10 знаменитых вездеходов

Автор: Maks Июн 30, 2019

В XX веке война окончательно превратилась в состязание техники. Появление на полях сражений танков перевернуло все представления о тактике ведения боя. Но очень быстро стало понятно, что медлительных гигантов, при всей их разрушительной мощи, недостаточно. Войска требовали разнообразной техники для решения разных задач. За решение этой проблемы примерно одновременно взялись конструкторы нескольких стран и параллельно достаточно быстро создали несколько образцов техники, прекрасно показавшей себя впоследствии на фронтовых дорогах. Сегодня мы представляем вам десятку лучших военных джипов в истории.

Willys-MB (США)

За право производить для американской армии командирские внедорожники в жестокую схватку в 1940 году вступили несколько автомобильных гигантов того времени. Самыми хитрыми оказались представители Willys-Overland Motors, которые умудрились одновременно частично скопировать концепцию конкурентов и произвести наилучшее впечатление на комиссию. У них получился действительно удачный и очень функциональный автомобиль, пригодный для дорог любого качества, обладающий достаточной мощностью и грузоподъемностью. Популярность «виллисов» была огромна, их произвели более 650 тысяч. Из этого количества примерно половину выпустил проигравший конкурс Ford, под индексом GPW, так как производственных мощностей самого Willys-Overland не хватало. Именно Willys-MB стали называть джипом — по одной из версий, от аббревиатуры GP — general purpose, то есть «общего назначения».

После войны компания превратила это прозвище в официальную торговую марку, но оно все равно осталось именем нарицательным для всех внедорожников, военных и гражданских. Известно, что характерный плоский капот использовался в войсках союзников и в качестве стола для карт, и как походный алтарь. Не чужой эта машина была и для бойцов Красной армии. Около 52 тысяч автомобилей было поставлено в СССР по программе ленд-лиза и активно использовались в качестве командирских или как тягачи для 45-миллиметровых противотанковых орудий.

ГАЗ-64 (СССР)

Первый советский серийный внедорожник имел характерный силуэт за счет отсутствия дверей — их заменяли вырезы. Благодаря этой же особенности на нем при необходимости могло перемещаться целое отделение пехоты. В тесноте, да не в обиде. Ласковое прозвище «козлик», которым наделили автомобиль солдаты, как бы напоминает о тех ухабах, по которым ему приходилось скакать и которые он преодолевал с легкостью. Запускать машину в серийное производство пришлось в экстренном порядке — началась война, и она была жизненно необходима. Хотя в ходе предварительных испытаний и были выявлены некоторые недостатки, но по факту ГАЗ-64 оказался удобен как в эксплуатации, так и в производстве. Все поверхности кузова имели сгибы максимум в одной плоскости, что позволяло ускорить выпуск деталей и сборку. Однако развернуть производство на полную мощь Горьковскому заводу не удалось — от него требовали в первую очередь наращивать количество выпускаемых легких танков и реактивных мин. Так что с 1941 по 1943 год было выпущено всего 672 экземпляра. Зато шасси от ГАЗ-64 стало базой для бронеавтомобиля БА-64, которых с конвейера сошло почти четыре тысячи. Высокую проходимость советского джипа снижал дефицит вездеходных шин с рисунком «расчлененная елка» — их часто заменяли на более узкие протекторы от «эмки». К концу войны ГАЗ-64 преимущественно использовали как артиллерийский тягач.

Volkswagen Тур 82 (Kiibelwagen) (Германия)

Первые 30 экземпляров универсального военного автомобиля Volkswagen выпустил еще до начала Второй мировой, в 1938 году. Прототип же и вовсе был создан Фердинандом Порше в 1936-м. Для простоты в производстве устройство было максимально унифицировано со знаменитым народным «жуком». Но массовое производство началось уже в ноябре 1940-го. За счет того, что на базе «типа 82» было создано более 30 модификаций различного назначения, именно этот автомобиль стал самым массовым в германской армии. Всего до лета 1945 года выпустили 50 435 экземпляров. Машину использовали с самыми разными целями — от подвоза боеприпасов до эвакуации раненых с поля боя. Модификации учитывали потребности тех видов войск, для которых они производились. Так, например, для африканского театра военных действий на «тур 82» ставились колеса с более широким протектором. Понять принадлежность каждого конкретного автомобиля было легко, бросив один взгляд на номерной знак. Буквы WH на нем означали вермахт, WL — люфтваффе, WM — кригсмарине, а ОТ — Организацию Тодта (военно-строительные силы), рунические молнии — СС. Неофициальное название «кюбельваген» произошло от характерных утопленных сидений-«лоханок» (Kubelsitz), устанавливавшихся из соображений безопасности. Причем со временем оно распространилось вообще на все открытые армейские автомобили, даже те, где «лоханки» никогда не ставились.

