Блеск и нищета Таганки

Автор: Maks Янв 24, 2020

В 1970-х годах ходить в Театр на Таганке было так же статусно, как иметь кооперативную квартиру, автомобиль и брендовые джинсы клеш. Однако репутацию модного авангардного пространства театр приобрел не сразу, а после прихода в него Юрия Любимова.

Формально у Театра на Таганке было два названия и два дня рождения. Сразу после войны, в 1946 году, в здании столичного кинотеатра «Вулкан» был открыт Московский театр драмы и комедии. «Театр был никакой, в него силком завозили из соседних колхозов людей, чтобы выполнять нормы культурного обслуживания населения», — вспоминали очевидцы. Но 18 лет спустя все резко изменилось.

Сборище гениев

В 1964 году главным режиссером Московского театра драмы и комедии назначили Юрия Любимова — актера Театра имени Вахтангова, а также преподавателя Щукинского училища. Любимов привел с собой самых талантливых своих учеников (Валерия Золотухина, Леонида Филатова, Вениамина Смехова, Аллу Демидову, Инну Ульянову, Владимира Высоцкого и других) и установил новые правила — точнее, отменил все старые.

Дебютная постановка по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана» имела огромный успех Этот спектакль стал талисманом театра и идет в нем по сей день, уже более полувека. Любимов первым стал сокращенно называть театр Таганкой, по его месторасположению. Это название подхватили актеры, а затем и вся театральная публика Москвы. Однако официальным оно стало лишь десятилетия спустя: Управление культуры СССР отказывалось переименовывать театр.

Любимов повесил в фойе театра портреты своих идейных вдохновителей: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Говорят, что райком партии в приказном порядке заставил режиссера добавить к троице хотя бы один патриотичный портрет — Станиславского. Пошел ли на уступки режиссер — история умалчивает.

Юрий Петрович стал настоящим реформатором советского театра. Он отменил грим, убрал занавес и упразднил декорации как таковые — их заменяли различные строительные конструкции. Вместо пьес в репертуар вошли постановки на основе поэзии Пушкина, Вознесенского, Маяковского, Пастернака, Евтушенко. Слово на сцене потеряло свой вес и уступило место музыке, песням и движениям. Дикая смесь пантомимы, театра теней, акробатики, игры света, песен, психологических диалогов казалась чем-то фантастическим.

Пробирало до мурашек. Внезапный выстрел и запах пороха, неожиданный цирковой трюк после частушек — Любимов умел удивлять. Такого советский зритель еще не видел! Во время спектакля режиссер ходил по балкону и дирижировал, только вместо палочки у него в руках был трехцветный фонарик. «Вот он мигает — значит давай, качай, поддавай пару!» — вспоминали очевидцы. Любимов лично принимал костюмы, декорации, бутафорию, но всегда был готов воспринять и чужое мнение. Выслушивал всех, от актеров до гардеробщиков, и принимал лучшее решение. «Все знали и чувствовали его стиль, направление мысли, это было в крови», — вспоминают старожилы театра. Художник Давид Боровский в шутку назвал Любимова гением коллективного труда, но это было правдой.

«Остров свободы»

За 10 лет из захолустного театра Таганка превратилась в одно из самых популярных богемных мест в Москве. Народ на спектакли валил валом, достать билеты было невозможно — многие записывались в очередь по номеркам, дежурили ночью, чтобы успеть к открытию кассы. Театр на Таганке прозвали островом свободы в несвободной стране, а Юрия Любимова — официальным диссидентом. Однако чем дальше отходил Любимов от границ разрешенного, тем злее становились искусствоведы в штатском, называвшие Таганку «театром с запахом непроветренной спальни». Отдельным камнем преткновения стала фигура неугодного властям Высоцкого.

