Атомная бомба для Арктики

Автор: Maks Янв 5, 2021

Освоение арктического побережья для СССР имело  важный практический аспект. Именно вдоль него должен был пройти Северный морской путь, позволявший кратчайшим путем завозить продукты и материалы из европейской части на Камчатку, Чукотку и Дальний восток. Главной проблемой навигации были огромные льды, считавшиеся непроходимыми.

В 1932 году на ледоколе «Александр Сибиряков» экспедиция Отто Шмидта преодолела путь из Архангельска до Берингова пролива. Ранее никому это не удавалось за одну навигацию. Успех толкнул Шмидта в 1933 году повторить поход, но уже на обычном судне «Челюскин». В итоге льды зажали судно, а экипаж едва не погиб. Но уже после войны технологии освобождения Севморпути от льда посыпались, как из рога изобилия.

Важный морской путь

Морской путь из Европы в Тихий океан большую часть истории мореплавания проходил через Африку. Даже после постройки Суэцкого канала плыть из Лондона до Токио было в 1,6 раза длиннее, чем мимо арктического побережья. Советский Союз такой путь не устраивал, ведь надо было снабжать Восточную Сибирь и Дальний Восток, а железная дорога существовала не везде.


Интересно, что русские и до революции пытались проложить путь через арктические льды. Но это были разовые экспедиции, а требовалась регулярная связь.

В 1934 году советский ледорез «Федор Литке» повторил плавание Шмидта, но в обратном направлении — с востока на запад. Соответственно, практическим путем была доказана возможность прохода судов Северным морским путем. Правда, если судно было ледоколом. Потому идеальной ситуацию можно было считать в том случае, если бы океанские воды оказались свободны от огромных ледовых заторов.

В итоге в послевоенное время появились проекты по «размораживанию» арктических льдов для более свободного прохождения судов по Севморпути.

Оригинальный метод предложил один из самых авторитетных климатологов XX века академик Михаил Будыко.

Суть его идеи заключалась в ликвидации главного, по мнению академика, источника холода в Арктике — пакового льда. Для этого он предлагал распылить над Арктикой сажу. Последующее быстрое затемнение льда и снега привело бы к резкому поглощению ими солнечной радиации, что привело бы к их ускоренному таянию. Кстати, миллионы тонн сажи Будыко предлагал взять из отходов резиновой промышленности. Академик утверждал, что после ликвидации плавающих льдов льдообразование в дальнейшем стало бы невозможно. Темная поверхность океанической воды поглощала бы столько солнечной энергии, что не смогла бы замерзнуть. Таким образом ледовый плен перестал бы угрожать любым судам на Севморпути.

Неожиданное решение

Способ избавления от льда Севморпути волновал не только академика Будыко, но и других ученых. Одним из них стал академик из Свердловска Александр Пекарский. В июне 1946 года он отправил в Москву письмо, где в качестве получателя указал: «Председателю Совета Министров СССР Генералиссимусу — товарищу Сталину от действительного члена Географического общества при Академии наук СССР Пекарского Алексея Михайловича».

«Решаюсь обратиться непосредственно к Вам потому, что уверен в правоте своих идей и знаю, как Вы цените бескорыстную научную инициативу», — писал Сталину ученый. К письму шло приложение на трех листах, где Пекарский предлагал улучшить проход судов по Северному морскому пути, используя «внутриатомную энергию». Ученый писал: «Дозируя заряд атомной бомбы в зависимости от мощности скопления льда, можно разбить любой затор. Следовательно, отпадает зависимость для проходимости судов от ледовой обстановки… Самолет, груженный атомными бомбами, пролетает вдоль трассы и разбивает лед, образуя канал, по которому проходит караван судов. Это означает, что к концу пятилетки навигация в Арктике может происходить без перерыва круглый год, и притом не только вдоль береговых полыней, но в любом направлении. Например, может быть проложена трасса от Новой Земли на Аляску — по кратчайшему направлению через полюс».

Вероятно, упоминая Аляску, Пекарский считал, что его проектом заинтересуются военные. На тот момент США уже превращались из союзника во врага. А раз так, то кратчайший морской путь до побережья США был очень важен.

Интересно, что Сталин, несмотря на занятость, лично ознакомился с запиской Пекарского. Однако, понимая свою ограниченность в данном вопросе, вождь отправил ее на изучение в Арктический институт. Там к проекту с личной резолюцией хозяина Кремля отнеслись со всей серьезностью. И уже через месяц, 16 сентября 1946 года, председатель ученого совета Арктического института Владимир Визе прислал рецензию на идею Пекарского: «…можно с достаточной уверенностью сказать, что использование этого вида энергии для борьбы со льдами дает очень большой эффект. Однако автор, несомненно, увлекается, полагая, что этим путем полная победа над льдами может быть достигнута уже в настоящее время. Как известно, применение атомной энергии для мирного строительства есть пока еще проблема будущего. В своем проекте автор рассматривает только один вид применения атомной энергии, а именно атомную бомбу. Испытание действия атомной бомбы на льды полярных морей, несомненно, очень желательно, и здесь можно ожидать весьма значительного эффекта. Однако для такого испытания надо прежде всего располагать атомной бомбой».

По пингвинам и тюленям

Атомный ледокол «Ленин»Информация о наличии или отсутствии атомной бомбы у Советского Союза на тот момент была секретной. Но Сталин безусловно знал, что пока такого оружия у его страны нет. Первое испытание ядерной бомбы СССР произошло лишь спустя три года — 29 августа 1949 года.

Однако даже тогда холодная война набирала обороты, а потому дорогостоящее оружие предназначалось исключительно для военных целей. Когда спустя 10 лет у СССР количество ядерных боеголовок сравнялось с американским арсеналом, времена изменились. Энергия атомной реакции уже использовалась не только для взрывов, но и для создания мощных энергоустановок. Например, для тяжелых ледоколов.

В 1959 году со стапелей Адмиралтейского завода в Ленинграде сошел атомный ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации в течение всего года. А идея Пекарского, к счастью, так и осталась нереализованной.

Справедливости ради надо отметить, что главный соперник Советского Союза — США все-таки провели подобный эксперимент. Но не на Северном полюсе, а на Южном. 28 и 30 августа, а также 6 сентября 1958 года стратегические бомбардировщики ВВС США выпустили три баллистические ракеты класса «воздух — воздух» Ding Dong, с боеголовками W25 мощностью в 1500 тонн. Все они были взорваны над Антарктидой на разной высоте — от 170 до 700 километров. Однако о том, зачем они это сделали, американцы предпочитали помалкивать. До тех пор пока в 1959 году информация о ядерной бомбардировке Антарктиды не просочилась в прессу.

Впрочем, официальный Вашингтон грянувший скандал не сильно напугал. Американцы заявили, что проводили эксперимент по изучению эффекта Кристофилоса. Его суть состояла в том, что ядерный взрыв создавал ионизирующее излучение. Магнитное поле Земли должно было подхватить это излучение и создать щит над Американским континентом, который выводил бы электронику советских ракет из строя в случае их появления здесь. То бишь, взрывая над льдами ядерные бомбы, американцы планировали создать радиоэлектронный «зонтик» над континентом.

В реальности же все оказалось куда проще. По официальным данным, эффект Кристофилоса после взрывов действительно имел место, но был незначителен и кратковременен. Использовать его как надежный щит противоракетной обороны было невозможно. Знали ли об этом инициаторы бомбардировки — осталось неизвестно.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Назад в СССР 380 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:1,091 сек. Потребление памяти:11.65 mb