М151 MUTT (США)

Проиграв в свое время конкуренцию «виллису», компания Ford не теряла надежды создать собственный массовый армейский автомобиль. И после войны компании это удалось. Над машиной, получившей обозначение MUTT (Military Utility Tactical Truck), инженеры Ford работали целых восемь лет. И в 1959 году выдали действительно отличный продукт. Единственным значительным недостатком М151 была неудачная конструкция задней подвески, из-за чего на крутых поворотах машина норовила перевернуться. Но это исправили в последующих модификациях. Новый джип активно использовался американской армией во время войны во Вьетнаме. В 1980-х его официально заменили на более современный «хаммер», но фактически продолжали использовать вплоть до самого конца XX века. Например, американские подразделения использовали М151 во время военных операций в Косово. Особенно его ценили за компактность — джип легко помещался в отсеке грузового самолета С-130 или транспортного вертолета СН-53. Популярен М151 оказался и на внешнем рынке — его использовали и используют более чем в 100 странах. При этом, в отличие от многих армейских вездеходов, М151 MUTT никогда не продавался на гражданском рынке. Министерство обороны официально разъясняло, что считает этот автомобиль «небезопасным для общественного пользования на шоссе» и не отвечающим стандартам безопасности для гражданских транспортных средств.

Land Rover Series I (Великобритания)

Этот внедорожник создавался не по заказу армии и вообще рассматривался руководством компании Land Rover скорее как жест отчаяния. После войны дела компании находились не в лучшем состоянии, и в 1948 году ей требовалось срочно создать продукт, который завоюет рынок. Ставка была сделана на простоту, практичность и дешевизну. Так и появился первый автомобиль модели Series. Экономили при его производстве буквально на всем — для корпуса использовали алюминий, который удавалось купить по дешевке у авиазаводов, собирали все на заклепках. Источником вдохновения для британских инженеров и дизайнеров, конечно, выступал все тот же «виллис», но им удалось творчески развить и улучшить достижения американских коллег. Сначала мощную и проходимую машину по достоинству оценили фермеры, а спустя год первую партию для своих нужд заказала армия Соединенного Королевства. Предельная аскетичность салона мало смущала этих клиентов. Series I выпускались до 1958 года, после чего на смену им пришли наследники — Series II и III. В совокупности было выпущено более пяти миллионов автомобилей из этого семейства, и, по данным компании Land Rover, около 70% из них остаются на ходу. В некоторых странах (например, Оман и Тонга) старенькие Land Rover Series до сих пор являются основными армейскими внедорожниками.

ГАЗ-69 (СССР)

ГАЗ-69Первые опытные образцы этого автомобиля проходили на заводе под кодовым названием «Труженик». Это вполне отражает его предназначение и суть. Усовершенствованный и модернизированный «козлик» пошел в массовое производство с 1953 года. Производство довольно быстро было передано на Ульяновский автозавод, который занимался и разработкой дальнейших модификаций. Основной ГАЗ-69 предназначался для перевозки восьми человек (двое впереди и шестеро — на продольных лавках в кузове). Имелись штатные крепления для установки носилок при перевозке раненого. Модификация ГАЗ-69А называлась «командирской» и была поменьше — она предназначалась для пяти человек, сзади находилось комфортабельное трехместное сиденье. Интересной особенностью ГАЗ-69 было наличие двух топливных баков: один — на 48, второй — на 27 литров. Запасной бак размещался под пассажирским сиденьем, и уровень топлива в нем не отображался на панели. Переключатель между баками находился в ногах у водителя. В модификации ГАЗ-69А сделали единый бак емкостью 60 литров. На базе «козлика» были также разработаны малая амфибия ГАЗ-46, противотанковая реактивная установка 2П26, предназначенная для пуска четырех управляемых ракет комплекса 2К15 «Шмель». За два десятилетия было выпущено более 600 тысяч экземпляров ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Автомобиль успешно экспортировался в 56 стран мира в разных климатических исполнениях.

Mercedes-Benz G-class W461 (Германия)

Разработка G-класса, прославившего немецкое автостроение, как ни удивительно, была начата по инициативе иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Дело в том, что в 1970-х годах он являлся акционером фирмы Mersedes-Benz. Первые внедорожники нового поколения сошли с конвейера в 1979 году. И сразу же стали сенсацией в мире автопрома. Модель W460 была востребована и гражданскими покупателями, и армией, и спецподразделениями разных стран. Кроме того, в 1983 году французский экипаж на «мерседесе» G-класса выиграл ралли Париж-Дакар. К 1991 году 460-я серия была признана устаревшей, и ей на смену пришли машины W-463. Однако параллельно конструкторы Mersedes-Benz создали и специализированную военную модель W461. Особое назначение этой машины подчеркивалось запретом на продажу физическим лицам. А представители юридических лиц обязаны были предъявить «сертификат конечного потребителя» (доказательство потребности в данном транспортном средстве). Немецкий военный внедорожник сразу же получил признание — на экспорт он поставлялся в армии более 20 стран мира. Для удобства транспортировки W461 выпускался в двух вариантах кузова — длинно- и короткоразмерном. Также многие детали, выполненные у гражданских машин в пластике, здесь заменены на прочные металлические аналоги. Хотя модель не выпускается с 2001 года, но многие автомобили до сих пор в строю.

