Внучка «Катюши»

Автор: Maks Мар 28, 2022

Одной из самых известных реактивных систем залпового огня (РСЗО) стала построенная еще во времена СССР боевая машина БМ-21 «Град». Она уже более полувека стоит на вооружении советской и российской армии, вполне успешно справляясь с поставленными перед нею задачами.

БМ-21 поучаствовала почти во всех войнах второй половины XX века и начала XXI века. Она была популярна не меньше, чем ее славная предшественница — знаменитая «катюша», наводившая страх на врага во время Великой Отечественной войны.

«Тайфун» из Пенемюнде

Удивительна история появления этого оружия. Дело в том, что основа для всех РСЗО — реактивный снаряд, запускаемый в цель с направляющей. Реактивный же снаряд БМ-21 был… трофейным.

Дело в том, что в конце Второй мировой войны военные инженеры Третьего рейха начали работу над семейством неуправляемых зенитных ракет, получивших наименование «Тайфун». Разрабатывалось же это чудо-оружие в ракетном центре в Пенемюнде, там, где создавалась нацистская баллистическая ракета V-2. Точная дата начала работ над проектом «Тайфун» неизвестна. Можно лишь констатировать, что в конце 1944 года первые опытные образцы неуправляемых зенитных ракет были продемонстрированы комиссии министерства авиации нацистской Германии.

«Тайфун» представлял собой 100-миллиметровую ракету с жидкостным («Тайфун-F») или твердотопливным («Тайфун-Р») двигателем, 700-граммовой боевой частью и установленными в хвостовой части стабилизаторами. Стабилизаторы имели небольшой угол наклона относительно горизонтальной плоскости сопла, что придавало ракете вращение в полете. Таким способом реактивный снаряд был более устойчивым во время движения к цели. Винтовыми были и направляющие, с которых запускались ракеты, — они придавали «Тайфуну» дополнительное вращение, тем самым повышая кучность стрельбы. Реактивный снаряд взлетал на высоту 13-15 километров и в теории мог стать грозным зенитным оружием.

Пока немецкие инженеры в Пенемюнде лихорадочно испытывали ракету «Тайфун», их коллеги с завода «Шкода» в Пильзене разработали для нее пусковую установку. В качестве шасси взяли лафет 88-миллиметровой зенитной пушки, которая массово производилась на заводах Третьего рейха. На него устанавливали 24 или 30 направляющих. С помощью направляющих, установленных на лафете зенитки, можно было вести круговой обстрел при больших углах возвышения, что и требовалось для залповой стрельбы неуправляемыми зенитными ракетами. Но нацистские кураторы очередного чудо-оружия опоздали. До конца войны серийный выпуск «тайфунов» так и не был налажен. Во всяком случае, сведений об их боевом применении найти не удалось.

С небес на землю

После окончания Второй мировой войны секретные разработки военных инженеров нацистской Германии попали в руки победителей. СССР получил несколько образцов «тайфунов». Они были переданы в КБ-2, которое ради пущей секретности было создано при… министерстве сельскохозяйственного машиностроения. Так что старый советский анекдот про «сеялки и веялки с вертикальным взлетом» появился неспроста.

Позднее КБ-2 объединили в 1951 году с заводом №67 — бывшими «Мастерскими тяжелой и осадной артиллерии». Объединенное КБ стало называться Государственным специализированным НИИ-642, и проектированием ракетного оружия стал заниматься будущий академик, дважды Герой Социалистического Труда, создатель знаменитых ракетных комплексов «Пионер» и «Тополь» Александр Надирадзе.

Под его началом был разработан отечественный вариант «Тайфуна», получивший наименование «Стриж». Он был испытан на полигоне Донгуз, где отрабатывались все виды систем ПВО. Но ни большая мощность залпа, ни солидный вес боевой части «Стрижа» не смогли компенсировать его главный недостаток — малую высоту стрельбы и неуправляемость.

Представители командования ПВО отметили, что, «вследствие малой досягаемости снарядов «Стриж» по высоте и дальности, а также недостаточного выигрыша в эффективности стрельбы комплекса по сравнению с одной-тремя батареями 130- и 100-мм зенитных пушек при значительно большем расходе снарядов, реактивная зенитная система не может качественно улучшить вооружение зенитных артиллерийских войск ПВО страны. На вооружение Советской армии для оснащения частей зенитных артиллерийских войск ПВО страны систему РЗС-115 принимать нецелесообразно».

Тем не менее, среди военных нашелся человек, который оценил возможности применения многоствольной пусковой установки с реактивными снарядами не против самолетов, а по наземным целям. Вероятно, на эту мысль его натолкнуло зрелище «стрижей», стартующих из ста двадцати стволов, — наверняка оно напомнило ему залп батареи «катюш».

К тому времени у стоявших на вооружении Советской армии РСЗО были обнаружены недостаточная мощность залпа и дальность стрельбы. Более легкие БМ-14 и БМ-24 могли выпустить разом 16 и 12 реактивных снарядов соответственно, но дальность их стрельбы не превышала 10 километров. Более мощная БМД-20 с 200-миллиметровыми оперенными снарядами стреляла почти на 20 километров, но могла за один залп выпустить всего четыре ракеты. А новые тактические задачи требовали от реактивной системы залпового огня эффективную дальность стрельбы 20 километров, при этом суммарная мощность залпа РСЗО должна была вырасти как минимум вдвое.

Партия сказала — надо!

