Возвышение Златоглавой

Автор: Maks Авг 6, 2019

Появление любого исторического феномена имеет свои объективные причины. Так было и с нашим государством, и со столицей. Ведь не случайно маленький провинциальный город Москва стал столицей великой державы?

Москва была не единственным кандидатом на роль столицы. Хватало и других. Более сильных как в военном, так и в экономическом отношении. Но здесь необходимо учитывать несколько важных деталей.

Люди нового типа

Став при сыне Александра Невского, Данииле, столицей независимого княжества, Москва (она же Московъ, она же Кучково) довольно быстро превратилась в один из главных центров окончательного оформления нового крупного этноса — великороссов.

Московские князья, в силу того, что возглавили самостоятельный народ, оказались у истоков новой государственности. Это, естественно, заставило их приобретать определенные качества. Сделало людьми совершенно нового типа! Наконец, Московское княжество по ряду обстоятельств (историкам вполне понятных!) к середине XIV века практически превратилось в церковную столицу Руси. Это, с одной стороны, поднимало его на качественно новый уровень экономического и культурного развития. Но с другой, требовало полной мобилизации сил.

Началось все с того, что к середине XII века Киевская Русь (бывшая незадолго до этого сильнейшим государством Восточной Европы!) заметно ослабела. Главной причиной были княжеские междоусобицы, носившие порою очень ожесточенный характер. Что в подобных ситуациях начинается? Какая-то реорганизация. А первым шагом к таковой может оказаться (и, как правило, оказывается!) перенос политического центра.

Какая часть Киевского государства взяла на себя непростую роль нового сердца нашей земли? Известная как Владимиро-Суздальское княжество, или просто Суздальская Русь. О ней немного подробнее.

Под властью Боголюбского

Активно обживать этот регион восточные славяне начали при сыне Владимира Мономаха — Юрии, получившем прозвище Долгорукий. Возводили города, прокладывали дороги. Для всех этих работ требовалось много людей. Начали привлекать местное население (а населяли тот лесистый край народы финно-угорской группы). Результат: появилась новая народность — великороссы. А, значит, открылись новые перспективы!

Уже при Андрее Боголюбском главным центром молодого княжества стал Владимир-на-Клязьме. Андрей основательно расширил и укрепил этот городок. А еще возвел там несколько просторных храмов. Из них самым лучшим был Успенский собор (в котором князь поместил чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим апостолом Лукой). Вскоре это величественное сооружение стало главной святыней не только Владимира, но и всей Суздальской Руси.

Давая характеристику Боголюбскому, известный ученый начала XX века Сергей Платонов точно подметил, что он «представлял собою новый тип князя, стремившегося к единовластию не только в своей семейной вотчине, но и во всей Русской земле. Все те, кто стоял за старые привычные порядки, не любили Андрея, напротив, люди, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в Андрее идеал государя».

Возвышение ЗлатоглавойКнязь-реформатор добром не кончил. Его убили приближенные, которым мешали новые порядки. Опять начались междоусобицы. В конце концов, к власти пришел младший брат Андрея Всеволод III (Всеволод Большое Гнездо). Именно при этом умном и решительном правителе начался подлинный рассвет Владимиро-Суздальского княжества. Оно надежно (и надолго!) заняло лидирующее положение. Практически контролировало всю Русскую землю.

Неизбежен вопрос: в чем главная причина такого успеха? А в том, что на политическую арену вышел новый народ (метисация свое дело сделала, постоянная борьба тоже!). Свободный и гордый, научившийся побеждать!

Москва, заметное усиление которой началось при Иване Калите, была, по сути дела, наследницей Суздальской Руси. Та же территория. Тот же этнос. Владевшие городом князья, несомненно, понимали, что это обстоятельство можно использовать для укрепления своего авторитета. Как? Да очень просто. Создавать впечатление, будто они продолжают дело славных предков — владимирских князей. Русский народ страшно устал от грызни амбициозных князьков и набегов агрессивных соседей — литовцев и татар. Он ждал прихода смелого справедливого вождя, который выведет страну из затянувшегося кризиса, поможет ей вновь стать сильной, процветающей.

