Профессия — творить чудеса

Автор: Maks Авг 3, 2019

Вряд ли святитель Николай Чудотворец в самых чудесных снах, какие нередко его посещали, мог предположить, что станет одним из самых почитаемых святых в далекой и неприветливо холодной северной стране — России. По количеству посвященных ему храмов он уступает здесь только Богородице. В одной лишь Москве их 18.

Жившие бездетно в городе Патаре Ликийской области Римской империи (ныне — турецкая провинция Анталья) зажиточные христиане Феофан и Нонна (есть версия, что у него были иные родители) около 270 года вымолили у Бога ребенка.

Нечаянная радость

Им стал мальчик, с первых дней жизни проявивший необыкновенные способности. В крещенской купели он без поддержки взрослых простоял три часа. К груди матери прикладывался лишь по средам и пятницам, в остальные дни обходясь постной пищей.

В знак благодарности за нечаянную радость материнства и отцовства родители дали обет посвятить свое дитя Богу. В служении Всевышнему Николай преуспел с детских лет: досконально изучил Священное Писание, усердно молился, покидая храм лишь для еды и короткого сна.

Его прилежание не осталось незамеченным. Епископ Патарский — дядя будущего святителя — сначала назначил его чтецом, а позже возвел в сан священника. Поскольку у племянника открылся талант оратора, умеющего словом повергать язычников и приводить их в лоно христианской церкви, епископ поручил ему оглашать поучения пастве. Умение убеждать было у Николая столь велико, что юношу сравнивали с многомудрыми старцами. А его деяния на почве благотворительности вызывали всеобщее уважение.

Так, когда в беспросветную нужду впал разорившийся купец, который ради спасения семьи от голодной смерти замыслил послать трех взрослых дочерей зарабатывать деньги торговлей своими телами, пресвитер Николай ночью подбросил в окно купцу три мешочка с золотом и тем спас семью от грехопадения.

Хотя свои благодеяния Николай не афишировал, слава о нем разнеслась далеко за пределы родного города.

Когда в конце III века епископ Патарский вознамерился совершить паломничество в Иерусалим, замещать себя на епископстве он оставил Николая. А возвратясь, удовлетворил его просьбу отпустить на поклонение святым местам.

Корабль, на который взошел Николай, плыл в Землю обетованную с заходом в египетскую Александрию. В пути паломник совершил чудо, суть которого в источниках передается по-разному. Одни говорят, что паломник оживил матроса, упавшего с мачты корабля. Другие рассказывают, что Николай в видении заметил, что на корабль пробрался дьявол, и предсказал страшную бурю. Предсказание свершилось, и только страстные молитвы чудотворца предотвратили гибель судна.

Впрочем, первые дошедшие до нас жития святителя Николая-угодника (так еще называют этого угодника Божьего) были написаны спустя шесть столетий после его кончины. Достоверность изложенных в них фактов может вызывать сомнение. Но это не столь важно: полуторатысячелетняя любовь сотен миллионов христиан к своему небесному заступнику придала легендарным событиям непререкаемую реальность.

В Иерусалиме творение чудес Николаем продолжилось. Когда он глухой ночью подошел к запертым воротам храма на Сионской горе, ворота сами собой распахнулись. Вдохновленный на подвиги лицезрением святых мест, Николай решил удалиться в пустыню, чтобы стать затворником во имя Бога. Но голос свыше повелел ему возвратиться на родину. И там он хотел уединиться, но Господь воспротивился такому намерению: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор (широкую ленту с изображениями крестов, принадлежность богослужебного облачения епископа). И где-то на рубеже III-IV веков Николай был избран епископом Миры Ликийской. Причем на него указал сам Господь в видении одному из участников собора епископов, собравшегося для избрания нового владыки после кончины предыдущего.

