Как табор дошёл до стриптиза

Автор: Maks Дек 14, 2020

Советское кино знало мало таких успешных картин, как фильм Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», вышедший на экраны в 1975 году. Его в первый же год проката посмотрели почти 65 миллионов зрителей. «Табор уходит в небо» и сегодня берет за душу всякого, кто его посмотрит.

Высоколобые критики ругали работу Лотяну: он-де романтизирует жизнь и быт кочевых цыган. И вообще вся картина — образчик грубого китча. В такой точке зрения есть доля истины. Но зрители считали иначе: для них эта история с трагическим концом была гимном свободе и яркому празднику жизни.

Роман длиною в жизнь

Сценарий картины написал сам Лотяну по мотивам «Старухи Изергиль» и «Макара Чудры», ранних романтических рассказов Максима Горького. В роли цыганки-колдуньи Рады Эмиль Владимирович сразу видел только одну актрису — Светлану Тому. Тем не менее в свойственной ему жесткой творческой манере он заставил молодую артистку дважды пройти пробы — вместе с другими претендентками на роль.

Хотя она и в кино-то пришла исключительно благодаря Лотяну. За десять лет до «Табора…» режиссер увидел на остановке в Кишиневе необыкновенно красивую юную брюнетку. Ей было семнадцать. Ему — двадцать восемь. Он подошел к девушке и познакомился с ней. Красавицу звали Светланой Фомичевой. И никакая она была не цыганка. Отцом ее был русский мужчина по имени Андрей Фомичев, матерью — еврейка Идее Сауловна Сухая. Смесь двух национальностей и породила такую нежную и яркую восточную красоту.

Лотяну был очень влюбчив и абсолютно не создан для брака. Женщины становились чем-то вроде топлива для его самобытного таланта. Конечно, режиссер сразу влюбился, сраженный наповал поразительной красотой Томы. Он вообще был очень падок на внешнюю женскую прелесть. И уже в 1966 вышел его фильм «Красные поляны» — в нем сыграла юная Тома, ради актерской карьеры отказавшаяся от идеи стать юристом, которую ей старательно внушали родители.

Звучный псевдоним Тома по девичьей фамилии одной из бабушек посоветовал Светлане взять именно Лотяну. Он снял актрису в шести своих картинах. Всего же Лотяну поставил одиннадцать картин, включая пару ранних короткометражек.

Роман со Светланой Томой длился до самой смерти режиссера в 2003 году. Хотя у актрисы были и другие мужчины. Она родила дочь Ирину от актера Олега Лачина. (Сейчас дочка Томы — тоже актриса.) Правда, брак был недолгим: Лачин погиб в результате несчастного случая на воде. Потом случилось еще одно замужество…

Но все равно главным мужчиной для Светланы Андреевны всегда оставался Эмиль Лотяну. Они сходились и расходились. Работали вместе и по отдельности. Он женился на юной Галине Беляевой, которая родила от него ребенка и снялась в его фильмах «Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова».

Тома прошла через жизнь Лотяну, понимая и принимая его таким, каким он был. Вот как она сама говорила об этих отношениях: «Наши отношения длились всю жизнь — до его ухода. Всплеск, потом у каждого своя жизнь, потом опять встреча и опять расставание. Я не хотела быть его официальной женой, потому что понимала: брак для него — это начало конца. Он был человек с крыльями, а любое ограничение ему крылья подрезало. Женщины, которые ревновали, пытались в рамки загнать, ему были неинтересны. И чем больше его кто-то хотел к себе привязать, тем большее отторжение случалось. И фильм «Табор уходит в небо» именно об этом. Вообще все фильмы Эмиля Лотяну — о нем».

Кошмарные съемки

«Табор уходит в небо» производит впечатление легкости — почти полета. На самом деле все участники картины вспоминали эти съемки как самые тяжелые в своей жизни. Картину снимали в Карпатах летом. Жара стояла страшная. Все изнемогали от духоты. А Лотяну на съемочной площадке становился настоящим диктатором. Все время кричал актерам, что все сделанное ими бездарно и никуда не годится. Но после окончания рабочего дня, который длился с раннего утра до поздней ночи, постановщик как будто перерождался и превращался в обычного человека — доброжелательного и вполне спокойного.