Для этого надо было воевать. Но не забывая про осторожность. Ведь силенок пока явно маловато!

Рука церкви

Первый решительный шаг в этом направлении был сделан при Дмитрии Ивановиче (будущем Дмитрии Донском). Московское княжество в 1362 году без видимых причин начало упорную войну с Нижегородско-Суздальским. Чем кончилось дело? К московским землям был присоединен Владимир. Нет никаких сомнений, что деятельный князь (больше, впрочем, его мудрые советники!) решил показать свое родство со старыми владельцами этих краев. А главное — горячее стремление продолжить их великие дела!

Следующий серьезный шаг — знаменитая Куликовская битва. То был эффективный (хотя и жестокий!) способ сплотить жителей нашей земли. И заставить их поверить в особую роль Москвы!

Бесспорно, с точки зрения военного историка этот ход был самой обычной авантюрой. Одержать полную победу над таким противником, как Орда, Русь тогда не могла. Да, но был повержен другой страшный противник — страх! Жители наших земель уже поверили в себя. И поняли, что пора забыть старые обиды и объединиться. Умнее всего — вокруг Москвы!

Хорошую характеристику Куликовской битве дал академик Лихачев. Приведем его слова: «Куликовская победа имела огромное национальное значение. Именно Москва организовала сопротивление Золотой Орде. Дмитрий Донской, защищая не одно только свое Московское княжество, но всю Русь, выступил вперед и встретил золотоордынское войско за рубежами Руси — в «диком поле». Именно здесь, у Непрядвы и Дона, решался вопрос о том, вокруг какого княжества объединяться русскому народу».

Да, рассчитанные ходы Дмитрия дали свои результаты. К концу его правления положение Москвы изменилось очень заметно. Теперь она большинством простых людей воспринималась как новая столица всей Руси!

Не надо, однако, думать, что потомки Калиты добились таких блестящих результатов исключительно благодаря своим личным качествам — отваге, изворотливости и упорству. Дело было в другом. Московские князья нашли очень сильного союзника. Более сильного, чем Литва или Орда! А именно — Русскую православную церковь. Это стало поворотным моментом в их жизни. Да и в жизни всей Руси.

С чего началось? В Москву, где тогда правил расторопный Иван Калита, перебрался умный и авторитетный митрополит Петр (который, кстати, прославился как настоящий чудотворец). Город стал важным религиозным центром. Это автоматически повысило его рейтинг.

Петр времени зря не терял. Начал проповедовать, наставлять горожан. А главное — основал величественный Успенский собор. Подобный тому, который был во Владимире! Этим, конечно, лишний раз хотели подчеркнуть, что московские князья продолжают великое дело владимиро-суздальских правителей — собирают русские земли. И твердо стоят за веру предков — православие.

Уже при Дмитрии Донском в Москве обосновались такие титаны, как митрополит Алексий и игумен Сергий (Сергий Радонежский). Был сделан новый рывок. А к концу XIV века город оказался средоточием как политической власти, так и духовной.

Усиление роли церкви нельзя считать случайным. Князья, не сумевшие защитить родную землю от татар и литовцев, к XIV веку перестали пользоваться доверием народа. Вот тогда все и вспомнили про «батюшек»! Совершенно прав был наш известный историк Лев Гумилев, находивший, что «русская православная церковь как общественный институт стала выразительницей надежд и чаяний всех русских людей независимо от их симпатий к отдельным князьям».

После превращения Руси в Россию власти продолжали активно сотрудничать с духовенством (в лице его передовых представителей). И дело тут было не в набожности. Набожность для большинства политиков всегда оставалась только маской! Просто не существовало другого надежного способа обеспечить стабильность.

Петр ВИНОГРАДОВ

Загадки истории » Исчезнувшие цивилизации » Возвышение Златоглавой

, ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,148 сек. Потребление памяти:8.19 mb