Пагода диких гусей

Автор: Maks Ноя 21, 2022

Силуэт Большой пагоды диких гусей изображен на официальном гербе города Сианя. Это сооружение пережило несколько династий, землетрясений и «культурную революцию», но все же сохранилось до наших дней.

Китайский город Сиань (Чанъань) в провинции Шэньси — один из древнейших в мире. Основал его в 202 году до нашей эры Лю Бан и сделал столицей империи Хань. Даже после падения этой империи город Чанъань оставался столицей и при других династиях, особенно он процветал в эпоху Суй и Тан, когда в нем жило более одного миллиона человек и он был в шесть раз больше европейского Рима. Именно к этому времени и относится строительство двух самых известных чанъаньских достопримечательностей пагод диких гусей — большой и малой.

Буддистская архитектура

Пагода — это культовое сооружение, характерное для стран Юго-Восточной Азии: Индии, Непала, Лаоса, Камбоджи, Шри-Ланки, Таиланда, Кореи, Мьянмы, Индонезии, Вьетнама, Японии и Китая.

Первые пагоды появились там в связи с распространением буддизма и первоначально выглядели как ступы, посвященные Будде, где отправляли культ и хранились священные реликвии. Родиной пагод-ступ считается Непал, оттуда и мода на подобные сооружения пошла по всему Дальнему Востоку. Однако не везде они прижились и в Китае больше напоминали многоярусные башни. Первую пагоду, согласно легенде, в Поднебесной построил архитектор из Непала Аранико.

В Китае пагоды получили огромное распространение, что отражено и в китайском изобразительном искусстве, и в беллетристике. Строились они, разумеется, для религиозных целей, но скоро стали неотъемлемой частью китайского зодчества. Считалось хорошим тоном взбираться на верх пагод и созерцать открывающиеся с них виды.

Строили сооружения из дерева, а потом и из камня. Некоторые не имели никаких верхних помещений, только алтарь в основании, но все они снабжались в обязательном порядке лестницами, ведущими с уровня на уровень, и смотровыми отверстиями с одной стороны постройки и на каждом ярусе.

Наиболее древние китайские пагоды были круглыми или квадратными в основании, но с V века предпочтительной формой стали восьмиугольные, поскольку они связывались с символикой буддизма и традиционной китайской геомантией. Постройки эти были многочисленными и повсеместными, каждый правитель стремился «переплюнуть» предшественника и возвести пагоду, достойную своего величия.

Не отставали от правителей и монахи. В монастыре Кайюань в 1055 году возвели постройку высотой 84 метра, пагоду Ляоди. Но самой высокой считалась пагода Юннин высотой 137 метров и пагода в Чанъане высотой в 100 метров! Обрушения башен считались чуть ли не национальным бедствием. Напротив, хорошая сохранность древних построек считалась знаком стабильности и процветания. Недаром китайский поэт эпохи Тан так выразил свое понимание стабильности: «480 буддийских храмов южных династий, / бесчисленные пагоды и башни / в тумане стоят под дождем».

Первые, деревянные, пагоды даже имели нечто вроде государственного стандарта. По императорским указам было регламентировано все -от внешнего вида, количества ярусов и декоративных элементов до размеров каждой деревянной детали. Правда, ни одна из ранних пагод до нашего времени не дожила, только круглая Сунъюэ 523 года постройки, но и то лишь потому, что она была уже каменная.

Религиозные символы

В 652 году в Чанъане была возведена еще одна пагода, которая стала впоследствии известна как Большая пагода диких гусей, то есть Даяньта. Название связано с несколькими легендами. По одной из них, записанной еще в Средние века, один из монахов, употреблявший в пищу мясо, увидел в небе стаю диких гусей и взмолился своему Бодхисатве, что вся его община уже несколько дней ничего не ела и почему бы Будде не послать им немного съестного. Тут же один из гусей сломал крыло и камнем упал вниз. Монах, увидев последствия своей просьбы, пришел в ужас. Гуся торжественно похоронили, община отказалась от мясоедения, а на месте погребения птицы возвели пагоду. По другой версии, гусем, упавшим с неба, был сам Будда — дабы показать монахам всю глубину их заблуждений.

