Бизнес против помещиков

Автор: Maks Ноя 21, 2022

В 1843-1851 годах была построена Николаевская железная дорога. Она напрямую соединила два крупнейших города Российской империи — Санкт-Петербург и Москву. Но известна она не только этим…

Существует легенда, объясняющая необычную «прямизну» этой стратегической магистрали. Якобы император Николай I, чуждый всяким наукам и «бесполезным умствованиям», просто наложил на географическую карту линейку и провел прямую черту между двумя столицами. «Вот так и строить!» — категорично отрезал царь. Ослушаться воли императора никто не осмелился. Дорога получилась прямой, как стрела.

Большая стройка

Как же было на самом деле? Изначально Николаевскую железную дорогу планировали строить вовсе не по прямой. Напротив — предполагалось сделать большой крюк (в 80 верст) и провести ее через Новгород. А уж затем на Москву.

Такую идею предложил новгородский губернатор Елпидифор Зуров. Мотивы, которыми он руководствовался, вполне прозрачны. Большая стройка в регионе — это всегда отличная возможность поучаствовать в «освоении» казенных денег.

Зуровские «хотелки» сами по себе могли бы остаться бесплотными фантазиями. Но тут вмешались влиятельные сановники — Алексей Орлов, Павел Киселев и Василий Левашов. Они горячо одобрили идею Зурова. Их ретивость объяснялась просто: они сами (либо их родственники) владели обширными поместьями в Новгородской губернии. Железнодорожная трасса, проходящая рядом, сделала бы эту помещичью землю поистине «золотой»!

Коллег поддержал известный острослов — адмирал Александр Меншиков. Адмирал, правда, земель под Новгородом не имел. Но зато он был акционером общества почтовых дилижансов, при помощи которых и осуществлялась связь между Москвой и Петербургом.

Николаевская железная дорогаВ интересах Меншикова было делать все для того, чтобы железная дорога строилась как можно дольше, а проезд по ней стоил как можно дороже. А для этого нужно максимально удлинить новую магистраль. Чем больше километров — тем выше стоимость проезда! В итоге, общество дилижансов сможет занять нишу недорогого (относительно железной дороги) и быстрого оператора перевозок. А еще лучше, если бы строительство забуксовало где-нибудь в новгородских болотах! Вот адмирал Меншиков обеими руками и голосовал за предложение губернатора Зурова.

Купцы недовольны

Официально все вышеперечисленные лица, конечно же, заявляли, что действуют «только из заботы о Российской державе». Они оправдывали лоббирование новгородского направления исключительно военно-полицейскими соображениями. Будто бы железная дорога через Новгород позволит установить прямую связь с расквартированным там Гренадерским корпусом. А это не одна тысяча верных штыков, которая может пригодиться в случае каких-либо антиправительственных волнений в столицах.

И, может быть, затея новгородских чиновников и помещиков-аристократов завершилась бы успехом, но… В дело вмешалось петербургское купечество! Купцы никак не соглашались платить за 80 километров лишнего пути из Москвы в Петербург — это означало удорожание стоимости товаров. Требования бизнеса получили полную поддержку министра финансов — авторитетного Егора Канкрина. Как глава Минфина, он был заинтересован в увеличении налоговых поступлений в бюджет. Для этого надо было помогать товарообороту между столицами, а не создавать ему дополнительные препоны в виде завышенных тарифов на железнодорожные перевозки.

Кроме того, министр считал, что прямой путь будет стоить дешевле. На самом деле, это правило действует не всегда. Многое зависит от рельефа местности, структуры почвы, наличия водных препятствий и так далее. Но тогда, в начале 1840-х годов, Канкрин был убежден: прямой маршрут обойдется казне в гораздо меньшую сумму.

Как всякий финансист, министр жил по принципу «денег нет, но вы держитесь». Мысль о том, что на строительстве можно крупно сэкономить, была для него как бальзам на душу.

В итоге, союз бизнесменов и финансистов одержал победу над блоком помещиков-землевладельцев. Был выбран кратчайший вариант новой трассы. Необычайную прямизну Николаевской железной дороги определила вовсе не линейка Николая I, а коммерческие интересы крупного бизнеса, помноженные на фискальные соображения российского Министерства финансов.

Дмитрий ПЕТРОВ

  Рубрика: Версия 148 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,237 сек. Потребление памяти:9.26 mb