, зарос сорной травой.

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Исчезнувшие цивилизации 73 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,218 сек. Потребление памяти:9 mb