Высоцкий на сцене ТаганкиВладимир Высоцкий проработал в театре 16 лет и сыграл в 14 спектаклях. Любимов считал его гениальным разноплановым актером, выбивал повышенный оклад и многое прощал, в том числе опоздания, отлучки на съемки и запои. «Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберешься», — писала о Любимове Высоцкому его жена Марина Влади. Любимов знал, что многие зрители приходят в театр, только чтобы послушать песни Высоцкого, которые он писал для спектаклей сам. Народная популярность барда в те годы просто зашкаливала. Высоцкий был нужен Театру на Таганке, как и Таганка была нужна Высоцкому. Но постепенно в актерском коллективе начались брожения. Чем Высоцкий лучше нас? Почему этому несчастному алкоголику дают ведущие роли, подстраивают под него весь репертуар театра? «Он же зазнался, стрижет купюры в кармане», — злословили коллеги. Высоцкого много раз исключали из труппы, но потом возвращали вновь. Многие актеры Таганки признавались, что оценили талант Высоцкого, только когда его не стало… После смерти Владимира Высоцкого в 1980 году на Таганку словно пало проклятие.

Выгораживание Высоцкого и отказ прогибаться под власть привели к тому, что многие спектакли Таганки стали отменять, а гастроли запрещать. Сняли спектакли «Владимир Высоцкий» и «Борис Годунов». В 1984 году Юрий Любимов находился в Лондоне, когда его заочно лишили гражданства СССР и уволили с поста худрука Театра на Таганке. Режиссер воспринял этот удар в, спину очень болезненно. Англия, США, Израиль, Франция, Италия, Германия и другие страны с распростертыми объятиями приняли Юрия Любимова — ведущие театры мира заключили с ним контракты. «Как бродяга мотался по Европе», — скажет позже Любимов.

Раскол

Театр на Таганке передали режиссеру Анатолию Эфросу, которого труппа встретила в штыки. Несколько актеров демонстративно уволились, а остальные объявили новому ставленнику бойкот. После смерти Эфроса в 1987 году художественным руководителем Таганки стал его актер Николай Губенко, который многое сделал для возвращения Любимова.

В 1988 году Юрий Любимов вернулся в Москву, а год спустя ему вернули и гражданство, и Таганку. Однако внутренняя атмосфера в театре оставалась накаленной. В 1993 году Николай Губенко обвинил Любимова в том, что эмиграция изменила режиссера, которому теперь не нужно ничего, кроме «тщеславия, долларов и скандальной славы». Газеты писали: «Театр на Таганке ждал возвращения вынужденно блудного отца, а увидел возвращение кризисного менеджера».

Губенко и некоторые ушедшие с ним актеры (в том числе Леонид Филатов, Нина Шацкая, Инна Ульянова, Татьяна Жукова, Наталья Сайко, Зинаида Славина, Михаил Лебедев, Расми Джабраилов) создали Содружество актеров Таганки, заняв пристройку здания театра. С Любимовым остались Валерий Золотухин, Иван Бортник, Виталий Шаповалов, Александр Трофимов и другие. По иной версии, причиной раскола стало решение Юрия Любимова обновить труппу театра и уволить десятки неугодных актеров. Третьи уверяли, что между Губенко и Любимовым был не профессиональный, а личный конфликт. Как бы то ни было, разразился большой скандал, причем поклонники Таганки поддержали Любимова, а Губенко обвинили в предательстве. Дело дошло до суда, но в итоге Таганка разделилась на два враждебных друг другу театра. Конфликт был исчерпан лишь в 2011 году, когда Любимов уволился с должности худрука, а его место занял Валерий Золотухин, заключивший с Николаем Губенко перемирие.

В марте 2013 года скончался Валерий Золотухин, в октябре 2014 года ушел из жизни Юрий Любимов. Директором Театра на Таганке стал Владимир Флейшер, а два года спустя его сменила актриса Ирина Апексимова, которая занимает этот пост и сей день, делая все, чтобы Таганка оставалась самой собой — культовым местом для настоящих театралов.

Марина СОБОЛЕВА



, ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,482 сек. Потребление памяти:10.37 mb