УАЗ-469 (СССР — Россия)

Смена заслуженному «козлику» подоспела в конце 1972 года. Специалисты Ульяновского автозавода постарались, чтобы создать совершенную машину, подходящую для всех типов дорог и любых условий эксплуатации. Новый армейский джип мог перевозить семь человек и 100 килограммов багажа, или двух пассажиров и 600 килограммов. В качестве тягача он способен тянуть прицеп массой до 850 килограммов. Мощную машину оценили не только военные. Специально для гражданских потребителей создали модификацию ГАЗ-469Б, главным отличием которой была более низкая посадка — клиренс составлял «всего» 220 миллиметров. Армейскую же модель существенно модернизировали в 1985-м. Тогда «уазик» получил новую тормозную систему, ведущие мосты повышенной надежности и обновленный двигатель мощностью 80 лошадиных сил. Проходимость и надежность советских машин была доказана испытательным пробегом в августе 1947 года. Тогда три совершенно стандартных «уазика», без всякого дополнительного оборудования, без лебедок и противобуксовочных цепей, смогли достигнуть ледника на горе Эльбрус, расположенного на высоте 4000 метров. Кроме того, на УАЗ-469 была одержана победа в 1978 году в чемпионате Италии по автокроссу. Есть и еще один, довольно забавный рекорд, зафиксированный совсем недавно, в 2010 году. Внутри «уазика» поместились 32 человека, общий вес которых составлял 1900 килограммов. С этой загрузкой машина проехала 10 метров, как полагалось по условиям конкурса.

HMMWV (США)

Этот автомобиль более известен под своим «гражданским» именем — Hummer. Однако военная модификация называется именно HMMWV — High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство), или, по-простому, «хамви». Конкурс на спец-автомобиль был объявлен Пентагоном в 1979 году, в 1983 году определился победитель — компания AM General, а в 1985-м стартовало массовое производство. Именно AM-General всегда выпускал военные модели, тогда как гражданские «хаммеры» — продукция General Motors. HMMWV отличается впечатляющими габаритами и мощностью, однако не лишен весомых недостатков. Весомых в буквальном смысле слова — слишком большая масса в некоторых ситуациях отрицательно сказывается на проходимости. Так, на песке тяжелый «хамви» порой становится совершенно беспомощен, что показали боевые действия американской армии в Афганистане и Ираке. Не очень удобными оказались и слишком большие габариты. Зато хорошая бронированность гарантирует пассажирам и водителю безопасность в большинстве ситуаций — люди в HMMWV выживали даже после подрыва на фугасе. С 1985 по 2006 год было создано три поколения «хамви» и около 30 модификаций. Самая интересная среди них — роботизированная машина-разведчик с дистанционным управлением, которая, впрочем, так и не пошла в серию. Последнее время HMMWV перестал устраивать армию США, и ему активно ищут замену.

Panhard GD VBL (Франция)

Машина, ласково прозванная «бронированной лягушкой», создана в середине 1980-х годов. Кстати, «лягушка» — это не только за внешность. VBL — полноценная амфибия, способная плавать со скоростью 5,4 километра в час. На автомобиль можно устанавливать до 300 килограммов дополнительного оборудования: зенитную или ракетную установку, пулеметы, системы связи и так далее. Существует несколько специализированных противотанковых модификаций, оснащенных управляемыми ракетами. Автомобиль неоднократно использовался в разнообразных конфликтах в Африке, Европе и Афганистане. Поэтому VBL имеет еще одно прозвище — «сараевское такси», полученное во время конфликта в Югославии. После Франции, на вооружении силовых структур которой стоит 1621 машина, самый активный пользователь VBL — это Греция, закупившая 242 машины. Интересовалось перспективой приобретения французских внедорожников и МВД РФ. Переговоры велись в 2010 году, и представители ведомства признавали, что по маневренности и плавучести VBL превосходят российские аналоги — СПМ-2 «Тигр» и СПМ-3 «Медведь». Однако «французы» уступают отечественным машинам по проходимости и бронированию. Возможно, это и стало одной из причин того, что российская полиция так и не пересела на VBL. В 2010 году VBL даже собирались начать выпускать в России, на заводе в Нижнем Тагиле. Но уже в 2013-м программа была свернута.



, ,   Рубрика: 10 самых...

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,240 сек. Потребление памяти:8.44 mb