Архитектор подземной Москвы

Автор: Maks Окт 23, 2022

Алексея Николаевича Душкина не случайно называют одним из ведущих архитекторов мира. Душкин проектировал и строил вокзалы, первые отечественные небоскребы, но более всего он известен как архитектор самых красивых станций московского метро.

Алексей Душкин родился под Харьковом в 1903 году, трудовую жизнь начал в 16 лет, потом по настоянию отца поступил на химический факультет Харьковского технологического института, проучился до четвертого курса и понял, что интересует его совсем другое — архитектура. Перевелся с понижением на курс в Харьковский строительный институт, окончив его в 1930 году.

Египетские мотивы

Он проектировал новые «социалистические города» в Донбассе, строил в Харькове, принимал участие в конкурсах, в том числе на лучший проект московского Дворца Советов. За свой проект он получил 1-ю премию, но дальше дело не пошло. Правда, в Москве талантливого провинциала заметили. И предложили построить дворец подземный.

Станция метрополитена, которую ему поручили проектировать вместе с Яковом Лихтенбергом, первоначально так и называлась — «Дворец Советов». Душкин решил сделать ее в стиле дворцов египетских фараонов, которые ему виделись как шикарные подземелья, освещенные масляными лампами.

Куратор проекта, Лазарь Каганович, выслушав архитектора, пришел в ярость: какие еще дворцы фараонов, нам нужны дворцы для народа! Но Душкин от задуманного не отказался и построил станцию с «египетскими» колоннами, украшенными светильниками. Получилось и торжественно, и для народа. Но в марте 1935 года Душкина вдруг арестовали прямо на улице и отправили в Бутырскую тюрьму. Считается, что арест был случайным — якобы у него не оказалось при себе документов, но так это или нет, неизвестно.

Станция метро Дворец Советов проэкта А.Н. ДушкинаДоносы на архитектора писались и до этого, и позже. На этот раз ему повезло. В Москву приехал с визитом британский политик Энтони Иден, и тому решили показать московское метро. Больше всего ему понравилась станция «Дворец Советов», и Иден захотел познакомиться с автором. Пришлось Душкина освобождать из тюрьмы. Для публики станция «Дворец Советов» была открыта 15 мая, в этот день для создания «египетского колорита» ее украсили настоящими пальмами в кадках.

За несколько лет Душкин спроектировал еще четыре станции метро: «Площадь Революции» с пилонами, украшенными полукруглыми арками, «Маяковскую» с мозаичными панно работы Александра Дейнеки, «Завод имени Сталина» с «воздушными» колоннами, визуально расширяющими пространство, которая была сдана в самый разгар Сталинградской битвы, ныне это «Автозаводская». Уже после войны, в 1952 году, была сдана «Новослободская» с витражами, изготовленными в Латвии по рисункам Павла Корина.

Высотки и вокзалы

После войны мастерская архитектора Душкина занималась проектированием вокзалов. В основном это были типовые постройки сталинской эпохи — монументальные и массивные. Но из этого ряда выделяется железнодорожный вокзал в Симферополе, который был сдан в 1951 году. Вокзал построен в «итальянском стиле» — с ажурными арками, часовой башней и внутренним двориком с фонтаном. Впрочем, с фонтаном произошел казус. Первоначально на нем были установлены два парящих голубя — символы мира. Но… голубей было приказано немедленно срезать. Как оказалось, их развернутые крылья образовывали… свастику.

Проектировал Душкин и одну из высоток «второго ряда значимости» — 138-метровую белокаменную башню «Красные Ворота», где на первом этаже, облицованном красным гранитом, находилась станция метро. Строительство закончилось в 1953 году, после смерти Сталина. Сразу после этого Душкина перекинули на строительство «Детского мира» над станцией метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»). Но, когда к власти пришел Хрущев, «сталинский ампир» попал под запрет, государственной политикой стали простота и дешевизна.

Приемки своего детища Душкин боялся. Хотя архитектор и попытался соединить приемы «сталинского классицизма» с веянием нового времени, в оформлении «Детского мира» он использовал мраморные балясины, армированное стекло, витражи, своды торгового зала доходили до четвертого этажа, покупателей поднимали лифты, на балюстраде стояли бронзовые светильники — все то, что Хрущев назвал «излишествами». Но 6 июня 1957 года «Детский мир» приняли без нареканий.

Беды обрушились позже. Мастерскую разогнали, главного архитектора сняли с должности, заказов не давали. Больше он не построил ни единого здания. Но и того, что успел, достаточно для всемирной славы. Всякий раз, спускаясь в московское метро, мы восхищаемся «подземными дворцами для народа» Алексея Душкина.

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Легенды прошлых лет 52 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,211 сек. Потребление памяти:9.3 mb