Обнажённая Светлана ТомаБезжалостное отношение режиссера к актерам во время съемок фильма «Табор уходит в небо» характеризует такой эпизод. Сцену купания Рады и Лойко Зобара снимали почему-то уже в октябре, когда похолодало. Чтобы в кадре не было гусиной кожи, тела актеров намазали гусиным жиром.

Но даже тщательная подготовка не помогла снять сцену с одного дубля. Когда Лойко в исполнении молдавского актера Григоре Григориу резким движением разорвал кофточку на Раде, актеры неожиданно поскользнулись, упали в речку, их понесло быстрым течением. Тяжелые цыганские юбки, надетые на Тому, промокли и потянули артистку ко дну. Она едва выбрались из холодной воды. Но Лотяну решил снимать сцену не откладывая. Во время следующей попытки выяснилось, что изо рта у Светланы идет пар. Тогда Эмиль заставил ее во время съемок держать кусочек льда во рту. Бог знает, чего стоило Светлане изображать горячую страсть со льдом во рту.

Немного оправдывает жесткость режиссера то, что перед началом съемок он сверхтщательно готовился к созданию романтического шедевра. Лотяну вместе с композитором картины Евгением Догой объехал чуть не всю страну в поисках натуры для «Табора…». Собирали самые лучшие и самые подходящие к сюжету цыганские песни. В итоге выбрали музыку, фактически создавшую этот пестрый праздник, который так скрасил серые советские будни.

Да это же порнография!

Конечно, целомудренных советских чиновников смутил эпизод, в котором показали обнаженную грудь Томы. «Табор уходит в небо» даже не хотели выпускать с этой сценой на большой экран. От «вырезания» картину спас очень высокопоставленный функционер, который благоволил Лотяну.

А Тома не видит ничего стыдного в этом — беспрецедентном для советского кино — эпизоде: «В той «скандальной» сцене на самом деле ничего крамольного не было. Совершенно никакой пошлости. Все чисто и красиво. Да и в фильмах Эмиля Лотяну ничего случайно не бывает, в том числе и раздевания. Если он решил включить такой эпизод в картину, значит он действительно был нужен».

Цыгане, о «подлинной» жизни которых рассказывает фильм, восприняли «Табор уходит в небо» неоднозначно. В основном речь о женской части народа. Цыганки заявили, что, согласно их традиции, женщина должна выходить замуж девственницей. И никакая уважающая себя представительница кочевого племени не разденется при мужчине, который не стал ее мужем.

Лотяну импонировала цыганская культура. Но в фильме он практически не снял цыган — непрофессиональных актеров: в картине он занял представителей артистических цыганских династий — таких как Бузылевы, Волшаниновы, Жемчужные. Они одновременно и играли людей из табора, и консультировали режиссера прямо на съемочной площадке.

Сразу после выхода «Табор уходит в небо» начал свое победное шествие по мировым экранам: его купили 120 стран!

Эмиль Лотяну и Светлана Тома на следующее утро после премьеры проснулись знаменитыми. Оба тогда не знали, что «Табор уходит в небо» станет пиком их карьеры, который им не суждено будет преодолеть, хотя творческие удачи еще будут.

Мария КОНЮКОВА

А АКТРИСА-ТО НЕНАСТОЯЩАЯ!

Однажды в Харькове на встречу со Светланой Томой пришел целый цыганский табор. Выкупит весь зал. Расположились прямо на полу, мужнины, женщины, старики, дети. Каково же было их удивление, когда они увидели Тому — по-европейски одетую женщину, близорукую, в очках. Цыгане устроили скандал: актрису подменили! И требовали, чтобы организаторы вернули им деньги за билеты.

Загадки истории » Искусство и телевидение » Как табор дошёл до стриптиза

, , , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 233 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,172 сек. Потребление памяти:7.21 mb