Житие патриарха Никона

Автор: Maks Май 16, 2022

Личность патриарха Никона настолько выделяется из череды однотипных церковных иерархов XVII века, насколько выделялся, к примеру, царь Иван Грозный из череды «скучных» московских Рюриковичей. Между этими двумя фигурами допетровской истории действительно много общего: природная телесная мощь, непомерное властолюбие, кипучий темперамент и беспощадная жестокость к противникам.

Выходец из семьи обрусевших финно-угров, Никита Минов (будущий Никон) с детства узнал «почем фунт лиха». Родная мать Никиты умерла вскоре после его рождения (будущий патриарх появился на свет в 1605 году). Никиту воспитывала мачеха — вторая жена отца. Воспитание заключалось в том, что она избивала пасынка, морила голодом и даже, будто бы, пыталась убить.

Кремлевская «закулиса» XVII века

Единственным спасением было бегство. Никита ушел «обучаться грамоте» в Желтоводский Макариев монастырь. Повзрослев, Никита принял сан священника, а в возрасте 30 лет постригся в монахи под именем Никон. В 1643 году, в возрасте 38 лет, Никон достиг первого серьезного поста в своей духовной карьере — он стал игуменом Кожеозерского монастыря в Архангельской области.

По традиции, каждый новопоставленный игумен должен был явиться в Москву — «представиться» царю. Никон произвел на молодого богобоязненного царя Алексея Михайловича сильное впечатление. Самодержец велел перевести Никона в Москву — поближе к, царскому двору. Так Никон стал архимандритом столичного Новоспасского монастыря.

В апреле 1652 года умер патриарх Иосиф. А в июле 1652 года Никон был торжественно возведен на престол патриарха Московского и всея Руси.

Никону удалось занять исключительное положение при особе Алексея Михайловича. Этот религиозный и нерешительный царь, прозванный в народе Тишайшим, благоговел уже перед ничем не примечательным предшественником Никона — патриархом Иосифом. Как же он мог устоять перед обаянием и натиском Никона — этого «православного Демосфена»? Ведь даже недоброжелатели патриарха признавали за ним большой ораторский талант и волевую целеустремленность первоклассного политика.

Во время своей интронизации Никон добился от царя обещания не вмешиваться в дела Церкви. Но это было не проявлением «православного рвения», а лишь очередным доказательством непомерного честолюбия владыки. Никон органически не мог терпеть над собой чьей-либо власти — даже царской. Про Никона говорили, что он, будто бы, мечтал присвоить себе титул Папы, которым в древности пользовались не только римские, но и некоторые восточные патриархи.

Семейные тайны Романовых

Патриарх НиконЧто-то было в Никоне не только от Ивана Грозного, но и от Петра I. Та же тяга к радикальной ломке старины — не считаясь ни с чем, не гнушаясь никакого насилия, не признавая никакого противоречия.

Народная молва неожиданным образом связала эти два великих имени — Никона и Петра. Еще при жизни Петра пошла гулять легенда, что будто бы истинным отцом Петра был не тишайший Алексей Михайлович, а грознейший патриарх Никон. В него, мол, Петр и пошел своим свирепым нравом.

Современная историческая наука не подтверждает мнимого «отцовства» Никона. Но сам факт появления таких слухов знаменателен. Фигура Никона настолько выбивалась из безликого фона Московской Руси, что казалось вполне уместным «породнить» ее напрямую с Петром I — этим «революционером на троне», как называл его Герцен.

Украина «раскалывает» Россию

В первые годы патриаршества Никона между ним и государем царило полное единодушие. Вскоре после интронизации патриарх начал свои знаменитые церковные реформы, которые привели Русскую православную церковь к серьезнейшему кризису, какой она только знала за всю свою историю, — к Расколу.

Исходной точкой Раскола стал, как ни странно, «украинский вопрос». «Добровольно-принудительное» присоединение Украины в 1654 году (а обсуждение возможностей такого присоединения началось задолго до этого) поставило перед центральной властью новую проблему. Дело в том, что украинское православие (равно как и греческое, и болгарское, и сербское) в своей обрядовой части сильно отличалось от московского. Чтобы создать действительно единое государство, нужно было или Украину заставить изменить свои обряды, или измениться самим. Никон выбрал второй вариант.

На деталях никоновской реформы мы останавливаться не будем. Главное, что русское общество в значительной своей массе этих изменений не приняло.

Двум царям не быватъ!

Непомерные амбиции неизбежно должны были привести патриарха к столкновению с царской властью. Каким бы «тишайшим» ни был Алексей Михайлович, но добровольно отказываться от власти в пользу первосвященника, пусть и талантливого, не стал бы и самый дегенеративный монарх.

Патриарх Никон становился опасен и для правящей верхушки. Он был богатейшим собственником на Руси после царя. В его подчинении находилась вся экономическая мощь Русской православной церкви. В своих владениях Никон играл роль абсолютного монарха, не сдерживаемого никакими законами: за мельчайшую провинность архимандритов и протопопов заключали в оковы, гноили в подземных тюрьмах.

Никон добавил в свой патриарший титул слова «Великий Государь» — чего не было ни до него, ни после. Власть патриарха Никон сравнивал со светом Солнца, а власть царя — со светом Луны, которая светит лишь отраженным солнечным светом.

Было очевидно: Никон стремится утвердить главенство патриаршей власти (своей, никоновской власти!) над властью самодержца.

Рано или поздно царь Алексей Михайлович должен был сказать «Хватит!» — если он не хотел превратиться в вассала московского патриарха. А царь этого, конечно же, не хотел.

В 1658 году Никон вынужден был покинуть Москву и укрыться в Новоиерусалимском монастыре. Однако сана с себя не сложил — чем изрядно осложнил дело для своих политических противников.

Времена, когда с верхушкой русской церкви можно было не очень-то церемониться, закончились со смертью Ивана Грозного. Поэтому процесс избавления от «строптивого монаха» затянулся на годы. Царю и его приближенным пришлось созывать в Москве церковный Собор с участием восточных патриархов — Антиохийского и Александрийского. И лишь решением этого собора, с соблюдением всех необходимых формальностей, Никон был лишен патриаршего достоинства и низведен в простые монахи.

После соборного суда Никон был сослан сначала в Ферапонтов Белозерский монастырь, затем его перевели в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в его любимый подмосковный Новоиерусалимский монастырь. На пути к нему, в августе 1681 года бывший патриарх скончался.

Денис ОРЛОВ

  Рубрика: Религии мира 131 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,241 сек. Потребление памяти:9.41 mb