Боевая машина БМ-21 «Град»К тому времени пришедший к власти Никита Хрущев приоритетом развития вооружения для Советской армии посчитал ракеты. Не важно, что при этом ракетное оружие порой развивалось в ущерб всем остальным видам вооружения, прежде всего артиллерии и авиации.

Разработка системы РСЗО была передана тульскому НИИ-147, которое возглавил Александр Ганичев. Именно там и довели до ума «Стриж».

Главное артиллерийское управление Минобороны выдало в начале 1962 года тактико-технические требования на создание полевой реактивной системы «Град». Первые две боевые машины, созданные на базе автомобиля «Урал-375Д», были представлены военным из Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны СССР в конце 1961 года. Через три месяца, в марте 1962 года, на артиллерийском полигоне «Ржевка» под Ленинградом начались полигонные испытания «Града». А год спустя, 28 марта 1963 года, разработка БМ-21 закончилась принятием постановления Совета Министров СССР о постановке новой реактивной системы залпового огня «Град» на вооружение.

Спустя еще десять месяцев, 29 января 1964 года, появилось новое постановление — о запуске «градов» в серийное производство. А 7 ноября 1964 года первые серийные БМ-21 приняли участие в традиционном параде по случаю очередной годовщины Октябрьской революции. Глядя на новые образцы советской боевой техники, ни москвичи, ни иностранные дипломаты и журналисты, ни даже многие военные — участники парада не догадывались, что в действительности ни одна из них не способна к полноценной боевой работе из-за того, что на заводе просто не успели вовремя получить и установить электропривод артиллерийской части.

А через пять лет, 15 марта 1969 года, «грады» впервые поучаствовали в реальных боевых действиях. Случилось это во время боев за остров Даманский на реке Уссури, где советским пограничникам и военным пришлось отражать атаки китайской армии. После того как ни пехотной атакой, ни танками китайских солдат так и не удалось вытеснить с захваченного острова, решено было применить новую артиллерийскую систему. В бой вступил 13-й отдельный реактивный артиллерийский дивизион под командованием майора Михаила Ващенко, входивший в состав артиллерии 135-й мотострелковой дивизии. После того как «грады» дали залп по Даманскому, китайцы в течение десяти минут потеряли, по разным данным, до 1000 человек только убитыми. Не менее сильным оказался и психологический эффект — после залпа «градов» подразделения НОАК обратились в бегство.

Как он был устроен

В состав полевой реактивной системы М-21, более известной как РСЗО «Град», входит боевая машина БМ-21 на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д». Позднее была создана боевая машина БМ-21-1 на доработанном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320».

Сама установка находится в задней части транспортного средства. Она представляет собой пакет с рядным набором трехметровых трубчатых направляющих. По диаметру размер трубы выполнен чуть больше калибра снаряда — 122,4 мм. Установка расположена на вращающемся основании, дающем возможность производить наводку в горизонтальной и вертикальной проекции. Помимо залпа возможно применение одиночных выстрелов.

БМ-21 может использовать реактивные снаряды следующих типов: осколочно-фугасные; зажигательные; осколочно-фугасные с отделяющейся головкой; химические; дымовые; кассетные с противотанковыми минами; кассетные с противопехотными минами; высокоточные снаряды.

В батарею РСЗО «Град» входит комплекс управления «Береза», расположенный на ГАЗ-66. Руководить запуском ракет можно с помощью выносного пульта или при помощи кнопок управления, расположенных в кабине. Угол наводки по вертикали расположен в диапазоне 0-55 градусов.

БМ-21 способна уничтожить врага, находящегося как на открытой местности, так и в укрытии. Она может поражать транспортные средства и бронетехнику, артиллерийские и минометные расчеты, КПП, склады вооружения и боеприпасов. БМ-21 накрывает своим залпом площадь 145 квадратных метров.

Дальность стрельбы зависит от типа снаряда. Максимальная при стрельбе осколочно-фугасными боеприпасами — до 40 км, при стрельбе высокоточными боеприпасами дальность стрельбы на 8 км меньше. Время для производства одного залпа — 20 секунд. После залпа расчет БМ-21 в течение трех с половиной минут переводит установки из боевого в походное положение. Перезаряжание пакета направляющих производится вручную и занимает 10 минут.

Где воюют, там и он

Установка «Град» использовалась во множестве военных конфликтов в Азии, Европе и Африке. Также ее использовали в ходе боевых действий в Чечне, Карабахе, Южной Осетии, Абхазии и Донбассе.

Одной из самых заметных страниц участия БМ-21 в Африке стала битва при Кифангондо 10 ноября 1975 года. В ходе боя четыре установки «Град», управляемых кубинскими экипажами, дали два залпа по 2500 войск ФНЛА, Заира и ЮАР, форсирующих реку. В результате удара были уничтожены практически все бронемашины и джипы с безоткатными орудиями, было убито 345 боевиков ФНЛА, 50 солдат Заира и неизвестное число юаровцев, а наступление остановлено. Это позволило Анголе провозгласить независимость. Так «Грады» фактически спасли страну.

За время серийного выпуска только в Советскую армию было поставлено 6536 боевых машин. На экспорт было изготовлено еще не менее 646 машин. К 1995 году, уже после завершения серийного производства, более 2000 боевых машин БМ-21 находились на вооружении 50 стран мира.

Александр ЕГОРОВ

  Рубрика: История оружия 266 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,196 сек. Потребление памяти:9.03 mb