Пагода диких гусейНо легенда не имеет никакого отношения к строительству пагоды. Сооружение было, действительно, возведено на территории буддийского монастыря, но затеял это строительство ученый монах Сюаньцзан, который только что вернулся из путешествия по Индии и привез немало реликвий, которые нужно было где-то хранить. Как раз с 648 года в монастыре велись грандиозные работы по расширению храма Милосердия и Материнской Любви, чтобы почтить память рано умершей матери императора Гаоцзуна.

Храм, расположенный тогда за городской стеной, был построен еще в те годы, когда Гаоцзун был наследником престола, и уже заметно обветшал. Сюаньцзан, поселившийся в храме, вероятно, использовал эту перестройку в своих целях. По третьей версии легенды, он-то и дал название пагоде, взяв его у одноименного сооружения в Индии. В традиции Юго-Восточной Азии дикие гуси считаются символами супружеской верности, дружбы и взаимопомощи, с одной стороны, и одиночества и разлуки с родиной — с другой, а упавший дикий гусь символизирует еще и беспримерную женскую красоту.

Пагода диких гусей первоначально была построена из утрамбованной земли, облицованной кирпичом. Она была квадратной и пятиярусной. Но простояла всего около полувека: стыки облицовочных плит заросли травой, стены потрескались и пагода рухнула. Реконструкцией пришлось заниматься в 704 году уже императрице У Цзэтянь. При ней к пяти ярусам добавили еще столько же. Чуть позже, при императоре Цзин-луне, в 707 году, в Чанъане появилась еще одна пагода при храме Цзяньфу у южных ворот — в 15 ярусов, но ниже, чем Большая. Дабы долго не мудрствовать, ее стали называть Малой пагодой диких гусей. В ней хранились реликвии, привезенные другим монахом-путешественником Ицзином.

Снаружи и внутри

В десятиярусном состоянии пагода пребывала до страшного землетрясения 1556 года. Хотя она систематически ремонтировалась, ударов стихии пагода пережить не смогла. И три этажа, основательно разрушенные природой, пришлось снести. С тех пор Большая пагода имеет семь ярусов и высоту 64 метра.

Малой пагоде повезло гораздо больше: она хоть и получила повреждения и трещины, однако устояла при землетрясении 1556 года и последующих за ним, правда, «ушла» на два яруса в землю, так что теперь имеет 13 этажей и 46 метров высоты. Малую пагоду от разрушения спасли особенности конструкции: в основании она имеет сферической формы твердую породу, окруженную мягким грунтом, что стало своеобразным амортизатором и не дало башне разрушиться.

Большой пагоде повезло меньше, и ее несколько раз восстанавливали. Однако в эпоху династии Цин пагода стала наклоняться, и с каждым годом этот наклон становился все больше, пока она не превратилась в своего рода китайскую Пизанскую башню, отклонившись от вертикали более чем на метр. В XX веке, когда Сиань стал бурно развиваться и застраиваться, это отклонение приняло уже и вовсе угрожающие формы, одно время думали даже пагоду и вовсе снести. Спасло ее лишь то, что к изучению проблемы подключились ученые. И выяснилось, что пагода стоит на податливом мягком грунте с обилием полостей и проблемы связаны с использованием подземных вод. Немедленно было запрещено устройство колодцев вблизи башни, а часть из тех, что уже существовали, засыпаны. Пагода стала выпрямляться! Сегодня она уже более вертикальна, чем несколько десятилетий тому назад.

Башню окружают другие монастырские постройки, украшенные статуями, каменной резьбой, лепными барельефами и росписями на буддийские сюжеты. Вокруг нее находится парк с обилием зелени, дорожек, стел, бронзовых и каменных изваяний. Первый ярус пагоды занимает традиционный китайский павильон с высотой потолка 4,2 метра, каждый ярус поддерживают скрытые кирпичные колонны, ярусы имеют ограждения, на каждом из них размещено 8-9 помещений, украшенных росписями на тему путешествий монаха Сюаньцзана. Нижний ярус имеет четыре входа с резными дверями, между входами расположены Будды и Бодхисатвы.

Пагода — это своего рода музей эпохи Тан. Однако все эти предметы были собраны уже после окончания «культурной революции». Хунвэйбины Большую пагоду не пощадили: от нее тогда осталась одна лишь кирпичная оболочка, все ценное было вытащено и сожжено на кострах. То, что сегодня выставлено на обозрение туристам, было собрано по всему Китаю.

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Невероятные артефакты 483 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,383 сек. Потребление памяти:9.65 mb