Великое гонение

Николай ЧудотворецЕпископство Николая Мирликийского омрачилось очередной вспышкой жестоких притеснений христиан, инициированных римским императором Диоклетианом в 303 году. В истории это событие получило наименование Великого гонения. Христиане были лишены гражданских прав, им предписали строго соблюдать языческие ритуалы, включая жертвоприношение. Добро на начало гонений было получено Диоклетианом от оракула, выступающего от имени Аполлона — бога света, покровителя муз и предсказателя будущего. Получив отмашку свыше, Диоклетиан приказал закрыть церкви и сжечь книги, проповедующие христианство.

По современным оценкам, Великое гонение привело к мученической гибели не менее 3 тысяч христиан. Куда большее количество людей было подвергнуто тюремному заключению, пыткам и издевательствам. Среди них оказался и Николай Чудотворец, помещенный в темницу. Но и там он явил силу духа, всячески поддерживал братьев по несчастью, призывая их переносить пытки и мучения с твердостью, подобной проявленной Сыном Божьим.

Остановить победное шествие христианства Диоклетиану, как и его предшественникам, не удалось. А в 313 году новый император Римской империи Константин Великий издал Миланский эдикт, узаконивший религиозную терпимость в государстве. Выжившие христиане, включая епископа Николая, вышли на свободу.

Константин стал первым римским императором, принявшим христианство и фактически придавшим ему статус государственной религии. Многими христианскими церквями, в том числе РПЦ, он почитается как святой равноапостольный царь Константин.

А Диоклетиан, отрекшийся от власти, последние годы провел в физических и моральных страданиях, будучи презираемым новыми властелинами. Скончался он в 311 году то ли от яда, то ли в результате тяжелой болезни.

Николай, снискавший славу бессребреника, поскольку раздал неимущим все немалое наследство, доставшееся ему после смерти родителей, до самой смерти окормлял возлюбленную паству, искореняя неправду и заступаясь за невинно пострадавших. В последнюю минуту, когда меч палача уже был вознесен над головами трех неправедно осужденных жителей города Миры, епископ остановил казнь и уличил в навете на них корыстолюбивого вельможу. Спас Николай Чудотворец от смерти и трех военачальников, оклеветанных перед императором Константином Великим. Он явился императору во сне и поведал правду. Когда на Миру нагрянул голод, Николай привиделся некоему итальянскому купцу и попросил привезти зерно в умирающий город. В залог чудотворец вложил в руку спящему купцу три золотые монеты, которые тот и обнаружил по пробуждении. Поняв, что это Бог наставляет его через доверенного человека, купец в точности исполнил просьбу и спас жителей от голодной смерти, сам не оставшись в накладе. Приписываются Николаю и многие другие чудеса: спасение утопающих в море, вызволение из темниц и из плена невинных людей. Покровителем мореплавателей он почитается во многих странах. И главный морской собор в Кронштадте посвящен святителю Николаю Чудотворцу.

Преодоление смерти

Прожил праведник долгую жизнь и скончался на восьмом десятке лет в промежутке между 345 и 351 годами. Но и по смерти Николай-угодник продолжил вершить чудеса. Его нетленное тело стало мироточить, и паломники, вдохнувшие благоухание, избавлялись от болезней. Над могилой чудотворца в VI веке была поставлена базилика, а в IX веке построен храм Святого Николая.

Когда Ближний Восток оказался под властью турок, нависла реальная угроза утраты мощей святителя Николая Чудотворца. Прознав об этом, жители итальянского городка Бари прониклись идеей завладеть христианской реликвией и тем возвысить религиозное значение своего города. В Миру Ликийскую отправился корабль, полсотни вооруженных злоумышленников связали четырех монахов, охранявших мощи святого, и перенесли останки на корабль. 9 мая 1087 года мощи святителя Николая прибыли в Бари и были помещены в церковь Святого Стефана. Через год они упокоились в храме Святого Николая, специально для них построенном.

Частички мощей Чудотворца хранятся и во многих российских храмах. А в мае 2017 года ковчег с частью мощей (ребро) впервые за 930 лет покинул Бари и прибыл в Россию, где тысячи верующих в течение нескольких недель имели возможность приложиться к ним в Москве и Петербурге.

Леонид БУДАРИН



  Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,249 сек. Потребление памяти:8.43 mb